Ненависть
alexander_pavl — 01.09.2015 К первому сентября, Празднику Знаний, мне хотелось бы сказать несколько слов о советской школе, в частности, о школе, где я учился.Я не люблю писать о том, что я не люблю, и тем более, о том, что я ненавижу. Но этот пост - исключение из общего правила. Я ненавижу советскую школу. Советская школа – в частноти, та, где я учился, средняя школа номер 45 Приокского посёлка города Рязани – это воплощённая мерзость, полная и абсоютная отрицательная культурная ценность.
Я учился в ней с 1970 по 1980 год, и если даже об армии, где я служил, и о заводе, где я работал, я могу сказать что-то положительное (например, что несвобода армии научила меня ценить свободу, а работа в цеху научила терпению без скуки), то о школе нет у меня хороших слов. Я даже не могу сказать, что школа дала мне навык жизни параллельно с ложью без пересечений, потому что школьная ложь не осознавалась ложью – она пронизывала всё, она была незамечаема. Как воздух, потому что кроме неё, вообще ничего не было.
Угрюмое человенавистническое оформление по стенам, так называемая наглядная агитация, садизм учтельниц, мелких неудачниц, срывавших на детях свой раздражение неудавшейся жизнью, бездарные, глупые, отвратительно оформленные учебники, отбивавшие желание узнавать что-то новое, вонючая еда в большую перемену, к которой нас принуждали – классная руководительница собирала рубли на неделю и следила, чтобы никто не увиливал... Субботники, внекласная работа по озеленению, пионерско-комсомольская активность, тягостная, ненужная никому...
Вся эта система была выстроена специально, чтобы детям не хотелось учиться дальше, чтобы у них и в мыслях не было продлить своё «образование» в каком-нибудь ВУЗе, представлявшемся прямым продолжением школы. Впрочем, возможность поступить в ВУЗ была чисто абстрактным понятием, потому что школьное образование до такой степени не дотягивало до уровня, необходимого для поступления в ВУЗ, что выпускались специальные «Пособия для поступающих», в которых содержалась та минимальная информация, необходимая абитуриентам.
Школьные друзья? Не смешите меня. Я учился с детьми пролетариев, верх амбиций которых было поступление в десантное училище, реалистический ход – в ПТУ. В пятом классе пятеро из моего класса сели «на малолетку», а мне просто повезло, в момент ареста нашей «шайки» меня не было в Рязани, а ментам надо было торопиться к квартальному отчёту по «раскрываемости», поэтому я остался на свободе. Дружить с одноклассниками было невозможно, потому что любая дружеская компания автоматически превращалась в банду, озаборченную портвейном, куревом и подламыванием гаражей. Девочки? Первая любовь? Видели бы вы этих опухших от глупости и безделья двоечниц... Да, все девочки делились на отличниц, льстиво заглядывающих в глаза завучу, и двоечниц, не годных ни на что, даже в восьмом классе читающих по слогам.
И нельзя сказать, что наша школа была как-то хуже тысяч других средних школ СССР. Все они были одинаковы. Ну, говорят, в каждом городе была хотя бы одна «спецшкола», где учили детей партийной и административной номенклатуры, разбавляя классы (номенклатура размножается умеренно) обычными детьми, но об этих школах я мало что знаю.
Возможно, что раньше, в шестидесятых, школа была не настолько беспросветна. Не знаю. Учебники шестидесятых, которые я находил в макулатуре, были и качественнее и веселее и увлекательнее, чем тот унылый мусор, по которому мне приходилось учиться. Но я знаю одно – я знаю советскую школу семидесятых (и восьмидесятых, когда сам пришёл туда, как учитель), и я могу сказать с уверенностью: эта машина, называемая советским средним образованием, непрерывно штамповала миллионы убогих, несчастных конформистов, готовых мстить окружающему миру за свою осознаваемую в глубине души неполноценность. Все они родом из детства, из школы, которая замечательно умела гасить в людях всё светлое и хорошее, что в них могло хотя бы случайно зародиться.
|
</> |