Необыкновенное чудо
eriklobakh — 10.08.2024Это на фото 1987 год. Мне тут 11 лет.
Я крайний справа. За мной стоит коллега моего папы по институту
дядя Бек. Я не знаю его полное имя, наверное Алибек, Казбек или
что-то типа того, давно это было, он казах был (может и есть, я не
знаю, здоровья Вам, дядя Бек!)
Крайне слева мой любимый двоюродный брат. Посередине мой не менее
любимый родной брат. В киргизской шапочке собственно киргизский
мальчик-чабан Искандер.
Искандер не совсем киргиз. Семья чабанов его усыновила из детского
дома, по виду он русский, а ещё точнее русский немец. В Киргизии
тогда было много немцев. И изначальная фамилия его была Коберт (как
у одного из моих одноклассников), как мы тогда узнали.
Это в горах. Все алма-атинцы ходили в горы из Алма-Аты на
Иссык-Куль. Все мы альпинисты и скалолазы.
Там маршрутов миллион, но мы ходили по самому лёгкому всегда через
перевал Ак-Су. 4.600 метров высотой всего. В общем - из-за меня,
видимо. Я был крепеньким жилистым мальчиком, но всё-таки для
ребёнка это тяжело - горы эти всякие. В первую очередь из-за
кислородного голодания, ну и вообще рюкзаки тяжёлые, палатки и всё
такое. И мама бы не разрешила папе меня по ледникам таскать высотой
больше.
Да и правильно, сейчас бы я это вообще не понял бы - выше
Ак-Су)))
Ну так вот. Вот уже за перевалом - в Киргизии, чуть ниже перевала,
были чабаны. Трое взрослых и один мальчик.
Представьте себе - они нас всегда помнили, хоть расставания были на
год. Ну, не нас только, но в общем групп постоянных альпинистов по
конкретному маршруту было наверное штук десять, не больше, но они
всех помнили.
Это же только два месяца в году - июль-август. А дальше у них
трудовые будни в горах, без туристов-альпинистов.
И они всегда не просто нас ждали, а ЖАЖДАЛИ. Там был и «товарный
обмен» - мы им сгущёнку и т.д., а они резали барана, но не это
главное. Они ЖАЖДАЛИ общения, что естественно в горах.
Я сейчас много могу рассказывать про альпийские луга, эдельвейсы,
ледники, аутентичных (не городских) киргизов, их доброту, кухню,
языческие верования (казахи и киргизы - конечно никакие не
мусульмане по сути и в быту), но перейду к сути.
Ехал сегодня в такси. Я всегда болтаю с таксистами - если они
киргизы. Узбеков и таджиков я меньше понимаю, а киргизов прям
люблю. Они для меня (хоть я и алма-атинец) как «вкус детства».
«Ты откуда - с Севера или Юга, Ош или Фрунзе-Бишкек?» и т.д. А
когда я начинаю говорить на киргизском (ну, я знаю слов сто), - они
вообще с ума сходят. В Москве много добрых людей по отношению к
трудовым мигрантам, но это ж всё понты. А вот чтоб знали о чём речь
вообще, а не просто их любили как бездомных собак, - это другое для
них.
И вот. Везёт меня сегодня киргиз. Кстати - белобрысый почти. Но
киргиз-киргиз по виду. «Типовой». Я даже подумал сначала - не
таджик ли (памирские таджики - белобрысые и светлоглазые арийцы).
Но, нет, киргиз.
Ну, вы уже догадались)))
Слово за слово - ты откуда и т.д., в общем я выяснил, что он сын
Искандера (Александра Коберта). Мама киргизка, да и папа себя
сугубо киргизом считает.
ОХРЕНЕТЬ!
Да и он офигел.
Давно они не чабанят, это уже никому в Киргизии не нужно,
крестьянствуют у Иссык-Кульских всяких домов отдыха, снабжают их
молоком и т.д.
А детей, которых у русско-немецкого киргиза Искандера шестеро,
точнее двоих из них, - за киргизской бедностью услали в Россию на
заработки.
Во вторник (он раньше не может) зазвал Джаркина Искандеровича в
гости. Обещал принести мне кумыс, ему его иногда привозят.
А я три часа искал эту фотографию (и я не был уверен, что Искандер
вообще на них есть, я просто искал фотографии с тех походов в
принципе). Сделаю копию завтра-послезавтра, конечно. Для Джаркина и
его папы.
Не знаю - представляете ли вы всю полноту моих эмоций сейчас? Я не
уверен даже. Это же даже не «Вино из одуванчиков», это ж моя
стволовая клетка памяти.
|
</> |