рейтинг блогов

Нераскрытая тайна послевоенной смерти дважды Героя Советского Союза

топ 100 блогов nad_suetoi03.11.2020






От Нераскрытая тайна послевоенной смерти дважды Героя Советского Союза val000
(Валерий Аллин)

Нераскрытая тайна послевоенной смерти дважды Героя Советского Союза Stepanishev_M_T_00Степанищев Михаил Тихонович (15.11.1917 - 08.09.1946) – лётчик-штурмовик, гвардии майор. Дважды Герой Советского Союза. Награждён орденами Ленина (26.10.1944), 4 орденами Красного Знамени (17.08.1943, 3.07.1944, 2.11.1944, 2.04.1945), орденами Богдана Хмельницкого 3-й степени (2.03.1945), Александра Невского (22.10.1943) и Отечественной войны 1-й степени (24.12.1943), медалями. Бронзовый бюст М.Т.Степанищева установлен в селе Хмелинец Задонского района Липецкой области. Его именем названы улицы в городах Волгоград, Липецк и Задонск Липецкой области.
(Реконструкция по материалам интернета)

Михаил Тихонович Степанищев родился 2 (15) ноября (в некоторых источниках 12 декабря) 1917 года в деревне Первое Колесово Извальской волости Елецкого уезда Орловской губернии (ныне Задонского района Липецкой области) в крестьянской семье. Из-за ранней смерти отца ему пришлось рано начать работать: в январе-июне 1930 года работал скотником и пахарем в колхозе.

С 1930 года Степанищев жил в Донецкой области (Украина). В 1932 году он окончил 7 классов школы и горно-промышленное училище в городе Кадиевка (ныне город Стаханов Луганской области). Работал электрослесарем на шахте, с 1935 года – на Ворошиловградском паровозостроительном заводе (ныне город Луганск). В 1937 году Степанищев окончил Ворошиловградский аэроклуб.

В армии с декабря 1937 года. В 1938 году он окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком бомбардировочного авиаполка (на Дальнем Востоке и в Одесском военном округе).

В июне 1941 года Степанищев - младший лейтенант. Воевал с первого дня Великой Отечественной войны: в июне-октябре 1941 воевал рядовым лётчиком-штурмовиком, затем командиром звена, эскадрильи на Южном, Сталинградском и Юго-Западном фронтах; затем - штурман 76-го гвардейского штурмового авиационного полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта, гвардии капитан; в мае-июне 1942 – лётчик 211-го штурмового авиационного полка. Воевал на Южном и Юго-Западном фронтах. Участвовал в оборонительных боях на юге Украины и обороне Донбасса.

В июне 1942 года в районе города Барвенково (Харьковская область, Украина) Степанищев был сбит, получил контузию и перелом позвоночника и до декабря 1942 года находился на излечении в госпитале. В январе-марте 1943 года он проходил переобучение в 10-м отдельном учебно-тренировочном авиационном полку 8-й воздушной армии.

После перелома позвоночника Михаил Тихонович Степанищев мог летать только в специальном кресле (!).

Воюя под Сталинградом, он первым увеличил боевую нагрузку штурмовика Ил-2 на треть.

С марта 1943 года Степанищев - командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи, штурман и заместитель командира 76-го гвардейского штурмового авиационного полка. Воевал на Южном, 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в Донбасской, Мелитопольской, Крымской, Минской, Вильнюсской, Мемельской, Восточно-Прусской, Кёнигсбергской и Земландской операциях.

В ноябре 1943 года группа из 6 самолётов, возглавляемая Степанищевым, в районе Верхнего Рогачика (Херсонская область) уничтожила 7 танков и 20 автомашин противника. Здесь же в Северной Таврии, в районе села Новотроицкое гитлеровцы сосредоточили много танковых и других частей, надеясь приостановить наше продвижение в Крым. Группа «Илов» под командованием штурмана полка Степанищева получила задание нанести удар по группировке противника. Он уверенно и точно вывел штурмовики на цель.

Во время войны Степанищев проявил себя и как способный лётчик, и как талантливый командир. Он много раз водил группы штурмовиков, невзирая на сильное противодействие истребительной авиации и противовоздушной обороны врага, всегда точно и с большой эффективностью нанося удары по заданной цели. Как командир, большое внимание уделял подготовке личного состава в боевом и техническом отношении, а также обучению лётчиков, особенно ведущих групп, ориентированию даже при самой плохой видимости. Перед вылетами тщательно прорабатывал все вопросы с лётчиками, благодаря чему потери были минимальными. За время боевых действий Степанищев воспитал многих молодых лётчиков, ставших признанными советскими асами.

Михаил_Тихонович_Ð¡Ñ‚ÐµÐ¿Ð°Ð½Ð¸Ñ‰ÐµÐ²В апреле 1944 года группе М. Т. Степанищева было приказано уничтожить аэродром противника в районе станции Джанкой. Преодолев сильное противодействие вражеской зенитной артиллерии и истребительной авиации, наши штурмовики пробились к аэродрому и стремительным ударом уничтожили 11 и повредили 15 бомбардировщиков, пушечно-пулеметным огнем расстреляли до 100 гитлеровцев.

17 апреля 1944 года в результате произведённого им налёта на стоявшие в Севастопольской бухте корабли противника был подожжён немецкий транспорт. В период операции «Багратион» по освобождению Белорусской ССР (23 июня - 29 августа 1944 года) подразделения Степанищева наносили удары по узлам сопротивления, железнодорожным эшелонам, скоплениям отступающих частей группы армий «Центр».

Член КПСС с 1944 года.

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года гвардии майору Степанищеву Михаилу Тихоновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Звание Героя Советского Союза присвоено Степанищеву за 160 успешных боевых вылетов, образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники врага под Сталинградом, при освобождении Донбасса, Северного Кавказа и Крыма и проявленные при этом отвагу и мужество.

14 января 1945 года группа М. Т. Степанищева штурмует скопление боевой техники противника, уничтожая до десятка танков и три самоходных орудия. 18 января он установил своеобразный рекорд, атаковав колонну пративника 12 раз за один вылет. К 1 апреля 1945 года за ним в Восточной Пруссии числилось 25 подбитых танков и самоходных установок, 30 артеллерийских орудий, 4 склада и до батальона пехоты.

Нераскрытая тайна послевоенной смерти дважды Героя Советского Союза 6847cbf3ca1f8a64d7a7717023505f959 апреля 1945 года заместитель командира 76-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии майор Степанищев четырежды водит группу штурмовиков на уничтожение живой силы и артиллерии противника под Кёнигсбергом. В этот день они ликвидировали 4 батареи, 3 самоходки, взорвали 3 склада и разгромили батальон пехоты.

В апреле 1945-го после 222 боевых вылетов он был представлен ко второму званию Героя Советского Союза. Представляя Степанищева ко второй Золотой Звезде, командующий 1–й воздушной армией генерал-полковник авиации Т. Т. Хрюкин писал: «Степанищев над полем боя бесстрашен, проявляет высокие образцы героизма и отваги».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии майор Степанищев Михаил Тихонович награждён второй медалью «Золотая Звезда».

Свой последний боевой вылет, в должности заместителя командира 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии, Степанищев совершает в небе столицы гитлеровской Германии. Всего за время войны совершил 234 боевых вылета на бомбардировщике Су-2 и на штурмовике Ил-2 для нанесения ударов по живой силе и технике противника, участвовал в 14 воздушных боях, каждый раз выходя победителем.

Нераскрытая тайна послевоенной смерти дважды Героя Советского Союза 86714944_513987999263960_5236873956387979264_n24 июня 1945-го года Степанищев вместе с Иваном Кожедубом принимал участие в Параде Победы на Красной Площади. Это был пик карьеры Степанищева. После парада он ни разу не был повышен в звании. Более того, его постоянно понижали в должности. Не известно, кому он перешёл дорогу, но всё выглядело так, как будто после поездки в Москву Степанищева «ставили на место». Это особенно отчётливо видно на фоне послевоенного карьерного взлёта в биографиях его товарищей-майоров: Мусы Гареева, Леонида Беды и Ивана Кожедуба (на снимке справа).

Заместитель командира дивизии Михаил Тихонович Степанищев был назначен заместителем командира своего авиационного полка (прим. первое понижение в должности!) в городе Барановичи Брестской области, и уже в июне 1946-го был снова понижен в должности - до штурмана полка (капитанская должность). Причины понижений в должности Степанищева не известны, но совокупность обстоятельств, включая боли после ранения и отсутствие боевого драйва, возможно , привела его к депрессии и самоубийству – исключительный случай среди дважды героев Советского Союза.

Считается что Степанищев застрелился у себя в кабинете 8 сентября 1946 года, выстрелив в рот из именного пистолета. Особисты кабинет сразу же опечатали, поэтому осталось неизвестным, была ли оставлена предсмертная записка. «Хоронили его на скорую руку, как обычного гражданского. Салюта не делали, да и саму могилу с годами потеряли». Жена Степанищева, Александра Алексеевна, с сыном Сашкой сразу же после похорон уехала из Барановичей. «Ей было чего опасаться» (!!!) - пишет обозреватель «Липецкой газеты» Александр Косякин. Интересно чего...

Останки Степанищева так и не были найдены. Гораздо позже памятную плиту в честь Михаила Тихоновича Степанищева установили на Старом кладбище в городе Барановичи Брестской области (Республика Беларусь).



* Оригинальный пост

Содержание

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Смотрю зимние видосы со всякими авариями и эксперты в комментах часто видят причину в том, что сбросил скорость. Это первое, что я делаю, если вижу впереди замес или непонятную ситуацию. Сегодня съездил в Запорожское, местами снежная каша, под которой лед. Не крутит машину, если ...
Только что пришла смс с номера 9173988692: "Д.у! Электронку два дня не смотрела. В Казань еду! Освобожусь, перезвоню?" и через пару минут еще одна "Подскажи, п-та, на чем добраться с ж/д до Декабристов, 1. Спс." Будьте осторожны, полагаю, это развод. upd. ...
Самое трудное утром в понедельник - это поверить будильнику. Честно, сегодня не сразу поверила ему. Так хотелось остаться в тёплой постели и лежать... но на то он и понедельник, что тяжелый на подъём) Всем бодрого дня! ...
    Первый пошёл. ...
Оригинал взят у lat_elenka в Памяти Натальи Ленской Оригинал взят у sernep в Памяти Натальи Ленской Не передать ту боль словами. Ком в горле. Слезы на глазах. Наташа ... Верится едва ли. Не думал я, что о друзьях Красивых, молодых и умных В прошедшем ...
  • vesti_92 : Крым получил более 400 новых автобусов https://t.co/WgCWVyWELP https://t.co/njSBXpHqR3

  • LidiaTimoshyk : RT @aksenov_sv: На баланс Республики Крым принято более 400 новых автобусов, которые позволят муниципальным образованиям более эффективно р…

  • Anna57544519 : RT @GVvideoFeo: #Крым #Феодосия #Crimea На "Суворинских Камнях", вид на "линейку"...