Нижние Муллы


Жизнь нас научила, что раз есть что-то нижнее, должно быть и верхнее. Так и с Муллами. Нижние Муллы стоят на речке Нижняя Мулянка, а Верхние, соответственно - на Верхней Мулянке, но они уже входят в состав Перми. Как я уже подмечал, многие населённые пункты Пермского края ровно на 100 лет старше его столицы. Так и с Нижними Муллами, впервые деревня на этом месте упоминается в документах в 1623-м году. Может быть просто в этом году стали как-то учитывать населённые пункты? Именно в 1623-м году Михаил Кайсаров провёл перепись земель Перми Великой, Соликамска и Кунгурских земель. Его писцовые книги преследовали главную цель - посчитать налогооблагаемую базу для сбора ясака со здешнего населения. Наверняка поселение здесь было и раньше, но в документах оно не значилось и ясак в казну население не платило.
Описывал Кайсаров с помощниками в основном владения татар и остяков, но заодно в его книги попали и владения Строгановых. Видимо центральная власть хотела знать, насколько разгулялась на Западном Урале эта династия.
Эпитеты «Верхние» и «Нижние» в названиях объясняются географическим положением населенных пунктов и рек, на берегу которых они расположены. Верхняя Мулянка впадает в Каму выше по течению, чем Нижняя, это всем понятно. А вот что такое Муллы? Исследователи говорят о двух основных версиях происхождения этого слова. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что слово это имеет не русское происхождение. Согласно одной из версий, реку Муловку (Мулянку) и стоящее на ней поселение стали именовать по башкирскому роду Мул. Здесь жили его представители. Причем Муллы — это прилагательное, образованное при помощи части слова «-лы» (она встречается в тюркских языках, к которым относится и башкирский). То есть Муллы — это, можно сказать, село Муловское. Два поселка с таким названием расположились неподалеку друг от друга, поэтому их сразу начали называть Верхними и Нижними Муллами, а реки — Верхней и Нижней Мулянкой.
Вторая версия связывает названия с именами татарских князей, живших на местной земле после покорения Казани Иваном Грозным — с середины XVI века. Старший сын князя Маметкула, Урак-бей Маметкулов, занимал территорию у Верхней Мулянки. Младший сын, Ирак-бей Сюндюк-бей Маметкулов, — у Нижней Мулянки. Считается, что либо сам Маметкул, либо его младший сын был муллой — то есть исламским священнослужителем, имамом. Термин закрепился в названиях и рек, и поселков. Так появились две Мулянки, а также Верхние и Нижние Муллы.
2. С названием разобрались, про историю села мне ничего интересного найти не удалось, посмотрим, что там есть. Приехали мы прямиком в исторический центр, коим является площадь и несколько старых домов в районе церкви.

Первый храм - деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, построена в конце 1670-х. К середине 19-го века она обветшала, её разобрали и на этом месте возвели каменный Свято-Троицкий храм. Деньги вкладывал князь Сергей Голицын, а проект разрабатывал губернский архитектор Григорий Летучий — он же, к примеру, реконструировал главный храм Перми - Спасо-Преображенский кафедральный собор.
3. Церковь недавно отремонтирована.

4.

5. В 1930-е храм закрыли, стали использовать в качестве склада. В советские годы в здании работала школа, затем табачно-махорочная фабрика Облпищепрома, в 1959 году его передали под хозяйственные нужды колхозу "40 лет Октября", а в 1989 году вернули верующим. В 1989-м в здании произошел пожар, уничтоживший фрески и иконостас, поэтому сейчас, после ремонта стены церкви пока стерильно белые.

6.

7. В реставрацию вложилась главная местная нефтяная компания, причём, видимо, неплохо вложилась. Такой комплект мебели нормально стоит.

8. Рядом со Свято-Троицким храмом в 2018 году открыли памятник Трифону Вятскому. Автор — пермский скульптор Илья Галиулин — изобразил святого плывущим на лодке.

По преданию, летом 1570-го года монах Пыскорского монастыря Трифон приплыл на лодке к Гляденовской горе (она находится в нескольких километрах от села) и поселился в пещере на ее склоне, чтобы рассказывать местным жителям о христианстве. Недалеко от устья речки Мулянки находилось тогда крупное языческое капище, где язычники-остяки приносили жертвы идолам. Построив келью, преподобный стал проводить здесь пустынное житие и при этом два года безбоязненно проповедовал местным язычникам о Христе.
Он срубил почитаемую остяками и вогулами огромную ель, чем вызвал у них гнев и намерение убить его. Однако, по милости Божией, остяки не смогли причинить святому никакого вреда. Проповедь преподобного Трифона на Мулянке принесла добрые плоды дочери остяцкого и вогульского князей приняли крещение. Если вспомнить, что другой местный святой Стефан Пермский тоже срубил священное дерево местных племён - прокудливую берёзу, то как-то их миссионерские подвиги выглядят немного по-другому.
9.

10. Но вот скульптор не преминул изобразить атрибут этого подвига.

В конце концов Трифон по неосторожности спалил заготовленные для строгановских варниц дрова и был вынужден покинуть эти земли. Добрался до Чердыни, а уже оттуда перебазировался в Хлынов (Вятку). Съездив в Москву, Трифон добился от Ивана Грозного разрешения на строительство в городе Успенского монастыря, где и стал архимандритом. Но дела в монастыре шли плохо и пришлось Трифону второй раз ехать в Москву, там он выпросил у Фёдора Иоанновича земли с крепостными для содержания монастырской братии. Но в итоге и в Хлынове он не ужился, перебрался в Слободской, где основал ещё один монастырь, а затем отправился скитаться по другим монастырям. К концу жизни вернулся в Хлынов, но в родной монастырь его поначалу не пустили, а попасть туда он смог только за несколько дней до смерти, которую и принял в стенах основанной им обители. В общем дело тёмное, а интересно, как оно было на самом деле, если выбросить из этой истории церковные придумки?
11.

Сама Гляденовская гора при этом дала название археологической культуре раннего железа (III — V века нашей эры). Ее так и именуют — гляденовская культура. Гляденовское святилище было открыто еще в XIX веке. Археологи нашли здесь множество культовых предметов, созданных несколько тысяч лет назад, а также жертвенники. Раскопки продолжаются и в XXI веке.
12. Часовенный столб на территории церкви.

13. А по другую сторону стоит часовня.

14.

15.

16.

17. От церкви к стоящей на берегу Камы часовне спускается лестница.

18. А вид на Каму с высокого берега открывается прекрасный.

19. На площади у церкви стоит магазин, причём очень давно стоит.

20. Тыльная сторона здания.

21. А рядом с магазином конечная остановка автобуса, следующего в Пермь.

22. Здание за магазином.

23. Дома вокруг площади.

24.

25.

26. Газ подключили, а всё равно жить не стали.

27.

28.

29. У этого спуска к Каме есть своё название - улица Лодочная. Как раз при нас на прицепе спускали лодку.

30.

31. Кто-то решил построить себе домик прямо на берегу. Но что-то пошло не так и дом стоит пустой.

32. А затем мы заехали в Пермь по делам.

Ещё из этой поездки:
Васильевское
Ильинский, часть 1
Ильинский, часть 2
Слудка, капитанская линия
Сретенское
Чёрмоз. Часть 1
Чёрмоз. Часть 2
Дорогами Ильинского района
Пермь. Медведи на набережной
Пермь. Набережная
Где счастье и что ещё не за горами
Пермь. Эспланада
Усть-Кишерть
Усть-Кишерть. Скульптуры
Посад
Посадские "Всамделишные сказки"
Спас-Барда
Шумково
Кунгур. Вокруг вокзала
Столпотворение на Белой Горе
Троельга
Ерши
Бым
Калинино (памятник песчанику)
Кыласово
Култаево
Нижние Муллы
Вольсовские вокзалы
Водонапорные башни
|
</> |