Несовпадения: результаты эксперимента

Нужно ли вообще изучать в школе поэзию? Не уверена, что нужно ее «разбирать» (не все учителя словесности обладают достаточной квалификацией), а вот читать и даже учить наизусть, на мой взгляд, прекрасная традиция. Поэзия – особый род литературы. Некоторым читателям именно она дарит наслаждение.

Я попросила всех назвать трех значительных поэтов, а не любимых, и три первые пришедшие в голову строчки, а не выдающиеся, чтобы взглянуть на самый поверхностный слой: то, что в первую очередь подсказывает нам память из всех тех стихов, что мы слышали в детстве от родителей, изучали в школе, читали сами. И вовсе у меня не «сплошные переводчики Верлена» – многие из тех, кто любезно согласился поучаствовать в этом эксперименте, предпочитают прозу. Мне, собственно, и хотелось взглянуть на предпочтения людей разного поколения и рода занятий, живущих в разных уголках земного шара. Единственная обобщенная характеристика моих респондентов – образованность.
Результаты кажутся мне весьма любопытными. Во-первых, 64 респондента назвали 33 имени, и все это действительно известные имена, причем некоторые из поэтов, которых любим мы с

В-третьих, и это мне кажется самым интересным, из ответов очевидно, что стихи мы действительно читаем. В частности, 58 строчки Пушкина относятся к 25 разным его произведениям. Чаще всего цитировали «Евгения Онегина» (12 раз), да и то разные главы и строфы, а стихотворения упоминали от одного до пяти раз, и далеко не все они были частью школьной программы – отвечавшие явно читали Пушкина самостоятельно. Аналогично, 26 строчек Бродского относятся к 17 произведениям. Чаще всего цитировали «Письма римскому другу», но разные фрагменты. Вот из Лермонтова цитаты однообразные: возможно, его со школьных лет не перечитывали. Для остальных поэтов, даже тех, что всегда были в школьной программе, разброс цитат большой.
Мне представляется, что такой внушительный список имен и такое разнообразие первых пришедших в голову цитат, говорит о том, что величие русской поэтической традиции не только в гениальности пишущих, но и в исключительной преданности и отзывчивости читающих. Именно в этом уникальность нашей культуры восприятия поэзии: мы помним, цитируем, слышим от старших родственников, передаем младшим. При таких читателях поэтическая традиция не угаснет даже в не самые плодотворные времена.
P.S. Строчки, процитированные минимум два раза:
Пушкин
Я Вас любил, любовь еще, быть может (6)
Я помню чудное мгновенье (6)
Мой дядя самых честных правил (6)
Мороз и солнце, день чудесный! (4)
Буря мглою небо кроет (3)
Я вас люблю, хоть я бешусь (2)
Не дай мне бог сойти с ума (2)
У Лукоморья дуб зеленый (2)
Я к вам пишу — чего же боле? (2)
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась. (2)
Бродский
Так долго вместе прожили, что вновь (2)
Плывёт в тоске необъяснимой (2)
Если выпало в Империи родиться (2)
Нынче ветрено и волны с перехлестом (3)
Ахматова
Сжала руки под темной вуалью (2)
Маяковский
На флейте из водосточных труб (3)
Пастернак
Гул затих, я вышел на подмостки (2)
Блок
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (4)
Лермонтов
Белеет парус (4)
Тютчев
Нам не дано предугадать (3)
|
</> |