Несколько слов в пользу исповеди перед Причастием.
strang_rock — 21.06.2011Одна из френдесс поднимает у
себя "вечную" тему исповеди перед причастием, насколько она
необходима, и делает следующий вывод. (Ссылку не даю, ибо
запись подзамочная).
"на данный момент у меня два варианта: либо исповедоваться
достаточно формально, выжимая из себя какие-то дурацкие мелочи
(по-моему, я половину грехов откровенно высасываю из пальца, потому
как одно дело – придти на исповедь раз в год, а совсем другое – раз
в две недели, потому что за две недели еще даже не до конца
выветривается ощущение от предыдущей исповеди и Причастия и в
достаточной степени сохраняется стремление жить поприличнее) и «за
это» получать возможность причащаться так часто, как мне этого
хочется, либо сознательно лишать себя частого Причастия, чтобы
успеть «подкопить» грехов."
С одной стороны таинства исповеди и причастия объединены только в
РПЦ и УПЦ, все остальные поместные Церкви не считают это
необходимым. Да и исторически так не было. Древняя традиция Церкви
- Причастие без исповеди. Ещё в пользу отмены исповеди перед
причастием говорит то, что священники причащаются без исповеди,а мы
ведь все "род избранный, царственное священство, народ
святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства
Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" (1 Пет.
2.9), а не только те, кто носит священный сан. Да и действительно
таинство исповеди, если будет очень часто, может превратиться в
формальность...
Но с другой стороны, мне часто
доводится общаться с греко-католиками (всё, кстати, собираюсь
написать про то, за что они мне так не нравятся) у которых исповедь
перед причастием не обязательна. Так вот, у них причастие
воспринимается как нечто обыденное и, зачастую, формальное действо.
Так, забежал в храм (часто даже не натощак), причастился, и побрёл
счастливо грешить дальше.
Исповедь - это ведь ни в коем случае не "пропуск" к Причастию, а
лишь помощь в принятии самого страшного Таинства. "Достойными"
Причастия мы ведь не будем никогда, а принимать Таинство во
спасение себе сможем лишь осознавая свою глубокую недостойность и в
этом нам ничего лучше исповеди не поможет. Хотя, образ "пропуска"
тоже неплох, мы ведь собираемся на брачный пир, и где, как не у
исповедального аналоя облачиться нам в свадебные одежды,
приличествующие случаю, дабы не быть выкинутым туда, где плачь и
скрежет зубов?
У нас, к сожалению, нет осознания того, что есть грех. Осознания
того, что за каждый наш грех мы должны быть извергнуты в глубины
ада. Каждый наш грех - это убийство Бога, вне зависимости от его
"тяжести". Каждый наш грех - это шаг в пропасть с обрыва - и какая
разница насколько мы от спасительного края оттолкнёмся - на
полметра, или на десять. Грех - не просто нарушение отвлечённой
заповеди, а нечто органически и онтологически недопустимое, а
поэтому необходимо как можно быстрее от него избавляться, а не
носить за пазухой то, что отравляет нам жизнь и просто мешает
жить.
Исповедь перед каждым причащением подобна ежедневному исповеданию
помыслов без которого немыслима нормальная монастырская
жизнь. А по большому счёту монах от мирянина отличается ведь совсем
немногим...
Лично я за исповедь перед каждым причастием, хотя
прекрасно понимаю, что это совсем не обязательно для ГЛУБОКО
ВОЦЕРКОВЛЁННЫХ ЛЮДЕЙ. Хотя опять же, кто сам может определить
для себя глубину своей воцерковлённости? Так что вопрос об исповеди
(её отсутствии) должен решаться для каждого индивидуально с
духовником.
P.S. На прошлую Пасху я благословил постоянным
прихожанам, тем, кто исповедовался на Страстной седмице, в
Пасхальную ночь причащаться без исповеди. Так получилось, что все
перед службой решили исповедоваться ещё раз - просто потребность
такую ощутили.