НЕСКОЛЬКО СЛОВ ПО ПОВОДУ О СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОМ,
Михаил Анохин — 19.04.2011Сделал для себя удручающее открытие. Обычно я отвечал на все комментарии к своим статьям и заметкам аккуратно. Просмотрев внимательно полемику вокруг моей статейки под названием: «Немного о сверхъестественном», я понял - мои ответы на комментарии, никому из комментаторов не нужны. Комментаторы в лучшем случае плохо, или хорошо, чаще плохо слушают только друг друга.
Тем не менее, есть необходимость объясниться по ряду вопросов. Не собираюсь ни кого поучать, а уж тем более упрекать в невежестве, что умело и изощренно делают мои оппоненты, скажу только что в области православного богословия мы все невежды. Да и откуда взяться образованности, если мы сами высасываем истины из своего указательного пальца, коем водим по страницам книги и видим, как говаривал мой дед – фигу.
Более того по свидетельству профессора богословия московской высшей духовной академии Осипова Алексея Ильича, на мнение которого я буду в дальнейшем еще не раз ссылаться, нынешнее священноначалие особенно в низовом звене, богословски необразованно, что же говорить о нас?
Выросшие как грибы после дождя монастыри, опять-таки, по его мнению, являются чуть ли ни рассадниками мракобесия. Он предупреждает, что если и придет погибель православию, то она придет из наших монастырей. Церковь больна всеми заразными социальными болезнями, которыми больно наше общество, в том числе и невежеством!
Означает ли такое, прямо скажу, удручающее положение РПЦ основанием, чтобы каждый кобель, проходя задирал на неё свою ногу и мочился?
Задача человеческая озаботиться собой! Увидеть в своем глазу бревно, сучек, или что там есть еще. Так нет, мы лезем в глаз другого и тычем ему, пальцем, де мол ты такой сякой разэтакий.
Теперь несколько слов о вере, веровании и религии.
Вера – это опосредованное знание чего-либо. Например, я верю гляциологу утверждающему что подо льдом в Антарктиде есть огромное озеро. Верю на основании его авторитета и авторитета печатного издания.
Мой друг рассказал историю, я знаю – он человек правдивый и я ему верю.
А вот Чубайсу Анатолию я не верю, обманывал он и не раз. Он для меня не авторитет.
Есть знание непосредственное, в основе его лежит чувственное переживание. Есть знание, вытекающее из логического доказательства. В этом случае я верю в логику, науку.
Иногда мы употребляем слово вера, как синоним религиозности, или подменяем им вероисповеданье ср. исповеданье, вера, признаваемая каким-либо народом, религия. Так же образ богопочитания по учению и по обрядам внешним.
Близко к слову вера стоит такое понятие, как верность.
Один весьма эрудированный критик заметил, что в Послание Иакова есть такое высказывание: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут».
Спрашивает, как это понимать? Мне представляется очевидным, что здесь слово «веруешь» употреблено в значении «убежден». На это указывает и словарь синонимов. Веровать – это быть религиозным. А сатана, конечно, если и религиозен, то по-своему. У него своя религия, построенная на эгоцентризме. И вовсе необязательно вступать в какую-то сатанинскую секту, чтобы следовать его религии, достаточно отказаться от Бога и искать опору исключительно в себе. Еще лучше выдумывать собственные придумки насчет Бога и мира, как это с удовольствием делают мои критики, отсылая меня к разнообразным, прямо скажу – сатанинским учениям.
Читано это было мной лет двадцать тому назад, когда бродил по душам людей известных в мире своей ученой славой, пока не натолкнулся на святоотеческую литературу.
Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего связывать, соединять. Поэтому и религию он определял как союз благочестия человека с Богом.
Таким образом, верование есть не что иное, как «технологии» соединения человека с объектом веры. Именно в такие моменты соединения и происходит процесс непосредственного богопознания.
Этот путь опасен и бывали случаи, когда люди признанные святыми, срывались с этой кручи. Об этом довольно много в святоотеческой литературе. Торопыги вместо восхождения попадали в лапы чертям. Об этом много у Игнатия Брянчанинова.
Часто самодеятельность в этом деле приводит к печальным последствием и сумасшествие не самое печальное из всего, что приключается с человеком.. К стати сектантские выходки и есть технологии сумасшествия. Печален удел человека попавшего в их руки. Как говорят – доискался.
Вопрос о том является ли Ветхозаветный Иегова, Яхве, Саоаф и так далее Богом христиан? Очевидно, что нет! На это прямо указывают слова Иисуса Христа обращенные к иудейскому священноначалию: «Ваш отец диавол и вы исполняете похоти отца вашего».
Что такое Библия? В Библии, по крайней мере, три слоя смыслов.
Это история еврейского народа, рассказанная им самим, так сказать историческая рефлексия со всеми отсюда вытекающими следствиями.
Это история становления и развития иудаизма от Бога к Дияволу. Об этом сильно сказано у Иезекиля и Исаии.
Это пророчества, как о народе еврейском, так и о мире вообще.
Тора у евреев почитаемая книга, но вся их жизнь после возвращения из Вавилона строится на Талмуде.
Не стану отвечать на разные, непонятно откуда взятые измышления о происхождение Иисуса Христа. В апокрифах довольно много разнообразной бредятины. К тому же иудейство нет-нет, да и подкинет чего-нибудь из области археологии.
Насчет «дружбы» всех религий. Видный иудейский богослов и философ Пихнас Полонский даже написал целый трактат под названием: «Евреи и христианство. Несовместимость двух подходов к миру».
И это правильно! Там где есть истинная вера – там не может быть равнодушного отношения к иноверию. Слишком много поставлено на кон, чтобы благодушествовать.
В заключении несколько слов «о пользе религиозности». Как правило, эту «пользу» видят в морали и нравственности. Однако еще апостол Павел говорил, что и среди язычников есть немало моральных и нравственных людей по «их естеству». Православный человек морален и нравственен не по естеству своему, а по вере. Вера делает человека моральным и нравственным, но мораль и нравственность не делает человека верующим. Точно так же как богословское знание не делает человека верующим. Поэтому профессор Осипов не раз говорил о том, что лучший богослов – диявол!