Несостоявшийся бой воздушных гигантов


В небе над Южной Атлантикой «встретились два одиночества»: грузопассажирский лайнер «Боинг-707» военно-воздушных сил Аргентины, совершавший дальний разведывательный вылет, и выполнявший аналогичную задачу базовый патрульный самолет «Нимрод» Королевских ВВС.
Три четырехдвигательных турбореактивных авиалайнера, «Боинг-707-387B» № TC-91, «Боинг-707-372C» № TC-92 и № TC-93, входили в состав из 2-й эскадрильи 1-й транспортной авиагруппы ВВС Аргентины. В отсутствие у Фуэрса Аэреа специализированных самолетов для выполнения этой задачи в ходе Мальвинской войны им пришлось выполнять роль дальних морских разведчиков. Конечно, конструктивно сугубо гражданский самолет не слишком подходил для такого применения. Главным и несомненным его достоинством была большая дальность полета, среди же недостатков на первом месте стояло отсутствие адекватного радиоэлектронного оборудования. Метеорадар AVQ-10, которым оснащался «Боинг-707», обозревал пространство более чем на двести километров, но не позволял сразу отличить вражескую эскадру от скопления кучевых облаков. Для четкой идентификации обнаруженных морских объектов требовалось сближаться с ними на дальность визуального контакта. Аппаратура радиотехнической разведки отсутствовала, как на любом гражданском самолете.

Естественно, такой «эрзац-разведчик» был непригоден для использования непосредственно в зоне военного конфликта, но на путях движения британских судов от острова Вознесения к Фолклендским островам применение аргентинцами «Боингов-707» оказалось достаточно плодотворным. В апреле 1982 года они следили за подходом к Мальвинам британской авианосной ударной группы. Первое обнаружение прилижавшейся к архипелагу TG 317.8 было сделано 21 апреля бортом TC-91 под командованием подполковника Х.Э. Рикардини. После начала активной фазы конфликта «Боинги-707» возобновили дальние полеты для наблюдения за развертыванием амфибийно-десантных сил противника. Начиная с 3 мая эскадрильей «семьсот седьмых» ежедневно осуществлялся как минимум один разведывательный вылет, а с 6 по 9 мая и некоторые последующие даты — два. Их продолжительность составляла 10–11 часов. Пилоты эскадрильи летали поочередно. Со стороны военно-морского флота экипаж самолета дополнялся офицером-наблюдателем из штаба морской авиации, офицером военно-морской разведки и капралом-фотографом.

Больше всего разведывательных рейсов совершил борт TC-91, летавший с авиабазы Команданте Эспора (Баия-Бланка). Борт TC-92, приступил к выполнению разведывательных задач 6 мая. Первоначально он летал из столичного аэропорта Эсейса, а 9 мая сменил TC-91 в Баиа-Бланка. Третий «Боинг-707», № TC-93, был задействован в воинских перевозках в Комодоро-Ривадавию и Рио-Гальегос и к ведению разведки привлекался лишь эпизодически, совершив два дальних вылета — 9 и 19 мая.

Самолеты Хоукер Сиддли «Нимрод» MR.1/MR.2 действовали с аэродрома Уайдэвейк на о. Вознесения. Поначалу, пока не имели оборудования для дозаправки в воздухе, летали сравнительно недалеко. Их основной задачей было воздушное патрулирование вокруг о. Вознесения и на маршрутах развертывания 317-го оперативного соединения. Однако с появлением самолетов модификации MR.2P («P» = «probe», заправочная штанга) возможности значительно расширились — стали осуществимы полеты к о. Южная Георгия, Фолклендам и материковому побережью Аргентины. Всего в 1982 году оборудование для дозаправки в воздухе получили шестнадцать «Нимродов», из них с о. Вознесения в разное время действовали семь машин. Первые модифицированные таким образом MR.2 прибыли на Уайдэвейк: борт XV227 — 7 мая и XV232 — 9 мая. Возглавлял отряд «Нимродов» на о. Вознесения командир 206-й эскадрильи подполковник Дэвид Эммерсон. Экипажи относились к 120-й, 201-й и 206-й эскадрильям с авиабазы Кинлосс. Тут имела место постоянная ротация, поскольку желающих повоевать было много, а командование настойчиво берегло летный состав от переутомления. Поэтому по достижении налета ста часов, причем в эту цифру включались и «домашние полеты» в Кинлоссе за данный месяц, летчики отправлялись обратно в Шотландию, а на их место заступали другие.

Боевая работа «Нимродов» MR.2P началась 9 мая. В этот день борт XV227 совершил разведывательный полет в направлении Южной Георгии продолжительностью 12 часов 45 минут. В последующих вылетах длительность нахождения в воздухе постепенно увеличивалась. Самым продолжительным (19 часов и 5 минут) стал вылет, выполненный 15–16 мая экипажем капитана Джеймса Коуэна, а рекорд дальности (13'604 км) был поставлен 20–21 мая экипажем капитана Дэвида Форда. Типовой маршрут дальнего разведывательного полета к побережью Аргентины изображен на схеме. Для его обеспечения совершалось девять вылетов самолетов-заправщиков Хэндли Пейдж «Виктор» K.2.

В литературе иногда встречается утверждение, что в отсутствие у британцев самолетов ДРЛО морские патрульные самолеты «Нимрод» выполняли эту функцию. Это неверно. Основными задачами системы ДРЛО авианосной группы являются контроль воздушной обстановки, раннее обнаружение воздушных целей и наведение на них истребителей боевого воздушного патруля. Для этого самолет ДРЛО должен барражировать в воздухе над эскадрой и иметь постоянный канал связи и обмена данными с ее командным пунктом ПВО. «Нимроды» же осуществляли разведывательные полеты по протяженному маршруту, не захватывая район боевого маневрирования британской АУГ и лишь эпизодически выходя с ней на связь.

Эпическая встреча «Нимрода» № XV227 капитана Кристофера Монкастера и «Боинга-707» № TC-92 под командованием подполковника Родольфо Муньоса состоялась утром 12 мая. Согласно данным официальной хроники аргентинской морской авиации, с аргентинского самолета, обязанности наблюдателя на котором выполнял капитан 2 ранга Роберто Кривеллини, «британский морской разведывательный самолет “Нимрод” был замечен в 09:46 в точке с координатами 43º35′9′′ ю.ш. 38º54′6′′ з.д. Он повернул с набором высоты в сторону «Боинга», который был примерно на 8000 футов выше…» Однако сразиться им было нечем.

История Второй мировой войны знала жестокие схватки над морем между небесными гигантами — летающая лодка «Сандерленд» против FW-200 «Кондор», B-24 «Либерейтор» против сразу двух «Кондоров»… Данная ситуация такой возможности не давала, поскольку у самолетов отсутствовало вооружение или, вернее сказать, ограничивалось только табельным оружием членов экипажа, применять которое, как в воздушных поединках аэропланов времен Первой мировой, было совершенно неуместным. В Великобритании велись разговоры, что кроме заправочного оборудования неплохо бы снабдить морские патрульные самолеты ракетами «Сайдвиндер» для самозащиты от аргентинских истребителей, однако процесс завертелся только после этой встречи. Пассажирскому же авиалайнеру вооружение не положено по определению.
В общем, обошлось без геройства и жертв. Аргентинец, имевший приказ избегать встреч с любыми британскими самолетами (возможно, разведка уже донесла о предполагаемом оснащении «Нимродов» ракетами «воздух – воздух»), сразу же повернул прочь. Капитан Монкастер, не получивший на этот счет никаких инструкций, несколько минут преследовал лайнер с бело-голубыми опознавательными знаками, но затем, удовлетворившись своей моральной победой и поняв бессмысленность погони, вернулся к назначенному полетным заданием курсу.
Что еще примечательно, это задание стало последним, в котором участвовали аргентинские офицеры ВМФ, хотя «Боинги-707» и дальше продолжали летать на океанскую разведку. Можно лишь догадываться, являлось ли это результатом разногласий авиаторов и моряков, возникших в ходе полета, после него или просто так совпало.

А у британцев несостоявшийся воздушный бой ускорил решение вопроса о вооружении «Нимродов» ракетами «Сайдвиндер». Вскоре борт XV229, которому во время Фолклендского конфликта выпала роль испытательного стенда, снова стал объектом приложения усилий инженеров компании «Бритиш Аэроспейс» и 29 мая поднялся в воздух с УР AIM-9G под крылом. Британская пресса раструбила о «самом большим в мире реактивном истребителе». Затем на завод в Вудфорде отправился один из самолетов подполковника Эммерсона — XV232 — и 5 июня вернулся на Уайдэвейк с модифицированными пилонами и ракетами. Последующие вылеты он совершал с четырьмя «Сайдвиндерами» на двух сдвоенных держателях. В конечном итоге XV232 так и остался на острове Вознесения единственной машиной, подготовленной для воздушного боя. Всего же аналогичную модернизацию, по некоторым данным, прошло четыре самолета, а после войны британцы к этой затее совершенно охладели.

