Нижневартовск. "Аллея почета Авиации". Часть 2 - Вертолеты-памятники.


Давно давно, начал рассказ об Аллее почета авиации в аэропорту
Нижневартовска. Сделал первую
часть, в которой показал крупномасштабные модели самолетов. А
потом как-то закрутился, возникло много всяких новых тем и сюжетов,
на которые благополучно и отвлекся. Пришла зима, темп событий
немного спал и появилась возможность вернуться к незаконченному
рассказу. Да и снег на фотографиях сейчас будет смотреться
органичнее, чем летом.
Во второй части покажу семейство вертолетов КБ Миля увековеченное
на постаментах на въезде в аэропорт Нижневартовска. Кроме
вертолетов будет затесавшийся туда трудяга Ан-2 и еще один макет -
Як-3.
Кроме привычных для моего журнала картинок в размере 1600
пикс, будет несколько больших панорам (до 8000 пикс.), о них буду
отдельно предупреждать.
Приятного просмотра!
2. Начну сразу с общей обзорной панорамы для знакомства со
всеми экспонатами. Здесь установлены: Ан-2, Ми-1, Ми-2, Ми-4,
модель Як-3, Ми-8, Ми-6. Все это великолепие установлено в 2000
году в честь 35-летия Нижневартовского авиапредприятия.
Если кому-то дорог интернет-трафик, то нажимать на фото не
стоит, откроется в виде 8000х1201 пикс. (7,9 мб)
3. Начну "по росту". С первенца М.Л. Миля, многоцелевого вертолета
Ми-1. Первый полет опытный вертолет совершил в 1948 году, тогда он
назывался ГМ-1 (Геликоптер Миля -1). Испытания проходили сложно, 2
первые опытные машины были потеряны... Но все же благодаря упорному
труду конструкторов, вертолет доработали и запустили в серийное
производство. Это первый советский серийный вертолет. Выпускался
серийно на Московском вертолетном заводе, а так же в Казани,
Оренбурге и Ростове-на-Дону. С 1957 года по лицензии выпускался в
Польше. Мнение найденных мной источников насчет общего количества
произведенных Ми-1 разнятся, но в целом эта цифра в пределах
2500-2800 экземпляров.
На табличке приведены основные ЛТХ и указано, что в Нижневартовском
АП эти вертолеты эксплуатировались с 1967 по 1973 гг.
4. Ми-1, RA-68117. Честно говоря не знаю, почему выбрали
такую регистрацию, под префиксом RA- этот вертолет явно не успел
полетать. Честнее было бы СССР-
5. Следующий экспонат - Ми-2.
Младший (по возрасту) брат получился более совершенным, чем
первенец. В отличии от Ми-1 с его одним поршневым двигателем, здесь
было установлено 2 новых газотурбинных двигателя ГТД350 КБ Климова.
Вертолет производился серийно с 1965 по 1992 гг. в Польше. Разные
источники опять таки путаются в показаниях по поводу количества
произведенных машин. Но в среднем все сходятся на цифре 5200-5400
штук.
6. В Нижневартовском авиапредприятии вертолеты Ми-2 трудились с
1975 года.
На этой фотографии видно, что вертолет несколько подрос по
сравнению с Ми-1. Благодаря этому Ми-2 может перевозить уже до 8
пассажиров (по сравнению с 3 в Ми-1). Вертолет получился
действительно удачный, косвенным свидетельством этого может служить
то, что до сих пор можно встретить живые Ми-2.
Я например, крайний раз видел один такой в Томске в начале июня
2013 года, прибывший из области санитарным рейсом.
7. Ми-2, RA-15686. Именно на таком вертолете летал главный
герой фильма Мимино - Валико Мизандари (если вдруг кто не знает
:)
8. Ми-4 - первый военно-транспортный вертолет принятый на
вооружение ВВС СССР. Разработка, летные испытания и
внедрение вертолета Ми-4 в серийное производство были осуществлены
в рекордно короткий срок - в течение одного года: 5 октября 1951 г.
было подписано постановление правительства о создании вертолета и
началась его конструктивная разработка, а уже в июне 1952 г. первый
опытный вертолет совершил первый полет и в этом же году начал
производиться серийно. В 1953 г. первые серийные вертолеты Ми-4А
успешно прошли войсковые испытания и стали поступать в вооруженные
силы.
Вертолеты Ми-4 серийно производились в 1953 - 1966 гг. на
вертолетном заводе в Казани, где было построено примерно 3200
вертолетов различных модификаций, из которых более 700 были
поставлены в 1956-1966 гг. за рубеж в 24 страны; кроме того,
вертолеты Ми-4 под обозначением 2-5 производились в 1958 - 1979 гг.
по лицензии в КНР в г. Харбине, где было построено 545
вертолетов.
Ми-4, RA-36574 (так же как и с Ми-1, правильнее было бы СССР-)
9. В пассажирской версии вертолет брал на борт до 12
пассажиров. В Нижневартовске эксплуатировались с 1965 по 1976
гг.
10. Чебурашка.
У вертолёта интересная схема расположения двигателя (в носу, да еще и под наклоном)
11. Следующий экспонат - Ми-8.
Вряд ли есть люди интересующиеся авиацией и ни разу не видевшие
Ми-8... вертолет настолько известный и распространенный, что на мой
взгляд никаких дополнительных слов не требует.
Этот борт по праву носит регистрацию RA-. Успел полетать под
ней в начале 90-х. В Нижневартовском АП вертолеты Ми-8 трудятся с
1973 года по сей день. И сейчас основной труженик северного
неба.
Ми-8Т, RA-25973
12. Панорамка Ми-8 и Ми-6. По клику откроется 8000х2566 пикс.
(11,6 мб.)
13. Красавец гигант - Ми-6. Про него вообще достаточно много
и интересно написано, поэтому кому интересно, лучше почитать в
развернутом виде.
14. Ми-6А, RA-21075. Бросается в глаза количество
иллюминаторов. Это не имеет отношения к данному экземпляру
вертолета, но прочел, что в 1965 году была создана пассажирская
модификация Ми-6П. В комфортабельном салоне с
прямоугольными окнами, тепло-звукоизоляцией, гардеробом и туалетом
размещалось 70 или 80 кресел в зависимости от шага их установки.
Задние грузовые створки и трап были заменены обтекателем с откидным
люком. При необходимости пассажирский вариант мог быть легко
преобразован в транспортно-санитарный. Вертолет остался в
единственном экземпляре.
Панорама для ценителей этой машины. В полном размере
8000х2345 пикс.
15. Такое впечатление, что эти двери в кабине на случай
экстренного покидания вертолета. А не штатный вход на рабочее
место. Или я не прав?
16. Отличный аквариум в носу вертолета! Оттуда должно быть
открывались прекрасные виды.
17. В эту вертолетную компанию затесался и самолет - Ан-2.
Так же как и Ми-8 не нуждается в представлении. "Я так думаю!"
(с)
Панорамка - 6000х2238 пикс.
18. Ан-2, RA-70705.
Ан-2 трудятся в Нижневартовске с 1965 года.
19. В 2010 году, в честь 65-летия Победы, аллея пополнилась
еще одним монументом. Памятник лётчикам-героям Великой
Отечественной войны 1941-45 гг. Помимо 5 портретов лётчиков-героев,
установлен макет самолета Як-3.
Вот такая достопримечательность имеется в аэропорту
Нижневартовска. Если вдруг занесет судьба в этот северный город и
будет немного времени в аэропорту, пройдитесь немного от
аэровокзала, не пожалеете!
Еще раз ссылка на первую часть рассказа:
Нижневартовск. "Аллея почета Авиации". Часть 1 -
Модели.
При подготовке материала использовались данные сайта:
http://airwar.ru/
Спасибо, что заглянули!