Nеvеsта Sталина (1991)
ru_klukva_ru — 19.02.2019Сколько же антисоветского говна про сталинизм я видел и сколько еще, надеюсь, не увижу никогда. И каждый раз я думаю: "Ну, на сей-то раз хуже сделать уж точно нельзя!" Оказывается, можно... Настраиваясь на венгерский телефильм 1992 г. "Невеста Сталина", я ожидал увидеть замшелую злобную клюкву про аццкую коллективизацию и жестоких сталинских соколов в духе украинских поделок типа "Поводыря". Но то, что я увидел - было гораздо хуже. Я в полной мере осознал - дна нет. Дна - неееееееееееееет...
Итак, СССР неустановленных 1930-х годов. На станцию Балабановка прибывает на эмке мрачный товаристч в шляпе, золотых очках и с кобурой на гражданском, в котором по мерзкой роже можно легко опознать злодея. Он пришел проводить сюда kollektivizatsia.
Kollektivizatsia настолько сурова, что местные крестьяне обобществляют даже собственные samovars. Наш главный герой, молодой парень Зорька Косой, вынужден сдать собственную скаковую лошадь: "Она будет принадлежать narodu!" - заявляют ему tovaristchi коммунисты.
Естественно, перегибы на местах неизбежны. Хотя лошадь скаковая, ее грузят в вагон для рабочего скота, да еще и специально, назло хозяину, бьют плетью - высокохудожественное полотно, правда? Возмущенный в ярости кричит на уполномоченного: "Grяznый kazak!" - и от разочарования в том, что мир лишен гуманизма и сострадания, избивает уполномоченного плетью сам.
Когда товаристч уполномоченный в попытке самообороны достал нож, ошалевший от ярости мелкособственнического индивидуалиста Зорка выхватил его и зарезал товаристча в клубах паровозного пара (символиииииизм!). Естественно, кулацкий бунт пресечен - убийца, застигнутый на месте преступления без тени раскаяния на лице, арестован милицией и уведен в Cheka. Как оказалось, лошадь не хотела идти в вагон из-за затаившейся там грязной белобрысой бомжихи в костюме, сделанном из зернового мешка - по моде начала 1930-х годов. Ее звали романтическим именем Параня.
Так эта полуненормальная дурочка и осталась на станции, наслаждаясь энергией, молодостью и угаром старой школы по хардкору.
Ин Совьет Раша рэд стар эвэривэа!
Положение здесь трудно назвать благополучным - нищета, бескультурье... Прямо на улицах валяются пьяные, которые кричат: "Еще несколько недель и мы вступим в коммунизм, товаристчи!", а их забирают за это в вытрезвитель бородатые милиционеры. Кстати, милиция, судя по всему, находится в огромном пустом амбаре - видимо, больше ничего у
Поэтому на станции стараются работать над культурной работой. Даже за опоздание в местный ДК жестоко наказывают путем
Но если вы думаете, что в ней все ненавидят коммунистов и боятся их - то это неправда. В Балабановке есть как минимум один беспартийный сочувствующий - ярый коммунист Бачило, настоящий пролетарий: нищий, алкоголик и люмпен. Отдыхая в пивных с плакатами на стенках, он со всей пролетарской ненавистью рассуждает о презренной интеллигенции, достойной расстрела, и твердо, по-коммунистически подытоживает: "Простой народ должен править!" А не всякая шваль в галстуках и очках! Давешний физрук тоже решил сыграть в тролля: "А как же Свердлов? У него тоже и очки, и галстук" На это Бачило логично предложил физруку выпить vodka. Видимо, чтобы повысить физруку уровень идеологической стойкости и национального духа.
Как известно, в селах живут исключительно добрые и гуманные люди, которые если и убьют, то только за собственное добро. Поэтому неудивительно, что когда Параня пришла послушать у ДК из репродуктора советские песни, ибо голос вождя должен слышать каждый гражданин великого СССР, на нее налетели местные мужики, которые стали ее забрасывать сеном и толсто троллить: "Параня, где твой жених! Покажи
Защиты Параня решила искать у того самого Зорьки, который, как ни странно, не торчит сейчас в GULAG, а сидит рядом - с бородой и в тельняшке. Насколько можно понять по фильму из его разговора с местной милицией, его просто... простили - наверно, таки уполномоченного он недорезал и тот не стал писать заявление. Ограничились предупреждением и изъятием ножа: "В следующий раз получишь минимум четыре года!". Все это лишний раз свидетельствует о гуманизме сталинского социализма! Зорька, отличавшийся уже продемонстрированным нам человеколюбием и состраданием, не обратил на ее причитания ни малейшего внимания и отправил в игнор.
Попытка Парани закадрить на танцах под гармошку пионеров возле школы местного физрука, увешанного значками, закончилась аналогично. Фейл.
Во время других плясок, теперь уже у ДК, Параня забрела к киоску, где пыталась лапать подозрительно богатые бусы местной продавщицы. И... угадайте, что? Опять фейл! Развлечению обрадовались те же местные парни, которые стали кидать Паране в мешковину монетки - чем выше она задерет мешковину, тем больше получит. Тонкий троллинг, господа, на уровне двача.
Троллинг сорвал местный бородатый милиционер, и только Зорька внезапно вспомнил, что уже 20-я минута фильма, а он не продемонстрировал свой гуманизм - и он собирает для девушки разбросанные монетки. Эпизод ни малейшего смысла не имеет.
По репродукторам заводят предвоенную песню "Катюша", и дальше все по той же схеме - троллинг, травля, покажи сиськи, - пока наконец Параню не загнали к портрету фюрера с криком: "Невеста Сталина! Невеста Сталина!". Та в ужасе стала лопотать: "Сталин, защити!" Сталин - защити, Сталин - приди, Сталин - порядок наведи!
Этот случай перевернул всю жизнь Парани! Только после этого власти обратили внимание на бездомную ненормальную и живо настучали наверх, что некая психбольная организует несанкционированные сборища на площади и разводит вражескую агитацию о том, что она в родственных отношениях с вождем!
Получив приказ от товарища Сухова, начальник милиции, сказав что-то типа: "Серега, у нас
И там ее стал допрашивать добрейшей души человек - следователь Глеб Алексеевич Сухов, который разглядел за ее грязным лицом и уродливостью трогательное и нежное сердце врага народа и вражеского шпиона.
Параню пытаются расколоть. В ход идет весь арсенал способов: уговаривают, требуют, устраивают водные процедуры из ведра, остригают голову, угрожают в черных застенках,
Как бы это не было странно, но в селе начали скучать по Паране. Наверно, только когда исчезла бомжиха, над которой можно было безнаказанно издеваться, добрые колхозники поняли, как им ее не хватает... Чтобы ее вернуть, они решили отправить прошение. Но не Сталину - он, как папа римский, слишком занят и слишком велик, а... Лапитко, голкиперу "Динамо", чтобы он передал письмо прямо Сталину во время футбольного матча на Красной площади... Вы скажете, какому дебилу пришел в голову настолько идиотский план? Тому самому, который со значками ходит. "Футболист" - это диагноз, господа.
После гребаного получаса фильма режиссер вдруг решил сделать комедию. Сначала колхозники битый час рассуждают, можно ли играть в футбол на Красной площади, а потом решают, чтобы ситуация с Параней не повторилась, повесить портрет Сталина как можно выше. И вешают в итоге вверх ногами. Конечно, ответственные лица хватаются за сердце, орут: "Прикрой это!", и зритель видит, как простой пролетарий пытается прикрыть портрет своей пятой точкой. Смешно, да, смешно, Камеди клаб просто отдыхает...
Товарищ Сухов тем временем явно сошел с ума. Он приперся лично к начальнику милиции и стал петь "Вечерний звон" на венгерском, от чего начальник сам охренел и вытаращил глаза. Напевшись вволю, Сухов хватает его за грудки: "Знаешь, кто поет эту песню? Те, кто не хотел отправлять в Sibirь!" Что такое, что случилось? Оказывается, Сухов прознал про жалобу колхозников голкиперу "Динамо", что грозит пересмотром следственного дела, от чего он дико струхнул и стал угрожать начальнику милиции, что это он во всем виноват! Теперь уже тот струхнул: "Дайте мне 24 часа!" "Ты получишь столько же, но лет!" (с Золотой фонд цитат!)
Вы думаете, тупее быть не может? Вы недооцениваете венгерских мастеров слова... Начальник милиции тоже сходит с ума (сумасшествие заразно!), вызывает бородатого милиционера, который настучал на Параню - и говорит, что это он оклеветал невиновную, враг народа, и он его ща за это арестует! После чего действительно тычет в него своим маузером и загоняет в камеру - все, что угодно, только бы не петь "Вечерный звон" в Сибири!
Бородача тоже отправили в путешествие на воронке, причем зачем-то сняв с него сапоги - казенные, наверно, на учете. Но товарищ Сухов сказал, что один агент не агент и надо больше шпионов! MOOOOOOOOARRRRR!!! И пока фильм пытается побить по мастерству логики уровень "Тупого и еще тупее", Параню возвращают в село. Привезли прямо на казенной эмке, выкинули наружу и оставили на земле. Местные жители в радости от возвращения любимого человека тут же начали ее травить по заведенному обычаю - так сильна любовь этих людей к ближнему!
Как и положено, с отсидки Параня вернулась заматеревшей и ожесточенной - и выучила много новых слов: "Шпион, шпион, заберите его, арестовать!!!" - орет она что есть мочи, впервые вновь увидев физрука, и тут же убегает. Вот как ей идеологическую подготовку в Cheka подтянули!
Дальнейший сюжет нельзя описать, потому что его тупо нет. Около получаса зритель в полном ахуе наблюдает абсолютно никак не связанный набор эпизодов, не имеющих ни малейшего смысла. Параня шатается по селу, Параня шарахается от ножиков и верещит, менты арестовывают физрука и продавщицу в киоске за самогоноварение, зачем-то закрывают ДК и отменяют прием товаров у колхозников, среди населения ходят слухи, что Параня дочь Сталина, заделанная им в ссылке, вот ее и отпустили... Отдельный фимоз - сцена, где пьяный Бачило вздумал обнимать Параню, "отпрыска Сталина" и вертеть ее на плече с криком: "Сталин - Параня!" За это охреневшие менты отлупили его доской, а потом в очередной раз потащили в вытрезвитель. Жаль, что наркодиспансера тут нет, сценаристу он явно нужен.
Все остальное время Параня шляется по селу и истерит от вида наручников, ножей и прочего сельхозинвентаря, вызывая у меня лютый батхерт. Конец счастливый. Зорька оказался настоящим гуманистом. Услышав мои молитвы: "Кто-нибудь, пристрелите уже эту сумасшедшую, чтобы этот дурдом наконец закончился!" - он закалывает ножом забредшую к нему Параню. Теперь он пойдет в Гулаг, но Зорька не переживает - это не 58-я статья, много не дадут и вообще: "Она меня спровоцировала!" Настоящий мужик!!!
Конец. Прошу прощения, что все так скомкано, но даже я, видавший виды, имею нервы.
Я знаю, вы сейчас хотите задать вопрос - что это были за дебильные больные фантазии? Как ни странно, на сей раз на это есть вполне логичный ответ. Все очень просто. Это экранизация одноименного малоизвестного рассказа Владимира Тендрякова. Рассказ, конечно же, унылое, скучное и тупое антисоветское говно, ценное только тем, что короткое. Цель рассказа - обличить сталинские репрессии, которым, сама того не подозревая, помогала своей припадочной паранойей Параня, тыкая в кого попало с криком: "Шпионы! Покушение!" То, что это дебилизм, который может быть рожден только в мозгу писателя руками, понятно. Проблема в том, что этот "фильм" ухитрился даже такую тупость сделать еще тупее. Параня из оголтелой припадочной твари превратилась в этакую неразумную и обиженную жизнью невинную душу, которая не сознательно пытается примазаться к Сталину, а ее просто клинит, так как она жертва репрессий. Зорька из обычного полубандита, который прирезал Параню от злости, превратился в благородного героя, который весь фильм... просто сидит и ни хрена не делает. То, что это Параня виновник всех бед в фильме, и ее не любят, а дико боятся, в итоге просто непонятно - ведь большинство эпизодов фильма взято из повести, но из-за лишения повествования сюжетной логики они лишились смысла и даже подобия связи. Добавленные сценаристами эпизоды от себя, типа душещипательной истории коняшки Зорьки - смысла тем более не имеют и вставлены просто потому, что рассказ короткий и его надо было как-то растянуть. Кому и зачем это надо было снимать, я не знаю, но получилось хуже, чем снятый в том же году венгерский "Сталин". Из плюсов я могу отметить только относительно аутентичный, с поправкой на малобюджетность, антураж (все надписи правильные и даже форма), а также игру актеров, особенно заслуженной венгерской актрисы Юли Башти, у которой отлично получилась сумасшедшая бомжиха.
В итоге фильм получает Антипремию Оскара, как самая бессмысленная и самая беспомощная антисталинская агитка всех времен и народов. На фоне этого говна даже "Утомленные солнцем-2" кажутся военным эпосом. Пойду поправлю здоровье водкой и спою "Вечерний звон" в Сибири, а ты, товаристч, знай - дна нет.
P. S. Ах да, чуть не забыл. Фильм был снят при поддержке Совета Европы.
|
</> |