Нет покоя е******м


Следующие выборы в Кнессет приближаются, и в либеральном лагере растут опасения по поводу тех приемов, которые премьер-министр Биньямин Нетаниягу может использовать, чтобы исказить результаты и продлить свое правление.
Опасностей немало: он может вообще отменить выборы, отложить их «до окончания войны», направить головорезов и установить «камеры наблюдения», чтобы запугать арабских избирателей на участках, натравить свою токсичную пропагандистскую машину на политических соперников и, главное, отказатьcя признавать результаты, если проиграет — как и предсказывают опросы. Вместо того чтобы признать поражение и уйти, он может вцепиться во власть, опираясь на полицию министра национальной безопасности ультраправого Итамара Бен-Гвира и на ШАБАК, который, по его плану, возглавит мессианский ставленник Нетаниягу Давид Зини.
Все эти угрозы пугают, и их нельзя игнорировать или недооценивать. Важно бороться, чтобы не дать им воплотиться в реальность. Но есть и другая опасность, которая уже не раз реализовывалась: Нетаниягу может пойти на выборы — и выиграть.
Формальная демократия сохранится, но премьер-министр получит легитимность для завершения своего переворота: демонтажа либеральных институтов и превращения Израиля в религиозную автократию. Точно так же, как возвращение Дональда Трампа дало ему мандат на многоуровневую авторитарную революцию в США. Да, опросы предсказывают поражение правящей коалиции и отражают глубокое разочарование в лидерстве Нетаниягу и гнев за его ответственность за катастрофу 7 октября и за брошенных заложников в Газе. И все же у него есть два ключевых преимущества, которые могут привести к победе, несмотря на его непопулярность.
Во-первых, коалиция Нетаниягу основана на четкой идеологии, которую горячо разделяют его партнеры: каханизме. Расистские лозунги вроде «Арабов вон», «Нет арабов — нет террора» и «Кахане был прав» исчезли со стен, но переместились в сам центр власти в Иерусалиме. Нетаниягу ведет войну разрушения и изгнания в Газе, экспроприации и аннексии на Западном берегу, а также смертельного пренебрежения арабским обществом Израиля. И он пойдет на выборы, обещая ускорить выселение (или «трансфер», как принято говорить в израильской политике) «по всей Земле Израиля».
Противостоящий лагерь столь же единой идеологии не имеет: он включает убежденных правых, которые не возражают ни против войны, ни против трансфера (Нафтали Беннет, Авигдор Либерман, Аелет Шакед), бесхребетных и оппортунистических кандидатов (Бенни Ганц, Йоси Коэн), сторонников формулы «два государства, но не сейчас» (Яир Лапид, Гади Айзенкот, Яир Голан) и арабские партии, которых остальные сторонятся или отказываются привлекать к сотрудничеству. Нетаниягу не составит труда снова расколоть этот лагерь, как он делал неоднократно за последние 16 лет.
Во-вторых, в Израиле давно сложилось мнение, что повестка, связанная с безопасностью и внешней политикой, играет на руку «Ликуду» Нетаниягу, тогда как социально-экономические темы помогают его соперникам. Сейчас же общественная дискуссия целиком сосредоточена на безопасности, а не на внутренних проблемах. Нетаниягу удалось высмеять свой продолжающийся судебный процесс и ослабить «стражей демократии» — тех, кто должен был быть сдерживающим фактором. И несмотря на войну, экономика пока выглядит устойчивой: курс доллара низкий, безработица низкая, цены на жилье падают, а угрозы международного бойкота не мешают израильтянам отдыхать за границей.
Предупреждения экономистов о том, что это опасная иллюзия, и что вскоре страна рухнет под тяжестью колоссальных расходов на войну и международной изоляции, пока не ощущаются. Будущие поколения, возможно, окажутся под грузом государственного долга, европейских санкций и массовой бездеятельности ультраортодоксов, но Нетаниягу интересует следующий год, а не следующий век.
В этих условиях Нетаниягу представляет огромную угрозу любому сопернику. На этот раз опасность ясна, ощутима и реальна, поэтому нельзя полагаться на удачу, слепо верить опросам, впадать в самодовольство или допускать внутренние распри и эгоцентричные конфликты, которые уже разваливали анти-нетанияговский лагерь на прошлых выборах.
Чтобы спасти демократию, противникам «бибизма» нужна объединяющая программа, максимально широкая электоральная платформа, надёжное руководство и боевая кампания, которая будет бить по слабым местам Нетаниягу — его культу личности, коррупции, причастности к «утечке мозгов» из Израиля и капитуляции перед ультраортодоксами. И действовать нужно быстро. В противном случае Нетаниягу снова застанет их врасплох, объявит выборы и вновь сорвёт джекпот.
Источник
|
</> |