Немножко о разой технике.
poruchik_sr — 01.04.2017Давайте сначала разберемся, что дает возвращение и повторный запуск носителя?
Сначала рассмотрим Шаттл, который совершенно неправомерно все время приводят в пример. Шаттл сама по себе была очень дорогая машина. И если в начале эксплуатации выведение Шаттла обходилось в $250 млн., то выведение
разового носителя, скажем серии Союз, обходилос где-то в $30 млн. Деньги несравнимые. Хотя и машины совершенно разные. Шаттл выводил 20 тонн Полезной Нагрузки (ПН), а Союз только 8,25 тонн. Что делало Шаттл
совершенно неконкурентоспособным с разовыми кораблями, это стоимость после-полетной инспекции и подготовки его к следующему полету. Цена выведения последних Шаттлов после спуска и постановки снова на старт доходила до $450 млн. Т.е. конечно ни о каком преимуществе "многоразовости" говорить здесь не приходилось. В начале 2000-х цена выведения на разовом Протоне была около $90 млн., т.е. Протоны были в 5 раз дешевле Шаттлов.
Теперь посмотрим на повторное использование первой ступени "традиционного" носителя. Самое дорогое это построить эту самую ступень. Корпус, баки, двигатели, система управления движением, радиотелеметрические системы и т.д. Все это железо стоит бешенных денег ибо производство, грубо гворя, ручное, а не массовое, плюс сборка индивидуальная, а не конвейерная. До Маска все это взлетало один раз, а потом падало, у нас в тайгу, у них в океан. Маск задал себе два совершенно естественных вопроса: 1. Можно ли технически вернуть ступень на Землю? 2. Можно ли вернуть ее в таком виде, чтобы после проведения послеполетных проверок, замены поврежденного оборудования и подготовки к новому полету эта, ступень оказалась бы дешевле изготовления новой?
На первый вопрос ответ на сегодня получен. Возвращение возможно! Во что обошлись Маску проверки, замены и подготовка, на сегодня мы пока не знаем. Я знаю, что Маск изначально озвучивал цифру всех этих операций в 70% стоимости изготовления новой ступени. т.е. при повторном использовании ступени, Илон расчитывает снизить стоимости ракеты-носителя на 30%. В доллоровом исчеслении он озвучивал цифру $62 млн. Это миллионов на 30 дешвле наших Протонов, при сопоставимой грузоподъемности.
Ну и последний вопрос. Облапошивает ли SpaceX НАСА и клиентов? Увы, ребятки, нет. НАСА оплачивает Маску только выведение и доставку грузов на МКС. Оплачивает по вполне себе комерческим ценам, ни
Вчера впервые компания Маска запустила комерческий спутник на вернувшейся и вновь подготовленной к пуску ступени. Это только первый опыт. Ступень снова вернули и уже снова начали ее проверку. Будем ждать результатов. Маск сказал, что хочет добиться такой надежности машины, чтобы ее можно было снова ставить на стартовый стол через 24 часа после приземления. Я лично хочу пожелать ему удачи.
P.S. Из твиттера Маска по поводу предстоящего теста Falcon Heavy в конце лета:
Elon Musk
Considering trying to bring upper stage back on Falcon Heavy demo flight for full reusability. Odds of success low, but maybe worth a shot.
Replying to @elonmusk
serious q: if it fails, what do you have to lose?
Elon Musk
Good point, odds go from 0% to >0% :)