"НИКОГДА МЫ С НИМ НЕ ДРУЖИЛИ...": ПРОБЛЕМЫ СОВЕТСКОГО ЭСТРАДНОГО ДУЭТА, КОТОРЫЙ
ygashae_zvezdu — 27.07.2021Мы уже говорили, как творческим людям, добившимся успеха в дуэте, трудно и дуэт сохранить, и соло достойно выступить (КАК ПЬЯНСТВО АВДОТЬИ НИКИТИЧНЫ ПОСТАВИЛО КРЕСТ НА КАРЬЕРЕ ВЕРОНИКИ МАВРИКИЕВНЫ; ТУТ КУПЛЕТУ И КОНЕЦ...; ПОЧЕМУ НЕ СМОГЛИ ДОЛГО РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ ТОМАС АНДЕРС И ДИТЕР БОЛЕН?).
Галина Беседина и Сергей Тараненко еще одна иллюстрация подобной истории.
Галина окончила школу-студию МХАТ. Ее ждал в труппе театра Маяковского режиссер Андрей Гончаров. По его замыслу, Галина должна была заменить, собирающуюся отчалить за первым мужем в Польшу, Ирину Печерникову. Отъезд Печерниковой планировался через три месяца и, не желая сидеть без дела, Галина заглянула в Москонцерт, - нет ли там подработки.
В Москонцерте Галина встретила свою судьбу в лице певца Виктора Беседина, - человека, потерявшего на фронте ногу, но сумевшего обстоятельства переломить. Он был на двадцать лет старше, и на эстраде достаточно весом. Еще в 1958 году Беседин стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады, ему разрешили создать свой коллектив. Пел Беседин популярные песни, вот только ни одна из них не связывалась именно с его исполнением, кроме, пожалуй, «Если хочешь ты найти друзей». А так в его репертуар входили «И опять во дворе» (Кобзон), «Ты приснишься мне» (Магомаев), много было перелицовок с заграничной эстрады – «Купите фиалки», «Снегопад». В 1960-ые Беседин мелькал по телевидению, часто звучал по радио.
В 1969 году Галина стала его женой и ни разу об этом не пожалела, хотя ее имя молва связывала с двумя другими мужчинами – композитором Микаэлом Таривердиевым и Сергеем Тараненко.
Театр Маяковского был забыт, Галина стала работать в коллективе мужа.
В коллектив этот пришел и Сергей Тараненко (1945-2013). В его активе наличествовала Гнесинка по классу фортепьяно. У Беседина Тараненко занял место руководителя ансамбля «Московские ребята», который артисту аккомпанировал.
Поскольку коллектив Беседина был открыт экспериментам, Галина и Сергей пробовали петь дуэтом. Это были локальные выступления далекие от радио и телевидения.
На радио и телевидение Беседину и Тараненко протолкнул композитор Микаэл Таривердиев. Решив поработать с дуэтом, он взял у Галины и Сергея обещание на год прекратить выступления и готовить программу с ним.
Таривердиев сделал акцент на поэтическом диалоге. Сперва он научил Беседину и Тараненко читать стихи в «раскладке на голоса» и только затем началась работа над музыкальной фразой. У Галины было контральто, у Сергея – баритон. Дабы «соединить голоса» Таривердиев заставлял Сергея оперный баритон придерживать, а Галино пение форсировал.
Интересно, как отреагировали оба фигуранта на режиссуру Таривердиева. Беседина все выполняла беспрекословно. Тараненко нередко именовал происходящее каторгой и лез в споры.
Через год дуэт подготовил программу из вокальных циклов на стихи Светлова, Цветаевой, Вознесенского. Таривердиев также отдал Бесединой и Тараненко уже популярные песни из «Иронии судьбы, или с Легким паром».
Не знаю, насколько дуэт был популярен собственно у слушателей, но путь на радио, телевидение, кино оказался открыт. Беседину и Тараненко в реале начали эфирить. Они приняли участие в итоговой «Песне года-78» с песней «Не исчезай», которая прозвучала в фильме «Ольга Сергеевна». Были они и на «Песне-79» с песней «Не возвращайтесь к былым возлюбленным», прозвучавшей в фильме «Старомодная комедия».
Дуэт победил на Всесоюзном телевизионном конкурсе «С песней по жизни», после чего Беседину и Тараненко отправили на фестиваль в Сопот. Узнав, что туда же едет Алла Пугачева, пребывающий с ней в контрах Таривердиев, безнадежно махнул рукой. Положение усугублялось тем, что Беседина и Тараненко выбрали для конкурса «Мне нравится, что вы больны не мной», которую в «Иронии судьбы, Или с легким паром» спела как раз Пугачева.
Но Беседина и Тараненко не подкачали. Гран-при взяла Пугачева с песней «Все могут короли», а нашим героям досталось второе место. Их назвали представителями поющей поэзии.
Тогда, в Сопоте, Тараненко впервые громко отличился в отрицательном смысле. Получив премиальные, он сел в бар и не выходил оттуда, несмотря на все напоминания, что завтра предстоит концерт в посольстве. А потом и вовсе исчез. Таривердиев поднял на поиски всех знакомых, опасаясь, что парень перебежал. Нашли «беглеца» только на следующее утро.
А после Сопота началась обычная профессиональная жизнь. Дав дуэту старт, Таривердиев переключился на трио «Меридиан». Галина и Сергей работали в нормальной стилистике ретро, отвечающей запросам лапинского телеэфира (КОНЕЦ СОВЕТСКОЙ ЭСТРАДЫ НА ПРИМЕРЕ ЯАКА ЙОАЛЫ). Им даже хиты не были нужны, — свой слушатель у романсовых песен, прошедших проверку временем и высокой поэзией, находился.
Первый удар свалился на Галину 8 марта 1987 года, когда прямо во время концерта у Виктора Беседина случился инсульт. После этого он прожил еще пять лет, хранимый женой.
После его смерти дуэт развалился.
В принципе, Тараненко еще достаточно долго продержался, не получая удовлетворения своим амбициям. Судите сами, - голос был у него, а не у Галины. Голос приходилось придерживать. Он тоже писал песни, Галина исполнять его песни отказывалась. На первом плане всегда была Галина, Сергей оставался сзади, за роялем.
По словам Бесединой - хотя молва назначала их мужем и женой, в реальности они даже друзьями не были.
«Никогда мы с ним не дружили, никогда не сидел он с моими гостями... Однажды он мне сказал: «Я сходил с ума, когда слышал от тебя фразу «Сереже не наливайте». А я ведь знала, что ему пить нельзя, что концерт сорвем, людей подведем. Он ведь мог встать на второй песне и уйти со сцены... Он сам не скрывал, говорил всем: а я, мол, пью. Но его страшно бесило, что я смею ему делать замечания».
Отправившись в свободное плавание, Тараненко парадоксальным образом опять оказался в дуэте да с песнями Таривердиева. Он женился на юной певичке и решил ее на эстраду протолкнуть, не беря во внимание, что девушка вообще-то исполняла попсу. Дуэт не имел никакого успеха. Скоро жена ушла с концами.
Через десять лет, встретившись и всё обсудив, Беседина и Тараненко решили работать вместе. После «лихих девяностых» пришло время «дискотеки восьмидесятых», различные ВиА реанимировались. В конце концов, Беседина и Тараненко были раскрученными лицами советского эфира, их помнили, хорошо принимали, пошли концерты.
За годы разлуки Тараненко приобрел новые вредные привычки. Закодировавшись от пьянства, он нашел компенсацию в играх на валютной бирже. Итог? Проиграл пять тысяч долларов, взятых у Галины в долг, а потом поставил на кон свою московскую квартиру. После чего два года болтался бездомный, пока не прописался у матери в коммуналке.
Но на сцене Тараненко был богом. По признанию Галины, слушая его игру и пение, она все ему прощала.
По злой иронии судьбы, ушел Тараненко так же как муж Галины, - получив на сцене инсульт. Ему стало плохо во время исполнения песни «Не исчезай», зрители вынесли артиста на руках из зала.
Врачи его спасти не смогли.
Галина Беседина выступает до сих пор, с племянником Тараненко, тоже Сергеем, продлевая жизнь жанру поющей поэзии.
|
</> |