Немного о современном русском искусстве.
katmoor — 03.01.2023 Тут у жителей России некий когнитивный диссонанс по поводу Новогоднего Огонька приключился. И в общем, я могу кое-что им объяснить по этому поводу.Ребята, искусство бывает концептуальное, элитарное, народное и популярное.
Концептуальное искусство - это артхаус. Это когда художник, музыкант, поэт, писатель делает нечто просто потому, что хочет сделать именно это и именно так. Огромное количество шедевров порождено именно концептуальным искусством. Работы Микельанджело, который ломал эстетические стереотипы эпохи - это чистой воды концептуальщина.
Конецптуальное искусство становится популярным тогда и только тогда, когда оно может "пойти в массы", когда оно доступно массам - но в целом, оно может так и остаться навсегда охренительной экзотикой для избранных знатоков.
Элитарное искусство - это искусство, сформированное эстетическими запросами элит. Практически все искусство вплоть до Ренессанса включительно, когда произведения искусства были доступны лишь знати - элитарно. Тот же Микельанджело выполнял заказы первых лиц, и соответственно, был здорово ограничен в теме. Однако произведенная им революция формы, отказ от канонических шаблонов в сторону анатомизма, создание классической геометрической перспективы и так далее - чистой воды артхаус, "творческий бунт".
Элитарное искусство - это искусство для людей, которые себя ценят, и хотят ценить себя более, чем само искусство. Оттого так много вычурности. Интерьеры дворцов редко поражают геометрической выверенностью пространства, зато ломятся от лепнины, картин и скульптур. Поскольку работы выполняют лучшие художники, скульпторы и архитекторы - получается в целом хорошо, но нужно понимать, что основное назначение таких работ - подчеркивать статус владельца, а не быть художественным шедевром. Шедевральность элитарного искусства порождается автоматически, поскольку хороший художник просто не может работать плохо, и вкладывает в проект какую-то изюминку. По крайней мере, старается.
Умные элитарии понимают и ценят такое художественное своеволие, хотя и не приветствуют его прямо. Глупые элитарии требуют от художника, чтобы все было "как у пацанов". Кстати именно поэтому позднесоветская живопись навевает ощущение "хочу спрятаться от этого в бункер и никогда из него не выходить"...
Народное искусство - искусство, которое порождают люди, профессионально не занимающиеся искусством как таковым. В общем и целом, такого искусства много. Естественно, более-менее жизнеспособными оказываются лучшие образцы, отчего народное искусство повышает в целом культуру масс. Поддержка народного искусства, народного эстетического процесса, комплиментарное к нему отношение - это хорошо для общества в целом. Часто такое искусство начинает формировать тренды и задавать новые эстетические стереотипы, впоследствии заимствуемые элитарным искусством. К примеру, Мольер и Шекспир, расширяя диапазон тем театральных постановок, способствовали тому, что театр, до них представляющий унылое зрелище, стал более живым, светским и интересным, а поэзия Байрона и Вийона обогатила литературу.
Наконец, популярное искусство - это то, что сформировалось во второй половине 20-го века. Все смешалось в доме Оболенских, понимаете ли... Сформированная НТР с 18 века буржуазия создала свою эстетику, происходящую от народной, и массовая миграция, возникшая в результате двух мировых войн, вызвала острую художественную конкуренцию, породив феномен интернациональной культуры. Вторая половина 20 века - это попса, рок, фантастика, массовый кинематограф. И если предыдущие виды творчества носили характер индивидуального служения музе, или традиций, то популярная культура основана на популярности, то есть - на охвате аудитории. Можно было бы сказать, что популярная культура - это народная культура человечества в целом, если бы это самое человечество в целом существовало как объективный феномен культурного процесса...
К чему я это говорю?
Ребята, популярный исполнитель - он нацелен на аудиторию. Соответственно, куда аудитория, туда и исполнитель. Мы живем в мире популярного искусства, и даже элитарное искусство сегодня редуцировано, как таковое. Короли и герцоги погружены в эстетику мелкобуржуазного, как и какой-нибудь крестьянин. Соответственно, у нас возникает естественная деградация художественного уровня элитарных исполнителей (это объективный процесс) в связи с опрощением и выхолащиванием элитарной эстетики.
Куда аудитория - туда и популярный исполнитель.
Вот то, что вы должны понимать. А теперь вопрос. Зачем я все это рассказал?
Изначально так называемый "Русский мир" был порождением западных политтехнологов, пугалкой для западного обывателя. Однако бурные события последних лет наполнили этот концепт кошмара (для западного обывателя) благодаря народному творчеству, и главное - народному сопереживанию - содержанием. И сегодня Русский мир - это уже эстетика, это уже культурный запрос масс. Составляющих большую часть аудитории.
А мы живем в мире популярного искусства, и куда аудитория - туда и популярный исполнитель.
Вот так и получается, что в числе фаворитов у нас оказываются Петросяны (как наиболее популярные) и Газмановы (как наиболее близкие по предыдущей тематике), а любители "элитарности", которая, как мы знаем, есть лишь вычурная форма мелкобуржуазной эстетики в искусстве, в большинстве случаев сдристнули с корабля. Подлинные же носители народности, и соответственно - зерен нового мира, Русского мира, в элитарное действо, именуемое Голубой Огонек, не попали в силу своей бескомпромиссности и народности. Что вызвало реакцию у Прилепина, к примеру, и многих других.
Ну так и Москва не сразу строилась...
Мы с вами живем в эпоху ломки эстетики. Поскольку у нас сейчас стадия популярного искусства, эта эстетика находится под влиянием политических, экономических и социальных сдвигов. И эти сдвиги еще не закончились, более того - они еще и не начинались по-настоящему. Благодаря усилиям западных политтехнологов порождена новая эстетическая концепция - концепция Русского мира - и она насыщается и будет насыщаться творчеством таких людей, как Прилепин, Пелевин (пришедший и артхауса, и местами напоминающий мне Маяковского в 17 году), Чичерина, Качур, Растеряев - и будет развиваться и углублять. И когда-нибудь она, наконец, дойдет и до элитарного уровня. Искусства комплиментарно, и этот процесс - неотвратим, мы просто находимся в самом начале его. Просто у нас такой момент исторический.
Это нормально, это - жизнь.
Ну что касается тех, кто вызвал такую реакцию на Огоньке... Ребят, так и раньше эти люди вызывали такое же ощущение. Они что, плохо жили? Нет, хорошо жили. И дальше будут жить неплохо. И аудитория у них есть. И в общем и целом, они даже полезны, ибо создают конкуренцию, в плане эстетики и художественного уровня, играя роль того фильтра, через который художники и певцы нового, Русского мира, должны будут прорваться своим творчеством и социальным резонансом. И это еще одно наступление, которое должно быть сделано, и оно будет сделано - вся обстановка сегодняшняя нас к тому обязывает...
https://katmoor.livejournal.com/feed/
|
</> |