Непоследовательность творческого пути
utasss — 13.07.2023 Основная проблема в моём писательстве — это отсутствие последовательности: подумаю мысль, облеку её в слова, а она превращается в волосатый шарик, столько всего из неё тянется и липнет, что и я залипаю. Но я придумала, как с этим бороться: надо рисовать майндмап, все эти связи выкладывать на бумагу, а потом выбирать одну линию, путь, часть звездчатой карты, и по нему идти. Но это хорошо только для нехудожественных текстов. Вообще, придумала я это для того, чтоб понять, как писать учебники, когда есть набор тем, а надо выстроить последовательное изложение, и знать, какие определения уже даны, а какие будут даны позже по тексту. Берёшь граф понятий со всеми связями, а потом строишь обход и, заходя в вершину, рассказываешь про неё, и про все связи, которые ведут к уже "пройденным" вершинам. Выбирая вершину, как бы отсекаешь от неё все связи ведущие в будущее, и добавляешь к ним уменьшенную копию этой вершины. Надо минимизировать количество дублей. Если начальный граф очень подробный, то можно сначала кластеризовать подграфы в темы, и сильно-связные понятия объяснять вместе, и... опять получаются гиперсети.Другой вариант — это классификация. Когда даётся структура сверху вниз — для тех, кто знаком со структурами, или снизу вверх, от примеров и поиска общностей к категориям и типам — для тех, кто ещё не силён в абстракциях.
А вот в историях, в художке, нужна последовательность, временная линия. И даже если ты её загнёшь узелочком или перевернёшь в ретроспективу, она всё равно нужна. Хотя озарения ведь работают не так, осмысление свершается на связи прошлого и другого прошлого, и происходит в текущем моменте. Не знаю, можно ли и нужно ли это воспроизводить в тексте, или оставить для читательской головы.
==.==.==.==
Эта часть с вопросами.
Интересное подумалось в связи. Для уверенности в себе, для опоры на себя, для самопринятия и самосохранения нужно знать себя, уметь собой пользоваться. А для этого нужно осмыслять свой опыт, в смысле обращать внимание на то, что ты сделал, как получилось, что ты при этом почувствовал. То есть примерно всё то, что меня бесит в существующей художке — всё это считается полезной рефлексией для образовательного процесса (отсылка на цитаты из рекомендаций учителям). Может, та художка бесит меня не тем, что связывает внутренние мысли и ощущения с происходящим, а тем, что эти мысли и ощущения (автора или главного героя) не подходят мне? Насколько реально полезно замечать свои ощущения от процесса обучения, не достаточно ли думать о том, в каких ситуациях новая информация может быть применена?
"Откуда ты знаешь то, что ты думаешь, ты знаешь?" (цитата кого-то умного из фильма)
Часто я раньше спрашивала людей, «откуда ты это знаешь?» Мне интересно было, что надо делать, чтобы это же знать. А теперь... Теперь мне интересно, зачем те, кто говорят, говорят. Впрочем, и это стало интересным мне давно.
«Словесная вода и бытовой песок, шлифуя грани людей, притирают их друг к другу» (цитата кого-то умного из жизни). Кажется, так можно описать какую-то жестокость. Зачем стирать людей друг об дружку? Но, мне кажется, это одна из самых романтичных фраз, которую я читала. Люди врастают друг в друга, превращаются в симбиоз. Становятся алмазами друг для друга, а вместе — брильянтами. Привязанность делает человека более ценным, потому что я так устроена.
Раньше я обращала внимание на то, что потребление информации и порождение информации соотносятся, балансируют. Может, это школьная привычка, где узнаёшь новое, потом применяешь. Может, это бытовое, где учишься и делаешь сам. Может это рабочий навык — понять задачу, разобраться в бизнес-процессах, найти решение, реализовать его и перейти к следующей задаче... Но это касается не только "практически полезных" дел, но и творчества. Для написания стихотворения нужно заразиться идеей, потребив её извне, пусть не в виде текста, а в виде природы, красивых облаков, воспоминаний о любимом человеке. Люди вдохновляются, смотрят кино и пишут отзывы, обсуждают с друзьями. Люди потребляют, обдумывают и выдают наружу. Мысли стремятся к высказыванию или вырисовыванию, проигрыванию.
Мне всегда казалось раньше, что это нормально. И можно синхронизироваться с обществом, слушая радио или смотря тв. Общие события падают на обобщённые знания и порождают мысли, которые кто-то ещё поймёт. Но высказанная мысль как будто бы освобождает место в голове, снижает напряжение, забывается.
Но интересно, интересно, что в процессе обучения человека заставляют записывать то, что он слышит. И считается, что это улучшает запоминание. Я как-то вот задумалась о том, что очень сложно запоминать вещи, которые противоречат текущим данным в памяти, не стыкуются и отбрасываются. Известно же, что запоминается лучше то, что понимается, а понимается лучше то, что уже частично известно, то есть уже есть в голове. И вот я подумала, что может и те вещи, которые я сейчас хочу запомнить и не могу, надо тоже записывать. Как аффирмации рекомендуют писать, чтобы прогнать это через внутреннюю речь наружу. Почему? Непонятно. Не понятно, это закрепляет или освобождает?
А если человек, слушая лекцию, например, рисует. Или слушая музыку – пишет текст, программу. Он запоминает лучше или хуже? Как это работает у вас?
|
</> |