Немецкая школа равных возможностей

топ 100 блогов warsh09.09.2016              Немецкая школа равных возможностей
                       (с) warsh

Как функционирует одна из немецких школ, кто назначает учителей и платит им зарплату, каким образом ученики и их родители интегрированы в учебный процесс? Об этом я поговорил с заместителем директора общеобразовательной школы поселка Кисдорф (земля Шлезвиг-Гольштейн) Зёнке Радецки.

- Господин Радецки, сколько учеников в вашей школе?

- 560 учащихся, которые ходят в школу и 570, с учетом домашнего обучения. А вместе с начальной школой – 620.

- Как давно вы работаете заместителем директора?

- Пять лет. Некоторое время я был руководителем, директором школы, а потом мы получили нового руководителя и я стал заместителем директора.

- В России идет процесс укрупнения школ. Есть ли у вас что-то подобное и как вы к этому относитесь?

- Конечно, есть стремление укрупнить школы и у нас, в Германии, чтобы сократить расходы и конечно, есть некоторые школы, которые стремятся сохранить свою самобытность, остаться маленькими школами. Они считают, что это более комфортно и удобно для обучения каждого учащегося, к которому находится индивидуальный подход.

- Каким образом в Германии осуществляется контроль качества обучения?

- У нас пытаются найти механизмы контроля с помощью экзаменов, проводимых в школах. Например, есть экзамен Pisa (тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся), для того, чтобы посмотреть навыки учеников. Или, например, проводятся такие срезы знаний по всей земле Шлезвиг-Гольштейн, в ходе которые учащиеся пишут тестовые работы, одинаковые для всех школ. А дальше сравниваются результаты, которые достигла та или иная школа. И если школа по каким-то предметам дает худший результат, тогда педагогический коллектив думает: какую сторону обучения нужно усилить, что нужно изменить, чтобы улучшить результаты по этим предметам. При этом каждый родитель может получить представление о способностях и приобретенных навыках своего ребенка.

- Бывают ли случаи, когда учителя завышают оценки своим ученикам, чтобы выглядеть лучше?

- Так не должно быть.

- А есть ли независимая система оценки тех или иных учеников?

- Нет, такого контроля нет. Все работы, которые пишут учащиеся, представлены на рассмотрение и для проверки руководством школы. Работы проверяются таким образом, чтобы каждый ученик провел аналитическую работу по своим ошибкам и для себя решил: что ему нужно сделать, чтобы улучшить результат.

                      Немецкая школа равных возможностей
                       (с) warsh

- Какова система школьного управления в Германии? Например, в вашей земле?

- В земле Шлезвиг-Гольштейн существует министр культуры и образования, который выделяет деньги округам на содержание учителей. Большинство из них являются государственными служащими. Так как у меня должность замдиректора школы, то меня наняли в министерстве образования (которое располагается в столице земли Шлезвиг-Гольштейнг городе Киле). А если бы я был просто рядовым учителем, то нанимался бы на работу в департаменте образования округа.

В свою очередь, в каждом округе есть свой департамент образования, который распределяет деньги между школами. В зависимости от количества учебных часов и количества учеников. За качеством обучения следит институт педагогического мастерства земли.

- Как часто увольняют учителей?

- Довольно редко. Это может произойти, если идет нарушение школьного этикета и законов. Например, если учитель в коммуникативном плане не справляется со своими обязанностями, у него нет контакта с учениками и родителями. Такому учителю рекомендуют поменять школу.

- В наших школах есть такой общественно-управляющий орган, как Управляющий совет, куда входят представители и администрации и родители и ученики. Есть ли у вас аналог?

- У нас есть такая организация, она называется школьная конференция, возглавляет ее директор школы. В ней принимают участие по 10 человек от учащихся, родителей и учителей. И если принимаются какие-то правила для школы, изменения в распорядок школы и так далее, то эти правила должны быть приняты абсолютным большинством. Что касается чисто педагогических вопросов, учебного процесса, то здесь прерогатива отдается учителям. Их голос весомее остальных.

Например, в зависимости от количества учеников министерство культуры и образования решает, сколько будет преподавателей в этой школе. Если мы сообщаем в феврале-марте о том, что на следующий учебный год у нас планируется 600 учащихся, тогда министерств культуры и образования нам говорит, что у нас должно быть в штате 40 учителей – и 1000 учебных часов. И мы двое, директор школы и я, решаем, сколько часов будет в каждом классе.

Если же рассматриваются вопросы общешкольного поведения, например, где можно звонить по мобильному телефону, а где нельзя – это на школьной конференции решают все вместе, ученики, родители и педагоги.

- А если встает вопрос о ремонте крыши или класса, чья это прерогатива?

- Эти вопросы решаются в департаменте образования округа, где от каждого района или поселка (откуда учащиеся ходят в школу), имеется свой представитель. На своих заседаниях, которые проводятся обычно 4-5 раз в год, рассматриваются вопросы хозяйственной деятельности. В частности, там рассматривается, какой из поселковых советов может профинансировать тот или иной вопрос. Обычно в октябре планируется бюджет на следующий год, а в ноябре конкретно решается, сколько денег получит каждая школа округа. Бывают в течение года еще заседания, посвященные неотложным, срочным проблемам. Например, если что-то нужно перестроить или отремонтировать.

                      Немецкая школа равных возможностей
                       (с) warsh

- Общаетесь ли вы с коллегами из других земель? Насколько ваши учебные программы отличаются друг от друга?

- Довольно сильно отличаются и поэтому мы не контактируем друг с другом. В 1996 году мы преобразовались в объединенную школу и я, например, в Штутгарте выступал об этом с докладом на партийном съезде Социал-демократической партии Германии. Потому что эта партия хотела реформировать в рамках Бундестага школьную систему.

- А в чем смысл преобразований в вашей школе?

- Раньше, после начальной школы, в зависимости от способностей, ученик направлялся для обучения либо в основную школу, либо в реальную. В первом варианте школьник мог после окончания этой школы начать работать или продолжить обучение в профтехучилищах. Во втором случае, он продолжал обучение в гимназии, после чего получал право поступления в университет и мог стать обладателем высшего образования. Мы объединили все эти системы, чтобы школьники могли друг у друга чему-то поучиться. Например, в реальной школе были сильнее уроки физкультуры, а у гимназистов было лучше поставлено преподавание математики. Трехсоставная система приводила к тому, что один ребенок считался лучшим, а другой – худшим.

Наша система позволяет выявлять и раскрывать способности каждого. Нет ни лучших, ни худших, есть просто разные люди. Это школа равных возможностей. Например, у нас наравне с остальными учатся дети-инвалиды, аутисты. Раньше они обучались в спецшколах, и потому им очень непросто давалась учеба. Им просто было тяжело учится друг у друга. Теперь они интегрированы в общешкольный учебный процесс, они понимают, что являются несколько другими, чем все остальные и чему-то учатся у них.

В свою очередь, когда дети с младшего возраста общаются инвалидами, они понимают, что должны к ним относиться, как к нормальным (пусть несколько другим) людям. И если, например, на уроке физкультуры инвалид не может быстро бегать, это понимают другие школьники и в итоге, у них нет каких-то расслоений. И это достижение для общества, что люди понимают – они не хуже и не лучше, они разные.

- В России есть такой анекдот. «Абитуриента на вступительных экзаменах в педагогический институт спрашивают: - Назовите три причины, по которым вы хотите стать учителем? – Июнь, июль, август». Господин Радецки, а какие ваши три причины, по которым вы связали свою судьбу со школой?

- Во-первых, потому, что каждый день не похож на другой. Во-вторых, общаясь с молодежью, сам дольше остаешься молодым. Есть вещи, в которых ты был раньше абсолютно убежден, вдруг это подвергается сомнению, и ты приходишь домой, раздумывая над этим. И, в-третьих, мне нравится помогать людям найти свой путь. Я часто встречаю бывших своих учеников 10 лет спустя, когда они уже взрослые, со своими детьми. Я наблюдаю за развитием человека, и мне доставляет это несказанное удовольствие.

Беседовал Немецкая школа равных возможностей Сергей Варшавчик.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В Донецке, похоже, установилось единовластие. Причем единственной властью в городе и части области стала одна из группировок ДНР, взявшая под контроль «соратников». Правда, обладминистрация в подпольном режиме вроде бы функционирует. Как рассказал «Вестям» начальник пресс-службы Донецкой ...
Недалеко от метро Бауманская в Москве есть вот такое милое граффити. Что самое интересное это проходная на территорию бывшего завода. Владельцы организаций решили таким образом привлесь к себе внимание. Получилось оригинально. Моё внимание точно привлекли) ...
Скажите, а кот когда вы видите, что кто-то пользуется продукцией Apple, вы такую вот тихую музыку тоже слышите? :) Listen or download Paul Mauriat El Bimbo for free on Prostopleer ...
Стюардесса «Аэрофлота» потеряла работу из-за насмешки над катастрофой SSJ-100 После пропажи самолета пользователь «Твиттера» 4katrin написала комментарий: «А че суперджет рухнул?! Хахаха! Говномашина! Жаль не в Аэрофлоте, на один бы стало меньше, а ...
Угу. теперь парюсь как назвать. Сыровял. Сделан по технологии билтонга+сырокопченый бекон. Обзывайте колбасень))) ...