Несовпадения: результаты эксперимента
sumka_mumi_mamy — 23.01.2017
В канадских школах практически не изучают поэзию, если не считать
пьес Шекспира. Есть крошечный блок «поэзия» в выпускном классе:
предлагается выбрать для анализа одно (!) стихотворение из списка.
Мне это кажется более чем странным: фактически вся богатейшая
поэтическая традиция остается за пределами школьного курса. Если
спросить выпускника канадской школы, какие поэтические тексты он
читал, он вспомнит, что в детском саду проходил Доктора Сьюза, а в
старших классах – «Гамлета». Подозреваю, что в американских школах
ситуация похожая. Во французских (вероятно, в европейских в целом)
поэзии уделяется большее внимание. В России традиционно в школьную
программу включали многочисленные поэтические произведения.Нужно ли вообще изучать в школе поэзию? Не уверена, что нужно ее «разбирать» (не все учителя словесности обладают достаточной квалификацией), а вот читать и даже учить наизусть, на мой взгляд, прекрасная традиция. Поэзия – особый род литературы. Некоторым читателям именно она дарит наслаждение.
el_philippa
про себя написала «раб рифмы» – прекрасно это ощущение понимаю. В
то же время, далеко не все люди – даже начитанные, неравнодушные к
слову и тексту – получают удовольствие от чтения стихов. Можно
жить, уткнувшись в книжку, но к поэзии особого интереса не
испытывать.Я попросила всех назвать трех значительных поэтов, а не любимых, и три первые пришедшие в голову строчки, а не выдающиеся, чтобы взглянуть на самый поверхностный слой: то, что в первую очередь подсказывает нам память из всех тех стихов, что мы слышали в детстве от родителей, изучали в школе, читали сами. И вовсе у меня не «сплошные переводчики Верлена» – многие из тех, кто любезно согласился поучаствовать в этом эксперименте, предпочитают прозу. Мне, собственно, и хотелось взглянуть на предпочтения людей разного поколения и рода занятий, живущих в разных уголках земного шара. Единственная обобщенная характеристика моих респондентов – образованность.
Результаты кажутся мне весьма любопытными. Во-первых, 64 респондента назвали 33 имени, и все это действительно известные имена, причем некоторые из поэтов, которых любим мы с
jenya444, даже не были упомянуты,
то есть при большей выборке отвечавших этот список мог бы быть еще
длиннее. Это говорит о том, что русская поэтическая традиция
огромна. Во-вторых, можно говорить о том, что есть некоторый
консенсус в отношении значительности. На первом месте, как и
следовало ожидать, Пушкин (58 упоминаний), на втором – Бродский
(26), которого, между прочим, в школьной программе не было, на
третьем – Мандельштам (15), но вплотную за ним идут Лермонтов (13),
Цветаева (12), Маяковский (12) и Пастернак (11), и при нашем
количестве респондентов невозможно понять, кого из них ценят больше
других, и есть ли вообще явный третий. Кроме поэтов,
названных выше, упоминались: Блок
(7), Ахматова (6), Есенин
(4), Тютчев (4),
Высоцкий (3), Тарковский (3),
Державин (2), Грибоедов (2),
Некрасов (2), Хармс (2), Саша
Черный (2). По одному разу – Батюшков, Гумилев,
Евтушенко, Чуковский, Симонов, Баратынский, Барто, Маршак, Цой,
Щербаков, Заболоцкий, Ломоносов, Северянин, Кедрин,
Светлов. Статистика предпочтений по респондентам
мужского и женского пола не различается совершенно. Интересно было
бы сравнить предпочтения респондентов разного возраста, но у меня
нет для этого данных.В-третьих, и это мне кажется самым интересным, из ответов очевидно, что стихи мы действительно читаем. В частности, 58 строчки Пушкина относятся к 25 разным его произведениям. Чаще всего цитировали «Евгения Онегина» (12 раз), да и то разные главы и строфы, а стихотворения упоминали от одного до пяти раз, и далеко не все они были частью школьной программы – отвечавшие явно читали Пушкина самостоятельно. Аналогично, 26 строчек Бродского относятся к 17 произведениям. Чаще всего цитировали «Письма римскому другу», но разные фрагменты. Вот из Лермонтова цитаты однообразные: возможно, его со школьных лет не перечитывали. Для остальных поэтов, даже тех, что всегда были в школьной программе, разброс цитат большой.
Мне представляется, что такой внушительный список имен и такое разнообразие первых пришедших в голову цитат, говорит о том, что величие русской поэтической традиции не только в гениальности пишущих, но и в исключительной преданности и отзывчивости читающих. Именно в этом уникальность нашей культуры восприятия поэзии: мы помним, цитируем, слышим от старших родственников, передаем младшим. При таких читателях поэтическая традиция не угаснет даже в не самые плодотворные времена.
P.S. Строчки, процитированные минимум два раза:
Пушкин
Я Вас любил, любовь еще, быть может (6)
Я помню чудное мгновенье (6)
Мой дядя самых честных правил (6)
Мороз и солнце, день чудесный! (4)
Буря мглою небо кроет (3)
Я вас люблю, хоть я бешусь (2)
Не дай мне бог сойти с ума (2)
У Лукоморья дуб зеленый (2)
Я к вам пишу — чего же боле? (2)
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась. (2)
Бродский
Так долго вместе прожили, что вновь (2)
Плывёт в тоске необъяснимой (2)
Если выпало в Империи родиться (2)
Нынче ветрено и волны с перехлестом (3)
Ахматова
Сжала руки под темной вуалью (2)
Маяковский
На флейте из водосточных труб (3)
Пастернак
Гул затих, я вышел на подмостки (2)
Блок
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (4)
Лермонтов
Белеет парус (4)
Тютчев
Нам не дано предугадать (3)
|
|
</> |
Как выбрать погружной насос для перекачки дизельного топлива и бензина
Ночь Хеллоуина вышла
Неожиданный Оруэлл. Размышления маленького человека накануне Второй Мировой:
октябрьское
Глобалисты создали леволиберального Трампа к выборам в 2028 году
В Москве состоялись Четвертые Осиповские Чтения
Без названия
«Я УЙДУ, НО ОСТАВЛЮ СЛЕДЫ» (44)
Галиат

