Невыносимый хиджаб

топ 100 блогов podrabinek05.01.2013
Вопрос «разрешать ли носить в школе хиджаб» потерял смысл. Оппоненты и комментаторы легко забыли о предназначении школы и увлеклись посторонними вопросами: религиозными, культурными, этическими и даже эстетическими. Но больше всего – вкусовыми. Это только в пословице говорится, что «о вкусах не спорят». Больше всего спорят именно о них!

Те, кому хиджаб не нравится, требуют запретить его ношение в школах, а еще лучше и в общественных местах. Те, кому хиджаб по душе, возражают. Споры самые ожесточенные. К общему мнению стороны не придут никогда, потому что исходят они из собственных вкусов.

Другие ищут аргументацию. Противники хиджаба напирают на отделение школы от церкви и светский характер государства. Защитники мусульманских традиций ссылаются на свободу вероисповедания. Петиция в администрацию президента с просьбой разрешить девочкам носить в российских школах хиджабы собрала к 3 января 1400 подписей.
Занимающий должность президента Владимир Путин на недавней пресс-конференции высказался против ношения хиджабов и привел уж совсем никудышный аргумент: «В самом исламском мире авторитеты государства говорят о том, что это делать не надо. А мы у себя будем внедрять чуждые нам традиции? Зачем?».

То, что главный начальник мечтает одеть весь подведомственный ему народ в какую-нибудь форму, понятно. Разговоры о дресс-коде ведутся в Федеральном собрании; сам же Путин уже высказался за обязательную школьную форму. Упрощенное мышление – простые решения. Ничего нового.

В вопросе о школьной одежде есть две полярные точки зрения. Одна сводится к ношению школьной формы, другая – к возможности ношения одежды, подчеркивающей религиозную идентичность. Где-то эти крайности, возможно, сходятся. (Может быть, не в очень счастливом будущем, где ношение хиджабов станет обязательным!) Но пока одна крайность лишает свободы выбора, другая – защищает его.

Сторонникам единообразия и единоначалия нравится школьная форма потому, что она делает всех внешне одинаковыми. Форма в стирает внешние различия учеников по некоторым признакам: социальным, имущественным, религиозным, национальным. Однако различия эти на самом деле существуют, а форма только камуфлирует их. Люди не становятся одинаковыми оттого, что одинаково одеты.

С другой стороны, люди, желающие подчеркнуть свое своеобразие, посягают на одинаковость, но не на равноправие. Равноправие заключается в том, чтобы иметь равные права, а не одинаковую одежду. Ношение мусульманского хиджаба такое же право, как ношение православными нательного крестика, иудеями – магендавида, панками – ирокеза, готами – всего черного, эмо-кидами – всего яркого, хиппарями – длинных волос, а скин-хедами – бритых голов на короткой и толстой шее. Разумеется, можно вообще все запретить и носить одежду утвержденного образца, как в Северной Корее. Но если не уподобляться тоталитарным режимам, то какие есть правовые основания запрещать хиджаб, но разрешать, скажем, христианский крестик?

Более того, какие есть основания вмешиваться в выбор одежды учеником или его родителями? Люди, которые пытаются обосновать эти запреты, забыли о смысле школьного образования. Он состоит, прежде всего, в том, чтобы дети получали в школе знания. Если одежда этому не препятствует, то какие вопросы?

«Запретители» ссылаются на то, что школьницы в хиджабах будут подвергаться нападкам со стороны других учеников. Возможно, кое-где будут. Учителям придется рассказывать о толерантности, родителям вразумлять своих чад, а выразителям своей религиозной сущности терпеть и закалять характер. Возможно, в какой-то момент они решат, что свою религиозность не обязательно демонстрировать всему классу, что вера – дело интимное, а не публичное. Тогда они снимут хиджаб и перестанут кичиться своей религиозностью.

В любом случае, в школе они научатся настоящей жизни, в которой им оставлена свобода выбора. Существенно, чтобы право выбирать оставалось у всех – и тех, кто носит хиджаб, и тех, кто его не носит. Попытки решить этот вопрос волевым образом, путем предписаний, сужает пространство свободы и воспитывает в детях нетерпимость. Если задача школы состоит в том, чтобы сделать детей будущими винтиками государственной системы, то подобные запреты очень кстати.

Должен признаться, мне самому крайне не нравится ношение в школе хиджабов или других религиозных символов. Мне не нравится выпячивание национальной или субкультурной принадлежности. Мне бы очень не хотелось, чтобы наши школы подверглись риску превратиться в арену межрелигиозной розни. У меня для воображаемого оппонента много веских аргументов на этот счет. Однако все мои «не хочу» со всеми вескими аргументами легко перевешиваются одним его «имею право». Мое «правильное» мнение не может ограничивать его свободу выбора. По крайней мере, до тех пор, пока это не мешает детям получать в школе образование. В этом смысл школы и не надо об этом забывать.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Эсэсовцы отдыхают на газоне близ Олимпийского стадиона в Берлине. 1936 год. Via. ...
Автомобильное сообщество закипело от предложений радикально поднять штрафы и убрать нештрафуемый порог (с 20 до 5 км/). И понятно почему: штрафы превратились в источник заработка и растут быстрее, чем биткоин:  2014 - 72 млн. штрафов 2015 - 81 млн. штрафов 2016 - 87 млн. штрафов ...
Ничто не доставляет столько геморроя, сколько переоценка собственных возможностей. Казалось бы, чего проще, взять и покрасить пару моделей дедовским стендовым способом? Что я, в самом деле, никогда этого не делал? Подумаешь, масштаб на 8 единиц меньше привычного 35-го! Есть же люди, ...
Как-то так получилось что мне захотелось накрасить ногти именно им, тёмным ягодным, малиново-фиолетовым бордо:) Со вспышкой: Цвет абсолютно комфортно подходил мне под настроение и я носила его с огромным удовольствием. красила,впрочем, тоже. ...
Сбылась Наташина мечта - записалась я на курсы визажистов или, по-нашему, maquilladora. Хожу уже две недели каждый божий день кроме выходных. Кайфую. Мне очень нравится процесс. Спорю с училками - их у нас две, одна преподаёт теорию, другая - по ...