Немного философии....
георгий сауриди — 09.07.2011Давно это было. Лет около пятидесяти назад. Не помню ни автора, ни названия. Кажется, это был рассказ. Но точно помню о чём.
В школе писали сочинение на тему – «Я горд, что родился в Ленинграде». Герой этого рассказа написал у себя в тетради: «А я не горд. Просто потому, что это не я сделал. Мне повезло, но гордиться этим я не могу». Мне очень тогда понравилась эта мысль. И всю жизнь я считал и считаю её совершенно верной. Действительно, гордость понятие сугубо индивидуальное. Нельзя стать гордым просто так, без поступка. Без поступка это гордыня. Я, кстати, вывел для себя отличие гордости от гордыни.
Гордыня, это когда ты не позволяешь другим говорить о себе плохо. А гордость, это когда ты не поступаешь так, чтобы о тебе говорили плохо. Согласитесь, существенная разница. Я понимаю, когда говорят «Я горжусь своим другом» - этот человек что-то сделал для формирования хороших качеств друга. Можно гордиться своим коллективом. Если ты принимал участие в том хорошем, что этот коллектив сделал.
Я по национальности грек. Но. когда мне говорят, что я должен гордиться принадлежностью к великой нации, я отвечаю, что не имею на это права. Просто потом, что я родился и вырос в Советском Союзе. И всю жизнь работал для этой страны, которой сейчас, увы, нет. А не на Грецию, которая мне далеко не безразлична, но сделать для неё я ничего не могу. А то, чем мне предлагают гордиться – гордыня, не более.
К чему я всё это пишу. Да к тому, что сейчас очень часто стали появляться статьи с броскими названиями и претензиями типа: «Мне стыдно за…». За страну, за соотечественников и т.п. А мне не стыдно. Просто потому, что не я сделал эту страну плохой. Да, я принимал участие в выборах. Я не отсиживался в кустах, я высказывал свою волю, я старался сделать как лучше. Не получилось. Но в том нет моей вины. Здесь другие, более сильные факторы, которые мне не подвластны. Или то, что наши соотечественники ведут себя за рубежом неадекватно. Я-то каким образом должен отвечать за них? Почему мне должно быть стыдно? Их плохо воспитали? Наверное. Так пусть будет стыдно тому, кто их такими сделал. Я не чувствую стыда за них. Мне досадно. Но не стыдно. А это разные вещи.
Призывы к тому виду "коллективизма", типа "мы все ответственны за..." - было и есть ни что иное, как уход от ответственности прямых виновников. Они успешно прячутся за обществом, слагая с себя ответственность.
Сродни тому, и то, что есть люди, усиленно требующие покаяния. Покаяния за давно минувшие времена. За тех, кого уже давно нет в живых. По поводу и без повода. Я считаю это лицедейством. Нужно ли это? Уверен, что нет. Истинным покаянием было бы создание человеческих условий ныне живущим. Разве нам нужно театральное действо с сожжением атрибутов прошлого, громких речей и т.п.? Или всё же нам надо строить общество с хорошими условиями жизни, где бы не были ущемлёнными старики и дети. Без призывов и лозунгов.
Ибо всем известен принцип хорошего общества: в нём заботятся о незащищённых – стариках, детях, женщинах. Чего о нашей стране, увы не скажешь.
|
</> |