
Нестрашный Берия


В художественной литературе и современных фильмах глава НКВД СССР Л. Берия всегда представляется как некая всевластная и мрачная личность, подобная царскому Малюте Скуратову, постоянно обитающая в пыточных подвалах. Несколько иная картина вырисовывается, когда читаешь мемуары современников Берии.
Например, в воспоминаниях маршала Советского Союза, начальника артиллерии РККА в годы Великой Отечественной войны Н. Воронова, Берия выглядит личностью мелкой и жалкой, неспособной отстоять перед И.В. Сталиным своё мнение, даже если это мнение правильное.
Цитирую книжку Воронова «На службе военной»:
«Обычно раз в месяц я и Н. Д. Яковлев (а когда я был в отъезде, то он один) докладывали в Ставке проект распределения вооружения и боеприпасов на следующий месяц войны.
Однажды при утверждении такой ведомости Сталину бросились в глаза цифры: "Для НКВД - 50000 винтовок". Он забросал нас вопросами: кто конкретно дал эту заявку, зачем столько винтовок для НКВД? Мы сказали, что сами удивлены этим, но Берия настаивает. Тотчас же вызвали Берия. Тот пытался дать объяснение на грузинском языке. Сталин с раздражением оборвал его и предложил ответить по-русски: зачем и для чего ему нужно столько винтовок?
- Это нужно для вооружения вновь формируемых дивизий НКВД,- сказал Берия.
- Достаточно будет и половины - двадцати пяти тысяч,
Берия стал упрямо настаивать. Сталин дважды пытался урезонить его. Берия ничего не хотел слушать. Тогда раздраженный до предела Сталин сказал нам:
- Зачеркните то, что там значится, и напишите десять тысяч винтовок.
И тут же утвердил ведомость.
Когда мы вышли из кабинета, нас догнал Берия и бросил злобно:
- Погодите, мы вам кишки выпустим!
Эту фразу он неоднократно бросал мне и Н.Д.Яковлеву в минуты, когда был недоволен нашими докладами или действиями. Мы не придавали тогда должного значения его словам, считали их своего рода восточной шуткой. Только позже стало нам известно, что этот выродок и предатель обычно приводил свои угрозы в исполнение».
Оставим в покое пассаж про «выродка» и «предателя» и посмотрим на контекст: к Москве движутся войска вермахта. 3-я танковая генерал-полковника Германа Гота приближается к Туле. В городе войск нет. С 30 октября по 1 ноября две танковые дивизии группы Гота (около 100 танков в первом эшелоне) и одна пехотная бригада противника пытаются овладеть Тулой, нанося основные удары по Орловскому шоссе, Рогожинскому посёлку и Воронежскому шоссе.
69-я бригада войск НКВД по охране особо важных промышленных предприятий (156-й полк) и подчинённые бригаде части гарнизона (732-й зенитный артиллерийский полк ПВО) и ополченцев (Тульский рабочий полк) под командованием И. Я. Кравченко принимают на себя первый удар!
Горстка бойцов НКВД и ополченцев остановила танковую группу Гота и спасла не только Тулу, но и Москву.
В это самое время начальник артиллерии РККА Н. Воронов уговаривает Сталина не давать формируемым на фронт дивизиям НКВД винтовки. С чем они должны были идти в бой – не ясно. Наверное с черенками от лопат?