New Glenn - второй пуск
smoliarm — 16.11.2025
Cape Canaveral, Nov 13:
Полёт прошёл совершенно гладко, "by the book", а первая ступень, выполнив свою работу, успешно села на морскую платформу:

Собственно, эта картинка - орбитальный бустер New Glenn, совершивший успешную посадку на платформу - картинка эта знаменует начало новой эпохи в космопроме.
Новой эпохи под названием "Коммерческий рынок многоразовых систем орбитального запуска".
Ну, если совсем строго говорить (методологически строго), то эпоха начнется с первым повторным (коммерческим) пуском бустера New Glenn.
Но вроде это планируют довольно скоро.
Вообще, похоже, что не все понимают *эффект второй фирмы*.
Дело в том, что одна фирма - единственная, освоившая передовую технологию - она становится монополистом - в полном смысле этого слова.
SpaceX снизила цену пуска примерно в полтора раза (по Протону) - и на этом остановилась - почему?
Они держат такую цену, которая позволяет им полностью загрузить производственные мощности, 110-115%, т.е. полная загрузка плюс небольшая очередь. А ниже снижать нет смысла - зачем "оставлять деньги на столе"? Лучше получать сверхприбыль.
Что сейчас и происходит: коммерческий пуск на ГПО SpaceX продаёт примерно за $70M, а себестоимость этого пуска сейчас меньше $20M.
Всю сверхприбыль они отправляют в разработки новых технологий (Starlink and Starship), и тем самым укрывают их от налога на сверхприбыль.
Реальное снижение цен возможно только при формировании рынка. То есть - с появлением конкурентов.
Что сейчас и происходит - на наших глазах.
Впрочем, станет ли Blue Origin вступать в серьёзную ценовую войну со SpaceX ? - кто знает.
Но вот когда китайские коммерческие компании освоят запуск многоразовых ракет - тут-то и начнётся :)
И теперь пару слов про полезную нагрузку этого пуска - марсианские орбитеры ESCAPADE.
По поводу схемы перелёта к Марсу, цитата из моего коммента к прошлому посту:
Запускают эти спутники так сильно заранее чтобы попробовать новую схему перелёта к Марсу:
СНАЧАЛА - корабль запускают в точку Лагранжа системы Земля-Солнце. Это получается сильно дешевле по дельта-ви, и позволяет заправить корабль дополнительным топливом. Кроме того, запуск в точку Лагранжа возможен почти в любое время года (там есть ограничения - но на порядок мягче, чем на переход к Марсу).
ЗАТЕМ - корабль "болтается" на Halo-orbit вокруг точки Лагранжа - ждёт, когда откроется переход к Марсу.
и НАКОНЕЦ - когда окно открыто, корабль уходит из Лагранжа "нырком" к Земле, и, использовав гравитационное поле Земли ("gravity-assist"), выстреливает себя на переход к Марсу.
Такая схема имеет свои достоинства и - как всегда - недостатки.
Поскольку сильно длиннее время перелёта - она годится для автоматов, но не для пилотируемого корабля.
Большой плюс - отсутствие давления deadline - поскольку его фактически нет.
Существенно сложнее конструкция корабля, особенно система навигации и ориентации. Зато получается выигрыш по полезной нагрузке - по сравнению с "прямой схемой".
И наконец - the last but not the least - разгружается стартовый комплекс. Что особенно важно если вам надо отправить десяток транспортников к Марсу - в течение ОДНОГО окна. При "схеме с Лагранжем" вам не надо утрамбовывать десять пусков в месячное окно, вы можете запускать их раз в два месяца в течение полутора лет.
Тут можно добавить ещё один плюс:
Сравним два корабля, изготовленные одновременно и загодя - за год до открытия перелётного окна.
Один корабль СРАЗУ отправляют к Марсу через точку Лагранжа, и он там ждёт целый год.
Второй корабль тоже ждёт год - но на Земле, в земной атмосфере.
Первый корабль в течение года подвергается действию космического излучения, впрочем, в наши дни вполне освоены технологии изготовления радиационно-устойчивой электроники.
Зато - этот первый корабль находитс в стерильном космическом вакууме.
А вот второй корабль хранится этот год на Земле - в атмосфере с кислородом, водой и углекислотой.
То есть, с веществами, которые охотно реагируют с компонентами топлива - с очень нежелательными результатами.
И хотя обычно корабль хранится в незаправленном виде - но его топливную систему уже снаряжали - обязательно - на испытаниях.
И следы MMH or NTO - могли остаться в системе. Если за год туда просочатся следы атмосферных газов - могут получиться неприятности.
По поводу рабочих орбит для спутников ESCAPADE:
Мне попадались комментарии, что они будут летать "в паре".
Насколко я понял описание проекта - они будут работать на разных орбитах во взаимно перпендикулярных плоскостях.
Одна орбита будет близка к экваториальной плоскости Марса, другая будет почти полярная.
|
|
</> |
Как выбрать лучшего интернет-провайдера для дома по качеству соединения в России
Офицеры эскадренного броненосца “Князь Суворов” 1904 год
Картавый всё....
Псков. Осень
Картинки 5 ноября 2025 года
Последний месяц живой воды (с)
Параллелепипеды ада
Русским нельзя улыбаться

