немного компаративистики

Интересно сравнить две страны - Албанию и Югославию в смысле их открытости/закрытости относительно Запада.
Если титовская СФРЮ была открыта практически полностью, и сотни тысяч, если не миллионы югославов свободно ездили в Европу и как туристы и на работу, то Албания Ходжи была наоборот, закрыта наглухо, попытка бегства из страны каралась смертной казнью. Даже когда последний 37-й год в Албании случился в начале 80-х, когда верный соратник Энвера Ходжи, второй человек в стране Мехмет Шеху был то ли убит, то ли самоубит, и потом объявлен шпионом всех разведок и ревизионистом, одной из причин столь печального развития событий было, если помню правильно, что его то сын, кажется, женился на иностранке.
Наш брежневский СССР находился где-то посерёдке - то есть железный занавес может и был еще, но с огромными дырами, из которых дуло и несло.
Однако все три страны закончили одинаково.
Кстати, очень показательно, что крах наших стран случился когда ушли лидеры с военным прошлым за плечами. Что Брежнев, что Тито, что Ходжа были солдатами на ТОЙ войне и их неформальная, но существенная легитимность на нее же опиралась.
Но, возвращаясь, чем албанский случай интересен. Все-таки можно считать, что два поколения албанцев весьма интенсивно индоктринировались государственной идеологией, и тем не менее это системе нисколько не помогло - уже через несколько лет после смерти Энвера молодежь была в первых рядах тех, кто сносил памятники Сталину и Ленину.
Это тоже к теории о создании (воспитании) нового человека, которая являлась одним из кирпичиков самого проекта госсоциализма.
На фото Мао, Линь Бяо и Мехмет Шеху в Пекине, в начале Великой Культурной Пролетарской Революции (и тоже попытка переформатировать человека в каком-то смысле - и с тем же результатом в сущности).

|
</> |