НЕСВИЖ


Всего в 35-ти км. от местечка Мир находится Несвиж, бывшая главная резиденция Радзивиллов.
На рубеже XVI-XVII вв. тут уже стояли каменный замок, брамы с башнями, монастыри бернардинцев, бернардинок, доминиканцев, иезуитов, костелы. «Bog nam radzi» («Бог нам советует», белор. «радзіць») — таким был девиз этого славного рода. В Несвиже работали госпиталь, аустерия, мануфактуры, первая в литвинских землях типография. В XVIII в. появились придворная капелла, театр, кадетский корпус и даже школа флотских офицеров (у Радзивиллов было 15 тыс. чел. собственного войска, хотя не совсем понятно, просторы каких вод бороздил их флот).
Часть этого уцелела после всех войн, революций, реквизиций, национализаций и разворовывания, и сегодня Несвиж является самой посещаемой достопримечательностью Беларуси. Великолепный дворцово-замковый ансамбль, два парковых комплекса и цепочка озер-прудов, Фарный костел Тела Господня — все это отображено в десятках книг, путеводителей, постов и т.д. Написать что-то новое про Несвиж весьма непросто, но мы попытаемся это сделать.
А пока окинем беглым взором радзивилловский замок, воссозданный и внесенный с 2005 г. в культурное наследие ЮНЕСКО. Много было в прессе ругани по поводу качества реставрации, обилия новоделов и стеклопакетов. Доверимся своим глазам.
Архитектурный ансамбль замка, вид с юго-западной стороны.

Главный вход

Замковый двор.

Прямо напротив входа во двор – трехэтажный дворец, слева бывшее здание арсенала, справа «каменица» с дозорной башней.


На фронтоне дворца гербы Радзивиллов и Вишневецких, с которыми Радзивиллы были в близком родстве. Рядом Орден Белого орла, высшая награда Речи Посполитой.

Вид с восточной стороны на замковые постройки

Интерьеры дворца и замка.
Парадная лестница (ведет из холла в зал приемов, закрыта для экскурсантов).

Кабинет князя Радзивилла Сиротки. На стене картина «Император Карл V жалует Николаю Радзивиллу (Черному) титул князя Священной Римской империи»

и портреты Радзивиллов.


Большой Каминный зал. На стенах портреты Радзивиллов, очень интересен балочный потолок.


Малый столовый зал.

Бальный зал.

Гетманский зал. Украшен ростовыми портретами представителей рода Радзивиллов.



Золотой зал.


Охотничий зал.


Несвижский театр в миниатюре.

Каплица в замке.

Еще несколько снимков из не идентифицированных помещений.



![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
У автора этих строк в сухом остатке от посещения замка осталось одно чувство — благодарности и признательности тем, кто всё это воссоздал и поддерживает. Музейные ляпы, типа пластиковых дверей, здесь имеются. Но о них забываешь, вероятно, этому способствует особая аура места.
А рассказ, собственно, будет о главном несвижском персонаже, без которого «тут ничего бы не стояло».

Скульптурный портрет князя Николая Христофора Радзивилла Сиротки в парке Несвижского замка. Фото belarus.nemiga.info
Город и его замок, какими мы их знаем, являются результатом воплощения замыслов князя Николая Христофора Радзивилла по прозванию Сиротка (1549-1616). Надпись на закладной доске у входа во дворец гласит: «Николай Христофор Радзивилл, князь на Олыке и в Несвиже, граф в Шидловце, Мире и Крожах, князь Священной Римской империи, Иерусалимский кавалер, после многочисленных трудов, которые он вынес для державы при Сигизмунде Августе, Генрихе и Стефане, первых королях, как в мирное время, так и на войне, чтобы засвидетельствовать свою любовь родному дому, <�…> заложил первые фундаменты этого замка в год от рождества Спасителя 1583, 7 мая».
В 1586 г. он основал Несвижскую ординацию (неделимую совокупность земель) и стал первым несвижским ординатом. По его ходатайству Стефан Баторий пожаловал Несвижу Магдебургское право.
Свое первое имя – Николай – князь получил по семейной традиции, о его прозвище Сиротка – см. предыдущий пост автора. К его титулам надо бы добавить «великий пилигрим белорусский»: Сиротка путешествовал по Европе, Сирии, Египту и Святой Земле в 1582-1584 гг. и оставил нам книгу «Перегринация или паломничество Светлейшего князя Его Милости Николая Христофора Радзивилла в Святую Землю», изданную на латыни в 1601 г. Она переиздавалась более 20 раз, была переведена на ряд языков, в том числе, на русский и долгие годы служила своего рода энциклопедическим справочником по Ближнему Востоку.

Но обо всем по порядку.
ОТЦЫ И ДЕТИ
Отец нашего героя – Николай Радзивилл Черный (1515-1565), великий канцлер Литовский и основатель несвижской линии рода, был главным деятелем Реформации на белорусских землях. В начале 40-х гг. XVI в. он возвращается на родину из Германии и становится правой рукой молодого монарха Сигизмунда Августа. Дальнейший рост его влияния связан с женитьбой короля на его двоюродной сестре Барбаре Радзивилл, которая становится великой княгиней литовской и королевой польской.
В 1553 г. в Вильне он публично объявляет себя кальвинистом. Его пример оказал заразительное влияние на шляхту, и за короткое время на сторону Реформации переходят Ходкевичи, Вишневецкие, Кишки, Сапеги, Воловичи, Пацы и другие могущественные роды. В их владениях появляются реформатские церкви и протестантские школы, открываются типографии. Издаются религиозные книги на белорусском языке. Сам Жан Кальвин ведет с Радзивиллом оживленную переписку. Наконец, в 1563 г. в брестской типографии на его средства выходит перевод Библии на польский язык, самое большое по объёму печатное издание ХVI-ХVIІІ вв. Великого Княжества Литовского (ВКЛ), шедевр полиграфического искусства эпохи Ренессанса.
Знал бы он, что его старший сын будет складывать из этой Библии костры во дворе Несвижского замка, да так успешно, что до нашего времени дойдут всего 20 ее экземпляров, а отцовскую типографию подарит иезуитам.
Николай Николаевич Радзивилл Сиротка родился 2 августа 1549 г. Он получил прекрасное образование, учился в протестантской гимназии, основанной его отцом, а потом в университетах Лейпцига, Страсбурга и Тюбингена. Путешествовал по Европе, был в Швейцарии, Австрии, Франции, Италии, где встречался с Папой Римским Пием V, императором Максимилианом II. Был принят в рыцари мальтийского ордена.
Уже в 18 лет князь Сиротка поступил на госслужбу. В 1569 г. он был назначен надворным литовским маршалом и тогда же участвовал в сражениях Ливонской войны против московских войск. В 1573 г. возглавлял посольство ВКЛ в Париж, к французскому королю Генриху III Валуа. В 1579 г. Радзивилл находился в войске Стефана Батория, отбил у русских Полоцк, был при этом тяжело ранен. Именно тогда он пообещал, что, если выживет, то обязательно совершит паломничество в Святую землю к Гробу Господню.
Между прочим, по завершению паломничества князь купил в Каире две мумии – мужскую и женскую. Во время дороги домой начался жестокий шторм, и матросы заставили Радзивилла выбросить их за борт. Мумии он не довез, зато метод бальзамирования, который он узнал в Египте, стали использовать при захоронении Радзивиллов, начиная с самого Николая Сиротки.
По завершении своей перегринации в конце 1584 г. он женился на пятнадцатилетней дочери волынского воеводы Андрея Вишневецкого Эльжбете Евфимии (?-1594).
![]() Николай Радзивилл Сиротка. Неизв. Худ. XVII в. |
![]() Эльжбета Евфимия Радзивилл (Вишневецкая). Худ. В. Слендзинский, 1884. |
Еще в юности Сиротка перешел из протестантизма в католичество, втайне от всех и особенно от опекуна, своего дяди Николая Радзивилла Рыжего. С этим его и поздравил лично Папа Пий V. Решающую роль в смене веры князя сыграл знаменитый иезуитский проповедник и теолог Петр Скарга (1536-1612), главный идеолог контрреформации в ВКЛ.

Проповедь Петра Скарги. Гравюра с картины Яна Матейко. (1864). Подробный разбор картины ЗДЕСЬ
Сиротка перешел к активной борьбе с протестантизмом в 1574 г., сделав Несвиж вторым после Вильны иезуитским центром ВКЛ. Работали иезуиты очень грамотно, выступали с проповедями, проводили диспуты с иноверцами и благотворительные акции (их аптеки, например, бесплатно снабжали лекарствами местное население), ухаживали за больными, помогали голодавшим крестьянам. Одновременно сжигали на площадях «вредные» для католичества книги, пытались прибрать к рукам и православную церковь. При поддержке иезуитов появились в ВКЛ и другие католические монашеские ордена: францисканцы, доминиканцы, кармелиты, бенедиктинцы, пиары.
По инициативе Сиротки в Несвиже был основан коллегиум иезуитов — учебное заведение, где молодежь получала качественное гуманитарное образование (разумеется, со склонением к католицизму) и заложена главная приходская святыня - Фарный костел Божьего Тела, сделавшийся усыпальницей рода Радзивиллов. Для его постройки князь, будучи в Риме, пригласил молодого архитектора-иезуита Джованни Бернардони. Он возвел в Несвиже в 1587-1593 гг. величественный каменный храм, ставший первой постройкой стиля барокко в Восточной Европе.

Туда мы сейчас и направимся.
ФАРНЫЙ КОСТЕЛ НАИСВЯТЕЙШЕГО БОЖИЕГО ТЕЛА
Несвиж каким-то мистическим образом связан с Краковом. Вот краковский Костел Святых Апостолов Петра и Павла на ул. Гродской (прошлогодний авторский снимок).

Найдите, как говорится, 10 отличий с предыдущим фото... Оба храма построил Джованни Бернардони, купола храмов там и там достраивали его ученики. В подземелье краковского храма находится крипта, в которой похоронен Петр Скарга, обративший князя Сиротку в католичество. В крипте несвижского храма похоронен сам князь Радзивилл Сиротка. Перед краковским костелом стоят каменные скульптуры 12 апостолов. У Радзивиллов в Несвиже были статуи 12 апостолов из золота и серебра, которые ищут до сих пор.
Я сразу обратил внимание на это сходство и заходил в несвижский храм уже в соответствующем расположении духа. Вот еще, разглядел полустершуюся надпись на главном фасаде.

Дома расшифровал ее: «ADORABO AD TEMPLUM SANCTUM TUUM IN TIMORE TUO. Ps 5 V 8». Это 5-й Псалом Давидов: «поклонюся ко храму святому Твоему, в страхе Твоем». Страха в этом храме, действительно, хватает с избытком, как мы увидим далее.
Но сразу по входу в костел ожидало серьезное разочарование: строгий запрет фотосъемки. Таблички с перечеркнутым фотоаппаратом тут повсюду, и это полбеды. Смотрительница, интеллигентная пожилая женщина, каких встретишь только в костелах... разговорились мы с ней об «Образе Божьего Милосердия» и краковском Санктуарии, а она тихо так, с едва заметным польским акцентом, будто читая мои мысли: «Лучше не надо здесь фотографировать». После этого я уже не мог сделать ни одного снимка. Воспользуемся тем, что есть в сети.
Интерьеры костела поражают. В середине XVIII в. придворные художники Радзивиллов Ксаверий Доминик Геский и его сын Юзеф Ксаверий создают уникальный фресковый цикл, состоящий из 52 сцен библейского содержания.



источник фото
Алтарный образ «Тайная Вечеря» их же работы.

Сюжет картины необычным образом развернут не в ширину, а из глубины храма на прихожан; он создает лейтмотив посвящения костела, именно на последней вечере Христа хлеб был чудесным образом преображен в Божие Тело, а вино — в Кровь.
В левом нефе у едва заметного входа в усыпальницу находится надгробие Радзивилла Сиротки из песчаника.

Князь изображен во время молитвы, в плаще пилигрима, который был на нем во время паломничества в Святую Землю. За спиной Сиротки — изображение рыцарских лат. Тут же эпитафия, которую составил себе сам князь: «Перед лицом смерти каждый не рыцарь, а только путешественник ...».
Прежде чем спуститься в крипту, рассмотрим еще один, редко воспроизводимый сюжет. В храме два боковых алтаря. На обоих наклонившиеся, сдвинутые и падающие колонны, они символизируют пошатнувшуюся веру Радзивиллов. Но их поддерживают ангелы. Они символизируют орден иезуитов, который поддержал князя Сиротку, вернув его в лоно католической церкви.

УСЫПАЛЬНИЦА РАДЗИВИЛЛОВ
В подземелье под костелом, в крипте в гробах-саркофагах покоятся забальзамированные тела Радзивиллов многих поколений. Несвижская усыпальница — единственный в Восточной Европе некрополь исторической фамилии. Его заслуженно ставят рядом с криптой Габсбургов в Вене и пантеоном испанских монархов в Эскориале, близ Мадрида.

источник фото
Создавая усыпальницу, Сиротка оставил два простых правила: во-первых, там должны покоиться только Радзивиллы; во-вторых, хоронить надлежало в простом одеянии и без богатств, чтобы не возникало соблазна у мародеров и гробокопателей — гостей из будущего.
Сиротка почил в 1616 г., в один год с Шекспиром, он был похоронен в своем плаще пилигрима. Гроб князя несли от замка к костелу нищие со всей округи. Но он был не первым, погребенным в костеле Божьего Тела, как обычно принято считать, наиболее древним является захоронение его супруги – Эльжбеты Евфимии урожд. Вишневецкой (1596 г.).
В крипте нашло последнее пристанище большинство представителей славного рода: сегодня там стоят 72 гроба; все гробы двойные (внутри каждого ещё один). Последнее захоронение при бытности Радзивиллов в Несвиже состоялось в 1936 г. – был погребен XVI ординат несвижский, князь Антоний Альбрехт, а в 2000 г. к 71 саркофагу добавилась урна с прахом князя Антония Радзивилла, жившего в Лондоне.
Говорят, что до 1939 г. тут было 102 гроба, в советское время саркофагов было якобы 90. Куда делись остальные, точных сведений нет, имеются лишь легенды и предположения.
В 1953 г., когда умер Сталин, сюда пожаловала спецкомиссия из Москвы, возглавил которую профессор В.Ф. Черваков. Официальная версия приезда была гениально законспирирована: якобы поступили жалобы и просьбы от местного населения исследовать мумии и выяснить, безопасны ли они для здоровья.
Вскрытие нескольких гробов позволило установить способ, которым Радзивиллы бальзамировали своих покойников. В то время католическая церковь строго воспрещала вскрытие тел умерших, поэтому их лишь смазывали «бальсанами» (бальзамами) и смолистыми пахучими веществами, не удаляя внутренних органов. Наружные ткани покойников высыхали, и верх их тела сохранялся, образуя своеобразный затвердевший купол. Нижняя же часть распадалась. Конечно же, такой способ не был совершенным и мало чем мог помочь для лучшей сохранности тела Отца народов.

Крипта костела одна из главных хранительниц несвижских легенд. Среди здеших захоронений немало очень странных. У каждого из них своя история (самый легендарный — горбатый саркофаг, где якобы похоронили сидя замерзшую в парке княжну). Пересказывать их не буду, об этом написано много. Гораздо интереснее провести анализ многочисленных надписей надгробий и эпитафий на латыни. Вот некоторые из них.
На надгробии безвременно скончавшейся княгини Эльжбеты Евфимии:
«PRAECISA EST A TEXENTE VITA MEA. DVM ADHVC ORDIRER, SVCCIDIT ME» — «Жизнь моя разрезана как полотно».
На надгробии рано умершего сына-первенца Николая:

«Христу покровителю младенцев. Ты умер раньше, чем повзрослел наш цветочек, завистливая смерть лишила нас надежды. Это ты должен был закрыть наши глаза – нас родителей твоих оставляешь в тяжёлой печали. Но Царю царей так было угодно, чтобы причислить тебя к хору ангелов, где тебе лучше, поскольку всегда смотришь на солнце справедливости. Николай Христофор Радзивилл и Эльжбета Евфимия Вишневецкая сыну Николаю, умершему посвятили. Жил 1 год, 8 месяцев, 17 дней, 8 часов. Умер года Господня 1588 дня 4 октября».
В главном алтаре храма имеется выбитая на плитах пола надпись, обычно закрытая ковром, поэтому фотографии ее не имеется:
«...MORTVI ESTIS ET VITA VESTRA ESI ABSONDITA CVM CHRISTO IN DEO AD COLOSS
3 · V · 3».
Это часть Послания к Колоссянам, и она может быть переведена так: «ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге».
Добавлю, что аура в крипте костела очень тяжелая, и долго находиться там невозможно.
Приведу еще пару авторских фото, дабы разрядить обстановку. Распятие и скульптура св. Яна Непомуцкого слева у входа в костел.

Башня и каплица Булгарина перед костелом.

Башня слева от костела является сохранившейся частью городских укреплений (XVII в.), ныне используется в качестве колокольни.
Невзрачный квадратный домик справа это «каплица Булгарина» или «башня убийцы». Поставлена она в начале XVIII в. дедом русского «реакционного» литератора Фаддея Булгарина – Скандербегом Булгариным. Есть мнения, что в ней он и похоронен. История возникновения башни гласит следующее: поссорившись однажды с соседом, Булгарин убил его из ружья и очень сожалел об этом. По законам того времени, в соответствии с Литовским Статутом, он должен был уплатить «виру» и отдал семье убитого несколько деревень. А после построил каплицу и по несколько дней один, без еды и воды, замаливал свой грех и оплатил на 350 лет вперед ежегодную службу по убиенному.
Скандербег переселился в Беларусь из Албании. Он был потомком героя албанского народа Георга Кастриота Скандербега. Его прозвище — Булгарин — впоследствии стало фамилией рода. Рассказ о Скандербеге есть у автора этих строк.
Авторские фото конца февраля 2017 г.
Подробный анализ латинских надписей в интерьерах Костела Божьего Тела можно найти ЗДЕСЬ.