Несколько мыслей для моего брата: о разных значениях одних и тех же вещей

топ 100 блогов budurada24.08.2010

Этот вопрос снова задавали, поэтому озвучу еще раз. Тексты под общим заголовком «Несколько мыслей для моего брата» это, как я уже писала, отрывки из разных моих писем, комментов и статей. Словом, мысли, которые я уже когда-то кому-то озвучивала, некоторые – не по одному разу. Я помещаю их в ЖЖ, чтобы сделать приятное моему брату, проявляющему к ним интерес, но они могут быть любопытны и другим читателям.

Нот всего семь. Реалий, из которых складывается человеческая жизнь, разумеется, больше, но тоже ограниченное количество.

 

Поэтому одни и те же вещи, процессы и явления можно использовать и как смысл жизни, и как бегство от себя (я не рискну поразмыслить вслух о том, насколько часто одно принимают за другое – меня могут за это побить и не только камнями).

Одна и та же вещь (или состояние) может быть нормой или патологией (как я люблю цитировать «в психопатологии нет ничего того, чего не было бы в норме вопрос только в степени и количестве»); шагом к себе, душевному здоровью, внутренней свободе или симптомом проблемы. Приятной частью жизни или тем, с помощью чего человек от жизни прячется.

Мы используем для отказа от себя или в качестве суррогатов множество славных или попросту необходимых составляющих жизни: еду, работу, друзей, развлечения, новизну, спорт, духовный рост, секс. Суррогатов чего? Чаще всего, суррогатов любви к себе, но порой и других потребностей.

Каждое из перечисленного хорошо само по себе, а не как замена чему бы то ни было.

И, что совершенно естественно, когда обращаешь внимание человека на эту неполноценную замену, то он пугается. И в качестве ответной реакции, либо печалится («Самодостаточный человек, по-вашему, не нуждается в развлечениях? Что же это за унылая серая жизнь получается?»), либо – гораздо чаще – злится («А что я теперь должен с друзьями не общаться что ли?»). Иногда человек выражает свой страх более прямо, обнажая боль и слабость: «Чем плохо, что я получаю удовольствие хоть от чего-то в жизни? Хотя бы от пищи?!», «А вам было бы приятнее, если бы мне всё время было плохо, и я ни на что не мог отвлечься?!».

Во всех случаях это понятно: стоит упомянуть о том, что «любимая вещь» на самом деле не больше, чем защита, как человек фактически лишается своего щита (зачастую единственного) в отношениях с миром или того, что служило ему (порой с самого детства) эквивалентом подлинных отношений с собой.

Едят все, но некоторые используют еду, как наркотик, как замену радости жизни, как допинг. Обретя подлинную радость жизни, такой человек не перестанет есть, не проникнется отвращением к пище, он просто будет получать радость из других источников и перестанет объедаться, даже когда не голоден (именно на это зачастую построена психотерапия похудания). Вот только между этим обретением и отказом от старых привычек к суррогатам будет черная полоса: как на плёнке между кадрами есть пустое черное пространство, как между вдохом и выдохом есть ничем не заполненная пауза. Это неприятный переходный процесс.

Про вещи, символизирующие секс, про желания, которые маскируют другие желания – сексуальные – мы все наслышаны ещё с момента зарождения психоанализа. Замечу две вещи (которые, возможно, не совершенно очевидны): во-первых, в ряде случаев Фрейд понимал под сексом совсем не то же самое, что мы под ним понимаем сегодня. Нередко он говорит о сексуальности (особенно детской), как о некотором психологическом напряжении, которому необходима разрядка. В этом напряжении есть что-то смутно эротическое, но оно не равно, не тождественно нашим представлениям о сексе. 

Во-вторых, рассказывая о символах секса и половых органов, Зигмунд Фрейд предупреждает тех «диких психоаналитиков», которые готовы видеть секс абсолютно во всём, во всех снах, желания и мечтах, что «порой сигара – это просто сигара». К тому же, пишет Фрейд (и его современные, существенное пересмотревшие психоанализ последователи), многое зависит от жизненного опыта конкретного человека: для кого-то катание на лошади во сне будет вовсе не символом полового акта, а образом одиночества или, напротив, сбывающейся детской мечты, к чему бы то ни было интимному отношения не имеющей.

Интереснее, на мой взгляд, другое: экзистенциальный психотерапевт Ирвин Ялом писал о том, что нередко секс и сам бывает символом чего-то другого, более глубокого и запретного для нас – людей ХХI века, чем половой акт. В самом деле, мы – современники Ялома, а не Фрейда – уже чуть более откровенны с самими собой, а иногда даже с окружающими, в том, что касается наших сексуальных потребностей и предпочтений. А вот вопросы смерти, свободы, изоляции чувств и ощущения бессмысленности собственной жизни – запретны для многих и подавляющее число людей они пугают куда сильнее, чем собственная или чужая сексуальность.

Нередко (точнее, куда как часто) человек, который как ему кажется, ищет секса, на самом деле страстно, но неосознанно хочет чего-то другого. Чего-то настолько сложного или пугающего, что ему проще продолжать «искать под фонарём», то есть навязчиво «хотеть секса» или иметь «сексуальные» проблемы.

Ялом рассказывает, например, о том, что сексуальные желания, в том числе «тайные» могут способствовать вытеснению тревоги или страха смерти: «Я встречал супружеские пары, один из членов которых был болен раком в последней стадии, при этом они мало о чем говорили, кроме своей сексуальной несовместимости. Временами в пылу дискуссии, взаимных обвинений и контрдоводов я полностью забывал, что одному из этих людей предстоит скорая смерть. Таков успех защитного маневра».

Ялом пишет и о том, как секс помогает бежать от понимания собственной свободы, от ощущения авторства своей жизни и ответственности за это авторство, а так же о том, как сексуальные проблемы спасают от чувства одиночества:

«В притягательности секса есть какая-то чудесная магия. Это мощный бастион против осознания и тревоги свободы, так как мы, находясь под действием очарования секса, никак не ощущаем, что конституируем собственный мир. Напротив, мы «захвачены» мощной внешней силой. Мы одержимы, очарованы, «увлечены». Мы можем сопротивляться искушению, отдаться ему или тянуть время, но у нас нет чувства, что мы выбрали или сотворили собственную сексуальность: она ощущается вне нас, обладает самостоятельной властью и кажется мощней, чем на самом деле. Сексуально компульсивные пациенты, когда их состояние в терапии улучшается, начинают говорить о том, что их жизнь стала унылой. Мир становится будничным, заставляя их задаваться вопросом: «И это всё?».

Компульсивная сексуальность также является распространенным ответом на чувство изоляции. Беспорядочное сексуальное «спаривание» предлагает одинокому индивиду сильную, но временную передышку. Она временна, потому что это не близость, а лишь карикатура на отношения. В компульсивном сексе отсутствуют все признаки подлинной заботы».

Так называемые «донжуаны» обоих полов – люди, которым свойственны либо беспорядочные сексуальные связи, либо необходимо «завоевывать» партнера, после чего они мгновенно теряют интерес к завоеванному объекту – используют секс, чтобы защититься от подлинно тайных своих желаний.

Самое частое из них – спастись от душевной пустоты (или говорят профессиональным языком от «экзистенциальной изоляции»). Алкоголик для того, чтобы заполнить эту внутреннюю пустоту будет пить, игроман – играть, «донжуан» (человек с компульсивным сексуальным поведением) менять партнёров и устремляться ко всё новым «романтическим» целям.

Это, разумеется, не значит, что всякий случайный секс – результат душевной пустоты. Нет. Другое дело, если человек всегда или обычно (в подавляющем большинстве случаев) заводит только частичные и функциональные сексуальные отношения с другими людьми. Если по-другому у него не бывает, это точно значит, что у человека есть экзистенциальные проблемы – или, иначе говоря, тайные желания, связанные с тёмными, отнюдь не сексуальными глубинами собственной личности. «Частичные», в данном случае, значит, что человек не открывается полностью сам, и не стремится узнать партнёра. Фактически он интересуется только частью другого человека (половыми органами) или частью общения с ним (сексуальной победой), и только частично знакомит партнёра с собой (в самом деле, если речь идет о пошлом сексуальном завоевании, то достаточно трудно предъявить «жертве» всего или всю себя).

Функциональность таких отношений в том, что партнёр воспринимается только как функция: «я люблю эту женщину, потому что она очень красивая» вместо «я люблю эту женщину! к тому же она очень красивая». В качестве объекта может оказаться человек любого пола, и функционально могут восприниматься любые его качества, от заботы и богатства до выдающегося ума.   

Поиск острых ощущений и новых побед, в том случае если человек не способен на другие формы создания отношений (а способен ли он можно судить только по практике жизни – есть у него в жизни такие отношения или нет), всегда маскирует тайное горестное желание избавиться от пустоты. Желание тем более трагическое, что обычно остаётся неосознанным самим человеком.

Завершу эту мыль словами того же Ялома: «Человек влюблен в страсть, человек коллекционирует острые ощущения и трофеи, человек согревается «в блеске своего жребия» – все что угодно, кроме аутентичного отношения к себе или к другому».

 


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Опять не послышалось. Несколько раз не послышалось. В этот раз сирена была, но не так чтоб сильно заранее. И скорее всего ракетой, от шахидов оно вроде как потише... но это не точно. по мере появления информации буду обновлять просьба не выходить за рамкми - ...
У  m_yu_sokolov   нашел сноску на забавную историю: "В "Библиотеке поэта" вышел двухтомник избранных стихотворений Бродского, подготовленный Львом Лосевым и (после его смерти) Анатолием Барзахом. На последней стадии работы все издание ...
... в жизни мужчин, которые рядом со мной. Я неуверена в себе, видимо, это в этом причина, хотя знаю много случаев, когда неуверенных в себе девушек носят на руках. Я вышла замуж за первого мужчину, с которым у меня были отношения. Он оказался ...
Участие Алексея Навального в выборах мэра Москвы было согласовано с президентом Владимиром Путиным ...  Во время избирательной кампании СМИ и блогеры обсуждали, что участие Навального необходимо Кремлю и Собянину для придания выборам более существенного политического веса. ...
(с) Виталий Рагулин Далеко уже не мальчик по паспорту. А по ощущениям - ну, лет 30, или 32. И каждый раз, когда наступает день рождения, думаешь: вроде ого, а вроде бы ещё и нет. У вас такое ...