рейтинг блогов

Немецкие самолеты на советской службе в Арктике

топ 100 блогов 4toblog30.08.2021
Немецкие самолеты на советской службе в Арктике

После войны немало немецкой техники получило прописку в СССР. Среди них и самолёты. Боевые самолёты, разумеется, устарели к концу войны и годились разве что для музеев, но осточертевших нацистских "стервятников" кажется никто особенно не хотел хранить даже для познавательных целей. Другое дело - транспортные самолёты, самолёты двойного назначения.

Трофейный Ju.52/3m-g3e НИИ ВВС
Трофейный Ju.52/3m-g3e НИИ ВВС

Например, немалое количество знаменитых пятьдесят вторых Юнкерсов мирно трудилось на советских авиалиниях, в т.ч. международных (и до войны, и после). В Сибири они также интенсивно эксплуатировались (в т.ч. на Ямале), ведь разбег у Юнкерса был всего 300 метров - то что надо для сложных условий. Всего же в СССР трудилось до 37 экземпляров Ju-52 вплоть до конца сороковых годов. По другим данным уже к 1943 году только трофейных "пятьдесят вторых" было около полусотни, но в это верится с трудом.

Этот Юнкерс был трофейным и прописан в Новосибирске, но были и довоенные экземпляры, в т.ч. экспроприированные после воссоединения прибалтийских республик с дружественной семьей Советов.
Этот Юнкерс был трофейным и прописан в Новосибирске, но были и довоенные экземпляры, в т.ч. экспроприированные после воссоединения прибалтийских республик с дружественной семьей Советов.

А ведь еще был Фокке Вульф 200 Кондор! Это очень интересная машина, мирной карьере которой помешала война. В итоге, возил Кондор большую часть своей карьеры в основном топливо для себя самого, ведь занимался он морской разведкой, выслеживал караваны союзников. Интересно, что закупали эти машины и иностранные эксплуатанты, но имели в связи с этим проблемы, ведь технический персонал был из Германии, а значит самолёты-нейтралы могли втихаря сливать информацию об обстановке на море "фатерлянду". Так попали под американские санкции бразильцы, которые, в итоге избавились, на Кондорах как от немцев, так и от их моторов. А ведь бразильцы хотели сделать СП с немцами по производству этих лайнеров...

Легкий транспортный Юнкерс W.34. Практическая дальность полёта - 900 км. Для ледовой разведки - не очень. Скорее всего был на службе в погранвойсках и РККА.
Легкий транспортный Юнкерс W.34. Практическая дальность полёта - 900 км. Для ледовой разведки - не очень. Скорее всего был на службе в погранвойсках и РККА.

С удивлением я обнаружил информацию о том, что эти лайнеры, изначально предназначенные для комфортного перемещения до 30 пассажиров (среди самых известных пассажиров можно назвать Гитлера и Риббентропа), активно работали в Арктике и всё также в разведке, но уже ледовой. Гибель одного такого самолёта на Ямале описана в книге "Впереди - ледовая разведка" Владимира Стругацкого.

Рассказывая однажды о полете на СП-2, о том, как Титлов его спас и как мастерски Михаил Алексеевич садился ночью на колесах в сомовский лагерь, Водопьянов смеялся:

- Да что там на колесах! Титлов у нас такой ас, что может любой самолет посадить на льдину вообще не выпуская шасси. Все знали: Водопьянов - рассказчик увлекающийся. Решили, что он "увлекся" в очередной раз.

В тот день, когда трофейный гигант - четырехмоторный "Кондор" - падал на лед Карского моря, тоже было 13-е число: 13 декабря 1946 года.

Экипаж Титлова возвращался с ледовой разведки. Три месяца они пилили галсами моря Арктики от Земли Франца-Иосифа до Чукотки, помогая судам пробиваться сквозь тяжелые льды. Сотни часов в воздухе. Каждый день почти по двадцать часов в воздухе.

Все это, кажется, позади. Последний перелет, из Хатанги в Москву. На борту геологи, полярники, геодезисты, вместе с экипажем - 21 человек. Все спешат домой к Новому году.

Они шли над Ямалом в глубоких сумерках. Вдруг один из моторов заглох. Еще через двадцать минут механик доложил командиру:

- Второй мотор начал чихать.

- Слышу.

Мотор почихал-почихал и заглох.

"Кондор" шел на высоте 50 метров. Внизу были лишь льды Байдарацкой губы. Сумерки, не различишь,- где небо, а где лед. Да еще метель. Все белым-бело кругом. О посадке на лед в таких условиях и думать нечего.

Титлов услышал позади себя голос бортмеханика:

- Михаил Алексеич, и третий сдает.

Ждать, пока и третий мотор заглохнет, нельзя. Тогда самолет потеряет управление.

- Передавай,- сказал Титлов радисту.- "Садимся на лед Байдарацкой губы между Усть-Карой и Маррасале". Всем скажи: держаться покрепче.

Командир всматривался в сумерки, пытаясь разглядеть торосы. Да разве что-нибудь разглядишь? Он посадил самолет на брюхо - не выпуская шасси.

Самолет полз по льду, а Титлов думал только об одном: лишь бы не наскочить на торосы, иначе кабина в лепешку и - взрыв. Самолет замер всего в нескольких метрах от выплывшей вдруг из тумана гряды льда.

- Вокруг "Кондора" - торосы и ропаки, - вспоминал Аккуратов, летавший потом на поиски. - Никто не мог понять, как Титлову удалось среди этих надолбов посадить самолет. А в трехстах метрах пенилось открытое море. Небольшие куски льда, отрываемые волнами, уходили в темноту ночи.

...Самолет замер, и командир посмотрел на часы: 13 часов 13 минут. Можно считать - первая посадка на дрейфующий лед в полярную ночь прошла успешно. Хотя и без шасси.

Все сидели словно завороженные - боясь пошевелиться. Поднялись со своих мест, лишь когда поняли, что лед крепкий.

Связь сразу восстанавливать не рискнули. Где-то мог пролиться бензин - тогда от малейшей искры самолет вспыхнет.

Вышли на связь только часа через три. Сразу же услышали: все ближайшие поселки непрерывно зовут их "Кондор". Радист передал первую радиограмму из "лагеря Титлова":

"13 декабря в 13 часов 13 минут произвели посадку. Координаты 69 градусов 20 минут северной широты, 67 градусов 30 минут восточной долготы. Все в порядке".

Так в Карском море родился "лагерь Титлова". Кто-то назвал его так сначала в шутку, вспомнив о челюскинцах, о лагере Шмидта, а потом название прижилось.

- Ну, надо обустраиваться,- сказал командир.- Неизвестно, когда придет помощь. Чего медлить.

Шестнадцать дней просуществовал на льду "лагерь Титлова". Последним самолетом вывезли экипаж "Кондора". Так что к Новому году все успели домой. В Новый год Титлов поднял тост и за чертову дюжину. "Все-таки число тринадцать не такое уж злосчастное".

А еще можно почитать про эту историю в рассказе А.А. Лебедева «КОНДОР» В ГУБЕ БАЙДАРАЦКОЙ«. Слышал и про рассказ для детей Ледовый лагерь Кондор, но не смог найти в сети ни автора, ни сам рассказ.

Кондор - красивый самолёт, хоть и нацист в анамнезе.
Кондор - красивый самолёт, хоть и нацист в анамнезе.
Пожалуй, самое красивое фото.
Пожалуй, самое красивое фото.

 Дальнейшая судьба этого "ямальского" Кондора мне неизвестна, но что-то подсказывает, что его просто бросили. Три мотора БМВ (копии стареньких Хорнетов) сдохли. Где взять замену? Так что останки раритета гниют на дне Байдарацкой бухты.

Трофейный Si-204 «Зибель» Главного управления северного морского пути СССР. Как минимум шесть
Трофейный Si-204 «Зибель» Главного управления северного морского пути СССР. Как минимум шесть "Зибелей" были на советской службе с 1947 года. В основном они служили у "погранцов" на Памире, но один точно был в Арктике, возможно, и на ледовой разведке.

Было и ещё минимум два борта в Арктике. Один разбился в аэропорту Якутска из-за сильного бокового ветра, но без жертв (экипаж Шатрова):

Авария Focke-Wulf Fw 200 Condor МАГОН Полярной Авиации в а/п Якутск

Тип происшествия: авария

Дата: 23 апреля 1950 г.

Страна: СССР

Место происшествия: а/п Якутск

Тип ВС: Focke-Wulf Fw 200 Condor

Регистрация ВС: СССР-Н500

Авиакомпания: Управление полярной авиации Главного управления Севморпути

К/к произвёл посадку с недолётом в 150 м от посадочного Т. Самолет на пробеге начал уклонятся влево. Борясь с уклонением, к/к дал полный газ левой группе моторов и затормозил правое колесо. Пробежав 120 м, самолёт уклонился на 15 м от оси ВПП и после дачи полного газа левой группы моторов начал разворачиваться вправо. Для борьбы с этим, к/к дал полный газ правой группе двигателей и затормозил левое колесо. От торможения на большой скорости и создания нагрузки разрушилось тормозное устройство левого колеса. В результате самолёт с большой скоростью выкатился вправо за ВПП под углом 90° к направлению посадки.

Под действием инерционных сил, тяги правой группы моторов и торможения от неукатанного снега за пределами ВПП сломалась ферма левого шасси, после чего самолёт с работающими моторами упал на левую плоскость и развернулся на 180°.

При аварии разрушились: левая нога шасси, левая сторона центроплана, левая плоскость мотогондолы и два воздушных винта левой группы моторов, вследствие чего самолёт ремонту не подлежит. Экипаж и пассажир невредимы.

Экипаж - 8

Пассажиры - 1

Причины - ошибка экипажа

Выводы комиссии:

Причины:

1. Неправильные действия к/к;

2. Необорудованность самолёта Кондор стопорным устройством хвостового колеса, что является конструктивным недостатком;

3. Отсутствие реверсивных винтов на моторах АШ-62. До установки моторов АШ-62 на данный самолет на моторах «Брамо» имелись реверсивные винты, которыми осуществлялось основное торможение на пробеге и рулении на больших скоростях. Торможение колёс шасси фирмой, согласно Инструкции, рассчитано на применение их в исключительных случаях и на малых скоростях.

После этого инцидента в СССР Кондор уже не использовали - то ли Кондоры кончились, то ли запчасти к ним. Это не удивительно. Полярные летчики эксплуатировали свои машины и в хвост и в гриву, часто топили самолёты при посадках на лёд, а после войны садиться на лёд приходилось всё чаще и чаще - надо было осваивать Арктику. Может потому и отдали трофейные машины в Арктику, понятно ведь было, что надо их побыстрей отработать.



При желании можно отыскать информацию и про боевые самолёты нацистов, эксплуатируемые советской стороной - вот 109-ый
При желании можно отыскать информацию и про боевые самолёты нацистов, эксплуатируемые советской стороной - вот 109-ый "Мессер". Франкисты изготавливали такой после войны до 1958 года, а эксплуатировали до 1965-го (!!!).

В Испании на службе Франко в то же время трудились другие Кондоры, парк их со временем пополнялся, но не для полётов а в целях каннибализма. В итоге, в 1950 году и там пришёл Кондорам конец.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Б она не простая, кто заметит что в ней не так? Специалистом в бонистике для этого не нужно быть, достаточно просто наблюдательности )) Комментарии пока скрываю. Мне интересны бумажные денежные знаки (боны) с браком ...
Что-то давно я вам кукол не показывала. Исправляюсь. ...
Кролик Блоггер уже с утра... Блоггер Кролик уже с утра сидит за компьютером и думает, какой пост написать. А вот я утром ничего не успеваю сделать, даже толком позавтракать, нет времени. Если бы я была Кроликом, мне бы не надо было утром делать ...
 4 фактора индикаторасостояния сердечнососудистой системы 1. Гомоцистеин. Избыток этой аминокислоты, образующейся при расщепле­нии пищевых белков, может вдвое повышать риск сердечной ишемии. Он может повреж­дать выстилку артерий и ...
Забавный кроха ...