Немного о полиции - 2

топ 100 блогов paterjacob1956 — 21.12.2014 Право слово, кому вообще нравится полиция?[1]

Насколько я понимаю, число таких индивидов не слишком велико (хотя положительно оценивают ее деятельность многие)[2]: ведь полицейский – представитель власти (что само по себе может быть проблемой – вспомним знаменитое “The nine most terrifying words in the English language are, 'I'm from the government and I'm here to help”[3]) с довольно широкими полномочиями. К примеру, он может использовать “power to stop and search”, которая традиционно вызывает довольно-таки истерическую реакцию у многих людей[4]. Более того, при определенных условиях он может проигнорировать все ваши реальные или воображаемые права.

Часто ли полицейские так поступают?

Насколько я могу судить – нет: в опубликованном в 2006[5] отчете американского Bureau of Justice Statistics, например, отмечалось, что какие-то свидетельства превышения полномочий полицией и офицерами других правоохранительных структур в США в 2002 обнаружены в 2k кейсов[6] – т.е. в одном случае на каждые две сотни полисменов (при этом, как мы понимаем, под превышением полномочий могут иметься в виду очень разные, в том числе и довольно незначительные факты[7]).

А вот британские цифры: в 2011/12 IPCC зарегистрировала 54 714 жалоб/allegations[8] на действия полиции, сведенных в 30 143 complaint cases[9], что на 9% меньше, чем в 2010/11 и на 12% - чем в 2009/10[10]. Таким образом, число жалоб на 1000 сотрудников полиции в 2011/12 составило 213 (то есть, грубо говоря, по жалобе на каждого пятого человека в форме).

На первый взгляд, это довольно много – но это видимость. Больше всего жалоб было зафиксировано по статье “Other neglect or failure in duty” (28%), дальше идут “Incivility, impoliteness and intolerance” (17%), еще дальше – туманные “Other assault” (11%). На действительно неприятные статьи (“Oppressive conduct and harassment” и “Unlawful/unnecessary detention”) приходится только 12% жалоб (26 на 1000 или примерно 1 на 40 сотрудников полиции).

Рассмотрено в 2011/12 было 27 157 жалоб[11]. В 12% случаев был сделан вывод о том, что работа полиции действительно не удовлетворяла заданным стандартам (до изменений, предпринятых в 2010, говорили об “обоснованности” жалоб). Это 3259 кейсов или примерно 1 на 80 сотрудников полиции.

В общем, в масштабах общества в целом это буквально капли в море[12] (для сравнения: в 2011 в Великобритании в ДТП пострадало 203 950 человек (в т.ч. 1901 – погиб), а в США – вообще 2,22 млн (30 246 погибших); при этом причиной большинства аварий является человеческий фактор[13] - на этом фоне ошибки полиции, прямо скажем, не выглядят особенно ужасно...). Нужно учесть также и то, что жалобы на действия полиции – не критерий того, насколько неадекватна полиция, но исключительно того, насколько ее поведение не нравится отдельным людям. Адекватность которых, понятное дело, также может вызывать сомнения[14].

Тем более, вряд ли многие будут спорить с тем утверждением, что такими инцидентами деятельность полиции совсем не ограничивается – ее роль в защите закона и порядка было бы глупо недооценивать[15] (в конечном итоге, если случается что-то неприятное, даже те, кому полиция не нравится, все равно обращаются к ней за помощью[16] - можно сказать, что люди могли бы защищаться сами, но по нынешним временам на это у многих не хватит cojones, а у прочих злоупотребления, вполне вероятно, могут оказаться еще более значительными, чем у полиции)[17].

Впрочем, и собственно борьба с преступностью тоже многим не нравится – прежде всего, конечно, тем, чье поведение является или может быть квалифицировано как противоправное.

Это можно воспринимать как прозрачный намек, благо таких людей, увы, довольно много - и не исключено, что они тем или иным образом могут оказывать влияние на редакционную политику отдельных изданий. Простой пример: в Штатах очень велико количество индивидов, которые имели определенные проблемы с наркоконтролем (только за один 2012 было арестовано по nonviolent drug charges 1,55 млн чел.[18]), и не исключено, что еще большее их число опасались возможных столкновений с DEA - а негативное отношение к одному правоохранительному агентству может осознанно или неосознанно распространяться и на другие подобные ведомства.

Нужно принять во внимание также и то, что полицейским регулярно приходится сталкиваться с нелюдью – теми, кто под влиянием тех или иных психических расстройств, в состоянии аффекта или просто для развлечения/заработка занимается такими вещами, о которых не очень-то пишут даже “желтые” издания. День за днем они видят все новые примеры патологической жестокости – что, вне сомнения, должно отражаться на их отношении к людям и их оценкам вероятных угроз со стороны последних. По сути, это практически неизбежная профессиональная деформация – и вряд ли существует достаточно эффективная психиатрическая помощь, чтобы полностью устранить ее. Возможно, следовало бы удивляться тому, почему полицейские так редко совершают какие-то противоправные действия/злоупотребляют своей властью, etc...

Поговорим теперь об эксцессах – ведь какого-то рода инциденты более или менее постоянно сопровождают работу полиции.

К примеру, представьте себе полицейскую машину, патрулирующую “черный” квартал. Надо полагать, что в подобных местах люди в форме регулярно подвергаются насмешкам и издевательствам – не исключено даже, что они становятся жертвами тех или иных “приколов” (в авангарде “шутников” – разумеется, молодежь). И, как правило, они вынуждены это терпеть – а как иначе? Состава правонарушения здесь нет (ну, при желании можно найти, но если зайти слишком далеко, есть риск лишиться значка, а то и самому на скамью подсудимых сесть), да и пытаться поймать кого-то в зоне, где все связаны круговой порукой – не очень перспективное дело.

Обструкция в отношении представителей сил правопорядка, кажется, подчас принимает довольно значительный размах: многие люди не уважают полицейских, боятся их, но понимают, что у тех есть свои рамки, которые строго нежелательно переступать – и это дает определенное чувство безопасности/вседозволенности. Посмеяться же над теми или оставить “в дураках” – почетно и приятно. Подобное, конечно, может случаться неоднократно - ведь у шутников же, в конце концов, есть “права”[19].И до поры до времени такие персонажи могут считать себя Masters of the Universе.

“Проблема” в том, что полицейские – тоже люди. Они стерпят раз, второй, третий – а потом ответят (причем не исключено, что не тому, кто их действительно “достал”, а первому попавшемуся)[20]. Возможно, они даже дотерпят до того момента, когда применение силы с их стороны будет формально оправданно – и тогда уж отведут душу. Потому что никто не в силах и никто не должен терпеть все это, сорри, дерьмо (а представьте, что с этим приходится сталкиваться год за годом...)

Еще раз: полицейские - люди. Не übermensch’и, не полубоги, не роботы. У них - сюрприз-сюрприз! - тоже есть психика, им тоже бывает больно, они тоже размышляют о добре и зле и о том, зачем это все[21]. И что-то мне подсказывает, что ПТСР в том или ином виде в их среде также распространен намного-намного сильнее, чем среди обывателей.
Очень просто сказать: они должны делать то-то и то-то, никогда не испытывать страх и ни в коем случае не превышать пределы допустимой самообороны, всегда выполнять только "правильные" приказы и вообще быть исключительно на стороне тех, кому вы в данный момент симпатизируете. Но, боюсь, на практике все намного сложнее - и принятие конкретных решений в конкретных ситуациях (в том числе решений о жизни и смерти) несопоставимо по сложности с написанием многословных статей на тему "Как я ненавижу полицаев[22] (sic!), которые гнобят нормальных граждан" (в столкновении с полицией даже последний мудак почему-то регулярно становится в глазах многих нормальным гражданином – забавный пример аберрации сознания :))

Вот что интересно: у меня создалось впечатление, что и у нас, и в Штатах, и в Великобритании на слуху относительно небольшие наборы случаев т.н. “полицейского произвола” - именно на них очень любят ссылаться критики людей в форме. Фактически, отдельные кейсы, которые, возможно, отнюдь не представляют собой нечто систематическое и уж тем более целенаправленное, безбожно раздуваются и становятся “аргументами на все времена”. Не думаю, что это действительно справедливо – хотя, быть может, и позволяет привлечь/удержать внимание публики.

Я ни в коем случае не собираюсь отрицать, что полицейские подчас ошибаются, бывают неадекватно жестокими, сами вольно или невольно совершают преступления. Однако являются ли подобные эксцессы нормой или все-таки исключением? В самом ли деле пострадавшие были невинными? Быть может, они злоупотребили тем, что в народе зовется “качать права”?

В общем, мне кажется очень важным обратить внимание на то, что в обществе – особенно в отдельных его сегментах – существует сильное предубеждение против полиции, которое далеко не всегда оправданно. Хорошо еще если это предубеждение не превращается в презумпцию тотальной злонамеренности и/или неспособности сил правопорядка...



[1] Ниже речь будет идти о некой условно-обобщенной картине для США и Великобритании - там, конечно, существенно отличающиеся системы (например, в США у полицейских как правило есть штатное огнестрельное оружие, в то время как в UK оружие могут использовать только т.н. AFO, Authorised Firearms Officer – их всего 6,6k на всю страну: уже одно это обуславливает значительную разницу и в менталитете представителей правоохранительных органов, и в их отношениях с населением), но американцы и англичане, кажется, сами склонны сравнивать себя именно друг с другом. В том числе и в части L&O. Натяжка, конечно, получается довольно большой – но я изначально имел в виду “скрестить” дела Брауна и Дуггана. Еще одна условность – я говорю о полиции в целом, хотя, понятное дело, на делянке law enforcement друг с другом уживается целый ряд структур разного уровня и специализации. Я просто предполагаю, что так или иначе их сферы ответственности пересекаются и “грязи” хватает на всех.
[2] Данные опросов рисуют сравнительно позитивную картину, но есть немалые основания для сомнения в этих результатах. К примеру, судя по опросу USA Today/Pew (на основе таблиц отсюда), в Штатах полиции не доверяют от 13% белых горожан до 29% небелых из сельских местностей. Однако в деле Брауна 33% белых и 65% черных сочли, что полицейский зашел слишком далеко, и лишь 32% и 20% соответственно нашли его действия оправданными.
[3] Р.Рейган, 12.08.1986 (см. напр.: http://www.reaganfoundation.org/reagan-quotes-detail.aspx?tx=2079). Ясно, что это только одна точка зрения – но она слишком известна, чтобы не упомянуть ее отдельно.
[4] И это вполне можно понять – все-таки результатом становится грубое вмешательство в личное пространство. Но как по-другому полиция сможет делать свою работу?
[5] Если я правильно понял, систематически на государственном уровне статистика не ведется, а если ведется, то не обобщается. В любом случае, не думаю, что за минувшее десятилетие ситуация сильно изменилась.
[6] Впрочем, в отчете National Police Misconduct Statistics and Reporting Project за 2010 говорится о 4861 кейсе – но я, увы, не знаю, до какой степени заслуживает доверия эта организация. Быть может, там несколько пристрастно отнеслись к подсчетам? Или же нет. Так или иначе, честно говоря, список тех “ужасных” нарушений, который приводится на policemisconduct.net, не очень впечатляет.
[7] Но, возможно, и наоборот – надо полагать, что в высоких коридорах заинтересованы в том, чтобы статистика подобного рода была не слишком ужасающей, поэтому по крайней мере часть случаев оказывается под сукном без достаточных к тому оснований. Впрочем, я все равно не думаю, что число случаев police misconduct особенно велико.
[8] К слову, 56% “жалобщиков” были белыми, 5% - черными, 5% - азиатами, еще 31% отмечены как “unknown” - что, вероятно, нужно расценивать как “небелые”? J
[9] В том документе IPCC,на который приведена ссылка, дается такой пример: если констебль толкнул человека, последний может пожаловаться а) на собственно факт толчка, б) на грубость полицейского. Эти жалобы по отдельности – allegations, вместе – complaint case.
[10] Однако число жалоб в период до 2007/08 было ниже показателя 2011/12 (в текущем столетии минимум был достигнут в 2002/03 – всего 15 248 жалоб)
[11] Из числа тех, процедуры по которым начались после 1 апреля 2010 - тогда произошла смена методологии.
[12] И даже по самому строгому счету эти ошибки более чем перевешиваются ошибками другого рода – когда какая-нибудь формальная ерунда вроде невыполнения правила Миранды внезапно оказывается более весомой, чем реальные доказательства реальных преступлений.
[13] Подчас это большинство оценивается даже в 90% - http://www.alertdriving.com/home/fleet-alert-magazine/international/human-error-accounts-90-road-accidents
[14] Вероятно, многие пациенты психбольниц также с радостью бы пожаловались на лечащий и обслуживающий персонал – даже если в его рядах не было персонажей наподобие доктора Д.Кэмерона или сестры Рэтчед.
[15] К слову: в США ежегодно при исполнении гибнет 100-200 представителей сил правопорядка - Officer Down Memorial Page
[16] Любопытный 24-часовой twitter-эксперимент провела в 2010 полиция Большого Манчестера: судя по его результатам, именно полиция выступает в качестве службы первой помощи, причем более трети вызовов имеют отношение, скорее, к социальной работе, чем собственно к преступности.
[17] С другой стороны, статистику раскрытия преступлений полицией, прямо так скажем, никак не назвать блестящей: так, в 2011/12 в Англии и Уэльсе полицией было зафиксировано 4 млн преступлений (это число сократилось с 2002 на треть, хотя и не вполне ясно, о чем это говорит – в конце концов, если судить по результатам опроса CSEW преступлений было 8,9 млн), из которых раскрыто было около 1 млн.
[19] Лучше всего, вне сомнения, получается смеяться над мертвыми полицейскими (например).
[20] Это, быть может, и печально – но совершенно неизбежно. И в каком-то смысле даже естественно: помогает поддерживать баланс злоупотреблений в обществе... Однако, вероятно, в том числе из-за таких вот перегибов у полиции и сформировался не самый позитивный имидж.
[21] Кстати, в Штатах уровень самоубийств в полиции в полтора раза выше, чем в среднем среди населения - O'Hara, A. F.; Violanti, J. M. Police suicide- A web surveillance of national data.
[22] Я использовал этот образ как собирательный и не имел в виду ни конкретных авторов, ни даже того, что они действительно используют это слово (все-таки оно обладает устойчивыми коннотациями (особенно в нашей стране) и как правило воспринимается как очень оскорбительное). Однако даже в “качественных” СМИ “у них” обычно чувствуется предубеждение против полиции  - что, увы, подчас может заводить ораторов очень далеко.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Обычно это блюдо благоверный готовит на второй завтрак. Тут же надо было что-то быстро на ужин сделать, вот я и вспомнила про шакшуку. Сама весь день пробездельничала, последствия перелома пока таки не отпускают. А человек после работы уставший, еще и разготавливать. Так что выбор ...
Президент подписал указ о рассекречивании госархивов, связанных с громкими фамилиями неполживых "невинно репрессированных кговагой гэбнёй", в терминологии Темнейшего - "стукачей". Вся либеральная оппозиция застыла в ожидании!..И не только они. Мир уже не будет прежним, хехе ...
Страна США Жанр мультфильм, мюзикл, фэнтези, комедия, семейный Где-то в мексиканских лесах живет волшебная семья. И есть у них могущественный артефакт – магическая свечка. Пока она горит, члены семьи владеют волшебной силой и защищают свою деревушку и ее жителей от… от чего-то ...
Эта тусклая синяя точка на коричневой полосе "солнечного зайчика" - это наша Земля с расстояния в 6 миллиардов километров (40 а.е.) Почти тридцать лет назад, 14 февраля (!) 1990 года ...