Никольская башня
lemming809 — 16.03.2024 Проездная башня восточной линии укреплений Кремля. Имеет четырехгранную форму и вплотную примыкающую к ней отводную стрельницу, проездные ворота которой выходят на Красную площадь. Возведена Пьетро Антонио Солари в 1491 году. Название башни связывают с иконой Николая Чудотворца, помещавшейся на фасаде стрельницы, и с Никольским греческим монастырем, находившимся когда-то на Никольской улице. Как и во всех проездных башнях здесь был подъемный мост через ров, а на воротах - защитные решетки - герсы. Внутри проездные части четверика и стрельницы перекрыты цилиндрическими сводами. Башня и стрельница сообщаются между собой системой лестниц и двухъярусных коридоров.Никольская башня дольше всех сохраняла свои древние архитектурные формы. В XVI -XVII веках ее ворота служили главным образом для подъезда к боярским дворам и монастырским подворьям в Кремле. В 30-х годах XVIII века она приобретает барочный декор, сходный с оформлением Арсенала и Анненгофского дворца в Кремле, составляя с ними единый ансамбль. Лишь в 1780 году башня впервые была надстроена круглым верхом с довольно низким шатром. В 1806 году Л.Руска капитально перестраивает башню - возводит над четвериком готический восьмерик с ажурными украшениями и высоким шатром.
В 1812 году французы, отступая из Москвы, взорвали Никольскую башню. Восстановили ее по проекту архитектора О.И.Бове в 1816-1819 годах. По предложению Ф.К.Соколова белокаменный шатер был заменен железным на каркасе, а по углам четверика установлены четыре белокаменных башенки-фиала.
В 1917 году башня сильно пострадала во время артиллерийского обстрела Кремля, но уже в следующем году она была восстановлена под наблюдением архитектора Н.Марковникова.
До 1935 года Никольскую башню венчал двуглавый орел. Его заменили звездой, каркас которой был изготовлен из нержавеющей стали и облицован позолоченной медью. В 1937 году на башню установили рубиновую звезду.
Высота башни - до звезды - 67,1м, со звездой - 70,4м.
В собрании архитектурной графики голштинского дворянина Фридриха Вильгельма Берхгольца, дважды подолгу жившего в России при Петре I и Елизавете Петровне, есть немало уникальных изображений московских построек - как ныне утраченных, так и дошедших до нас в ином облике. Сегодня остановимся на Никольской башне, демонстрирующей на рисунке 1740-х гг. весьма непривычный образ.
Вот, что пишет А.В. Можаев о Никольской проездной башне в книге «МОСКВА БЕРХГОЛЬЦА. Московская часть архива Ф. В. Берхгольца. Архитектурная графика столицы 1740‑х годов из собрания Национального музея Швеции»:
«Считается, что Никольская — единственная башня Кремля, не получившая кирпичного шатрового завершения в 1680‑е годы.
Однако значимость ее ворот не позволяет предположить, что этот «пропуск» мог быть случайным. Или это исключение имеет пока неразгаданный смысл, или надстройка существовала, но нам о ней неизвестно. Н. Д. Троскина детально разобрала вторую версию и обратила внимание на то, что в 1701 году произошел опустошительный пожар, более всего разрушивший северо-восточную часть Кремля. В послепожарной описи
указаны размеры всех башен, кроме Никольской, что может говорить о том, что она пострадала особенно сильно. Единственное более раннее изображение башни на чертеже Афанасия Фомина позволяет трактовать его как упрощенный рисунок двухъярусного шатра со смотровой вышкой, подобного надстройкам Тайницких и Константино-Еленинской проездных башен (в таком случае Никольская встает
в этот ряд второстепенных ворот Кремля). Но в то же время вышки указанных башен имеют большие оконные проемы, а Фомин показывает вверху лишь зубцы.
После очередного пожара в 1737 году в воротах выгорело «все деревянное», но в 1741 году они были восстановлены. Рисунок из архива Берхгольца мог быть выполнен как перед пожаром, так и после него, но поскольку ремонт носил косметический характер, мы можем полагать, что рисунок изображает «петровскую» версию башни, возникшую при послепожарном ремонте в первые годы XVIII столетия .
На условном, но внимательном к деталям чертеже Фомина показаны маленькие башенки-фиалы на углах стрельницы. На «шведском» рисунке к ним добавлены такие же башенки на основном четверике, что образно приближает башню к Спасским воротам, с 1620‑х годов имевшим подобное композиционное решение. Между ними показана изящная аркада, оформляющая крытую галерею. Арочные окна с внешними откосами на стрельнице и на верхнем четверике могли перекликаться с подобными окнами соседнего Арсенала, который начали строить в 1702 году.
Имеются и другие изображения, подтверждающие наличие галереи
и арочных окон до «готической» перестройки ворот, состоявшейся в 1805 году.
После очередного разрушения башни взрывом Арсенала в 1812 году она была вновь восстановлена в 1816‑м в том виде, который сохраняет по сию пору»
Использована «МОСКВА БЕРХГОЛЬЦА. Московская часть архива Ф. В. Берхгольца. Архитектурная графика столицы 1740‑х годов из собрания Национального музея Швеции»
|
</> |