Непродуманное решение

Грузия озвучила условия восстановления дипломатических отношений с Россией. Главное условие - отзыв признания независимости Южной Осетии и Абхазии. Естественно, что это условие никто выполнять не будет, так же как в Грузии никто и никогда не откажется от непризнания независимости этих бывших провинций.
Провозгласив свое неукоснительное следование принципу нерушимости границ, Россия сама его нарушила. И попала в тупик. Саакашвили приходят и уходят, а Грузия остается. Недружественная, но уже не враждебная. Не будь скороспелого и совершенно необъяснимого со всех точек зрения признания независимости, сейчас можно было бы перезапускать заново наши отношения. Однако теперь это решительно невозможно.
Стратегически такой тупик создает колоссальные проблемы нашей безопасности в Закавказье - единственный российский союзник Армения продолжает оставаться территориально отрезанным от России Грузией - и не имея дипломатических отношений с последней, невозможно договориться о правовом режиме доступа к Армении. Этот доступ приходится осуществлять явочным порядком по молчаливому соглашению. В любой момент эти неформальные отношения могут быть нарушены какой-нибудь внешней силой.
В условиях крайне нестабильного положения на Ближнем Востоке, который вплотную примыкает к Кавказу, такая неустойчивая конфигурация создает прекрасную возможность нарисовать на пустом месте любое количество провокаций, ставящих Россию в безвыходное положение - такое же, в которое попал Обама в Сирии с его скоропалительными "красными чертами" по химическому оружию.
При этом никаких проблем для фактической независимости Абхазии и Южной Осетии после войны 0808 не было - Россия продемонстрировала свою готовность не допустить военного решения вопроса, и повторять авантюру больше не решился никто. Восстановив довоенный статус-кво, можно было бы продолжать настаивать на формуле, по которой разрешение проблем между Тбилиси, Цхинвали и Сухуми лежит исключительно в дипломатической плоскости и только в трехстороннем формате. Россия выступает как заинтересованный, но внешний гарант любых договоренностей. Признай Грузия сама независимость бывших провинций - она была бы вынуждена соблюдать свое собственное решение. Если бы стороны договорились о максимально широкой автономии республик в составе Грузии - опять же, тупик был бы преодолен.
Парадоксально, но такая возможность была более достижимой, чем то, что в итоге было сделано. Победив в войне, российская армия стояла под Тбилиси. Можно и нужно было оккупировать Грузию, ставить временное правительство, проводить новые выборы и добиваться от нового правительства нужного решения, фиксирующего результаты войны. Советский Союз на раз щелкал такие задачи - и не только в странах-лимитрофах. Современная Россия - тень былого, и убожество нынешнего поколения правителей в ситуации с Грузией проявилось в полной мере. Победить в войне и проиграть все ее итоги через неделю - это нужно иметь талант серости.
Сегодня приходится изобретать формулу про новые реальности, которые Грузия обязана учитывать. Оно, конечно, правильно - про новые реальности, но фактически это означает создание проблем из ничего. Причем проблем для нас в первую очередь.
Трудно сказать - было ли решение о признании независимости первым самостоятельным решением тогдашнего президента либо это было коллегиальное решение "тандема", но и здесь формула "Медведевы приходят и уходят, а Россия остается" сработала против непродуманного решения.
|
</> |