Николаевская железная дорога
volynko — 13.11.202313 ноября 1851 года Введена в эксплуатацию Николаевская железная дорога (так она стала называться после смерти императора Николая I, ныне Октябрьская).
Николаевская железная дорога соединила две российские столицы: в 11 часов 15 минут из Петербурга отправился пассажирский поезд, который прибыл в Москву на следующие сутки в девять часов утра. В пути он пробыл 21 час 45 минут.
Расстояние между Петербургом и Москвой составляет 598 верст (634 километра), длину дороги определили в 604 версты (644 километра). В то время это была самая протяженная и совершенная двухпутная железная дорога в мире.
Октябрьская железная дорога – старейшая в России. Ее история началась в 1837 году с открытием железнодорожной линии Санкт-Петербург-Царское Село. 1 февраля 1842 года был подписан высочайший Указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург-Москва. И закипело строительство.
Земляное полотно дороги возводилось шириной 9 метров 45 сантиметров и было рассчитано на два рельсовых пути. Земляные работы проводились вручную. В пределах этой магистрали было построено свыше 30 железнодорожных станций, 184 моста, проложены 69 водопропускных труб, 19 путепроводов, а ширина колеи 1524 мм стала обязательной для всех железных дорог России!
Вокзалы сооружались под руководством главного архитектора дороги Тона, позже его сменил архитектор Желязевич. По всей линии построили железнодорожные казармы, сторожевые дома и переезды через полотно дороги. Между станциями провели телеграф.
В первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда. Пассажирский поезд состоял из 7 вагонов, товарный – из 15. Средняя скорость движения поездов составляла 29,6 километров в час. Постепенно скорость увеличивалась, а время в пути сокращалось.
Уже в 1913 году поезд из девяти пассажирских вагонов во главе с паровозом серии "С" Сормовского завода преодолел расстояние от Петербурга до Москвы за то же время, что и современные поезда, курсирующие на маршруте. В 1932 году на Октябрьской железной дороге появились пассажирские паровозы серии "ИС" Коломенского завода и был пущен экспресс "Красная стрела", на перегонах развивавший скорость до 120 километров в час.
А в 1965 году между Ленинградом и Москвой начал курсировать дневной скоростной поезд "Аврора", способный разгоняться до 160 километров в час. Но и это был не предел. В 1984 году в график движения был введен электропоезд ЭР-200 Рижского вагоностроительного завода. Он ходил лишь раз в неделю, зато развивал скорость до 200 километров в час, проводя в пути всего около пяти часов.
В конце минувшего века магистраль Петербург-Москва подверглась коренной реконструкции, фактически по современным технологиям была построена новая железная дорога. И теперь составы могут достигать скорости 250-260 километров в час.