
Никогда такого не было и вот опять...


Иероним Босх, пожалуй, один из самых загодочных и непонятных художников. Народ до сих пор ломает копья, чтобы выяснить истинный смысл его работ, которые вызывали и вызывают возмущение и восхищение одновременно, до сих пор. Причудливые фигуры не то людей, не то зверей, странные пейзажи и удивительные планеты... Что заставляло Босха писать такие сюжеты? И что хотел этим сказать художник и хотел ли действительно что-то сказать?
Пожалуй, самой известной картиной Босха является "Корабль дураков" (1490-1500гг.), где подвыпившие монашка и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом судёнышке, управляемом шутом.

Несмотря на то, что Босх резко осуждал развращённость духовенства, он не был закоренелым еретиком, как считают некоторые специалисты. Просто путь к постижению Бога у художника был вне официальной церкви.
В 1486-1487 годах художник вступил в Братство Богоматери в Хертогенбосе, основанное группой светских и духовных лиц. Это религиозное братство было создано в 1318 году, на основе культа Девы Марии. Его члены много занимались благотворительной и просветительской деятельностью. Босх состоял почётным членом Братства и выполнил ряд работ по его заказу: цветной витраж для капеллы в церкви Святого Иоанна, роспись и позолоту алтаря, картину с сюжетом "Распятия"...

Согласитесь, что слишком буднично изображён трагический момент...
Самым же загодным считается босховский триптих "Сад земных наслаждений", написанный примерно в 1510-1515 годах. До сих пор умные люди бьются над разгадкой

Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического "сада любви", населенного множеством обнажённых фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюблённые беззастенчиво предаются любовным утехам в водоёмах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковёр, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.
Первым расшифровать это произведение попытался испанский монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), в 1605 году. Он считал, что в нём дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшего в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обречённого на гибель в аду.
Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри».
Мне же всегда вспоминается песня:
...есть город золотой
С прозрачными воротами и яркою звездой
А в городе том сад, всё травы да цветы
Гуляют там животные невиданной красы…
|
</> |