Никитин и Сухарев обсуждают

С. Н.: Я же вам принёс массу примеров. Где мой портфель?.. Вот. Мы на Булате Шалвовиче можем проследить, как меняется его интонация – от стихотворения до песни. (Включает магнитофон. Звучит голос Окуджавы. Он читает стихотворение «Я выселен с Арбата, арбатский эмигрант…». Потом в его же исполнении звучит песня на эти стихи.)
Послушать как Окуджава читает это стихотворение. Песню лучше послушать на ролике ниже
Цитирую дальше стенограмму вечера:
С. Н.: Интересно, что тут можно заметить? Кто-то желает высказаться?
Семинаристы: Плохо звучит песня… Стихи гораздо лучше… Безусловно… Музыка мне не нравится… В музыке он старыми музыкальными приёмами воспользовался…
С. Н.: Сейчас мы не будем разбирать каждую фразу. Надо смотреть в целом.
Семинарист: Музыка лишает две последние строки того значения, которым они должны быть наполнены.
С. Н.: Что Дмитрий Антонович скажет?
Д. С.: Мне больше нравится, когда просто как стихи звучат.
Семинаристы: Такая музыка вполне ожидается… Наверное, стихи были воздушные, и поэтому…
(С. Н. слушает мнения и мурлыкает под гитарный перебор только что прозвучавший окуджавский мотив.)
С. Н.: Вот видите. Мнения разделились.
Д. С.: Я первый раз это как песню слышал. А как маэстро считает?
С. Н. (смеётся): Ну уж, маэстро… Я бы сказал, что стих звучит жёстко и как-то даже в лоб. А в песне… Это же он придумал песню и он её спел. Тут не скажешь, что кто-то взял стихотворение и испортил. Но когда он его поёт, то сразу появляется пространство, стихотворение становится многомерным, глубина появляется. И в песне, как мне кажется, возникает ещё и ироническая интонация. То есть тот смысл, который несёт текст сам по себе, остаётся, но появляются ещё, и ещё, и ещё смыслы.
Семинаристка: Серёж, ты эти стихи знаешь и смысл этот знаешь из стихотворения. А если человек слышит сразу песню, он может этот смысл и не понять.
С. Н.: Нет, мелодия же очень простая, она смысл не загораживает.
Д. С.: Может быть, ещё дело в том, что мягкости-то нам хватает, смягчений и иронии нам и так во как хватает, а жёсткости-то всё недостаёт. И поэтому, может быть…
С. Н.: Это уже дело автора: в каком-то случае он это прочтёт, а в каком-то – споёт. Естественно, имеет право на жизнь и стихотворение, и песня. Но в песне, лично для меня, многомерность появляется.
|
</> |