Немного о смерти

Люди рождаются и умирают. Никто еще из живущих не избежал этих двух событий своей жизни. Оба они скрыты для обсуждения и возникают в нашей жизни только тогда, когда мы непосредственно с ними сталкиваемся.
Так уж получилось, что мне с моим классом пришлось столкнуться со смертью ученицы. Такое испытание выпадает редко, да и обращаться со смертью мы учимся, случайно однажды угодив в водоворот событий. Тут было бы уместно порассуждать, что вообще-то какие-то прописные истины об этом полезно узнать до того, как все произойдет. А пока в нашем городе хранителями похоронных традиций и традиций заботы о душе умерших и оставшихся стали похоронные агенты. Надо ли говорить, что каждый из них рассказывает о своем (действительно, как и когда человек может узнать, что принято делать после смерти близкого и не очень близкого человека) и традиции каждого связаны с тонким искусством продаж похоронных принадлежностей. И если ты - непосредственный участник происходящего, довольно сложно ориентироваться в том, что верно, а что нет.
У нас не очень распространено думать о собственной смерти. Моя родня может расщедриться только на мысли, где похоронить, и то не каждый об этом думает. Не принято. Я вот склоняюсь к мысли о том, что это неверно. Продумать способ похорон, одежду, место значит позаботиться о своих близких, чтобы в минуты душевной тревоги у них был набор готовых решений.
И вот завтра я везу своих двенадцатилетних детей на похороны одноклассницы. И мне нужно подумать о том, что рассказать им по дороге.
Самое, наверное, важное, — научить их выражать свое соболезнование. Вообще-то они у меня большие молодцы. Они собрались на похороны. Не испугались, как-то внутренне поняли, что это решение каждый принимает сам, — и вдруг очень многие решились.
Придется им многое объяснить. Первое — что они могут испытывать самы разные чувства. Принято, что люди испытывают горе. Но ведь они могут и испугаться, и испытать отвращение. И это совершенно нормально, особенно для первых похорон.
Они увидят не уснувшую девочку, которую знали много лет, а измученное долгой болезнью тело без волос, со впавшими глазами. И это тоже мне придется им рассказать. О том, что они могут подходить к гробу, а могут не подходить, что в этом нет никаких обязательств, долга или вины.
Самое важное, что им придется пережить, — осознание собственной смертности и хрупкости. Хороший опыт, если бы только не такой ценой.
Как помочь им пройти это? Как научить их принять это и пережить, тем более, что мы на каникулах, далеко друг от друга? Я пока не очень все это понимаю, но этот урок дается не каждому, а вот нам он встретился. И нам придется его прожить.
|
</> |