Незнакомка из Сены
sergeytsvetkov — 03.10.2019 Кем была эта «незнакомка из Сены» — не знает никто. В начале прошлого века её изображения, выдаваемые за копии с посмертной маски, были очень популярны, особенно среди людей, близких к искусству: поэтов, художников, писателей, актёров. Очарованные её застывшей, почти неуловимой улыбкой, которая так напоминала им улыбку Моны Лизы, они пытались силой вдохновения разгадать тайну ее жизни и смерти.Самая распространённая легенда гласит, что в конце 80-х годов позапрошлого века тело незнакомки было выловлено из вод Сены неподалёку от Лувра. И что никто-никто не знал имени прекрасной утопленницы, никто её никогда раньше не видел и никто не заявлял в полицию об её исчезновении. И что на теле никаких следов насилия обнаружено не было — причиной смерти посчитали самоубийство, причины которого, впрочем, так и остались непонятными. И что работник морга, поражённый красотой девушки и её удивительной, какой-то умиротворённой улыбкой, сделал с её лица посмертную маску.
Культ «незнакомки» начался в 1890-х годах и достиг своего пика в 1930-х: писатели, поэты, художники и фотографы черпали в нем вдохновение и посвящали свои работы. Альбер Камю сравнивал ее улыбку с улыбкой Моны Лизы, а Владимир Набоков посвятил неизвестной утопленнице стихотворение.
Торопя этой жизни развязку,
не любя на земле ничего,
всё гляжу я на белую маску
неживого лица твоего.
В без конца замирающих струнах
слышу голос твоей красоты.
В бледных толпах утопленниц юных
всех бледней и пленительней ты.
Ты со мною хоть в звуках помешкай,
жребий твой был на счастие скуп,
так ответь же посмертной усмешкой
очарованных гипсовых губ.
Неподвижны и выпуклы веки,
густо слиплись ресницы. Ответь,
неужели навеки, навеки?
А ведь как ты умела глядеть!
Плечи худенькие, молодые,
чёрный крест шерстяного платка,
фонари, ветер, тучи ночные,
в тёмных яблоках злая река.
Кто он был, умоляю, поведай,
соблазнитель таинственный твой?
Кудреватый племянник соседа —
пёстрый галстучек, зуб золотой?
Или звёздных небес завсегдатай,
друг бутылки, костей и кия,
вот такой же гуляка проклятый,
прогоревший мечтатель, как я?
И теперь, сотрясаясь всем телом,
он, как я, на кровати сидит
в чёрном мире, давно опустелом,
и на белую маску глядит.
Владимир Набоков, «L'inconnue de la Seine», 1934 год
Циники предполагают, что моделью для слепка послужила живая 16-летняя девушка.
|
</> |