рейтинг блогов

«Немцы насолили так, что их будут помнить долго»

топ 100 блогов novayagazeta27.11.2020 Уникальный дневник Николая Саенко — летопись оккупации Таганрога.

Оккупация Таганрога вермахтом продлилась 22,5 месяца. Занятый 17 октября 1941 года войсками 1-й танковой армии вермахта почти без боя, он был освобожден 30 августа 1943-го. Все это время фронт не уходил настолько далеко, чтобы город забыл о его существовании: достаточно вспомнить, что Ростов-на-Дону немцы брали дважды — в ноябре 1941-го и в июле 1942 года. Дневниковые — и почти ежедневные — записи Николая Григорьевича Саенко, рабочего одного из крупных заводов Таганрога, начинаются со 2 октября 1941 года и завершаются 1 сентября 1943-го. Иными словами, они полностью охватывают весь этот период, аккуратно фиксируя основные события жизни под оккупацией.

Вот как выглядели буквально первые минуты и часы оккупации: «17-го числа в 13 часов 10 минут появились первые немецкие мотоциклы, а затем танкетки, танки и автомашины, со знаками кресты, орел. Последними шли пешие германские солдаты, вооруженные большею частью автоматами и ручными пулеметами. <�…> К вечеру многие уже были изрядно выпивши и уже начали громить магазины и склады. Первые немцы выбивают дверь или окна, заходят в магазин и что им нужно забирают и уходят, а за ними следом уже местное население, подай бог, все растаскивает, кто что успеет захватить. // Город превратился в Содом и Гоморру, по заводам взрыв за взрывом, везде пожары, дым поднимается клубами от взрывов на огромную высоту, летят обломки здания… <�…> Статуи скульптуры Ленина, стоявшей в цветнике, немцы уже успели разбить и выбросить в сор».

Назавтра, 18 октября: «Люди с утра занимались растаскиванием имущества детских яслей 31-го завода. <�…> Настроение у публики разнообразное, в большинстве подавляющее, хорошее настроение у тех, кто занимался грабежом государственного имущества, в детских яслях вытащили пианино на улицу с целью утащить. Со слов немецких солдат, что сколько они прошли советских городов, еще не встречали таких людей, как в Таганроге, а именно в других городах при входе немецких солдат в город улицы совершенно пустые, в некоторых местах приходилось выгонять людей из убежищ и подвалов, а настроение публики подавляющее, напуганное. В Таганроге же при входе немцев в городе оживленность и грабежи не прекратились ни на минуту. Публика высыпала вся на улицы, некоторые, даже 50%, с сияющими лицами здоровались с немецкими солдатами, а одна старуха из 26 дома стоит и в пояс кланяется».

О поведении женщин с немцами: «Таганрогские женщины невольно заставляют обратить на себя внимание и создают нехорошее мнение о поведении с немцами. Некоторые, похожие с внешнего вида на барынек, стараются через посредство базара познакомиться с немецкими офицерами, подсматривают, когда офицеры покупают или обменивают обыкновенно на табак или сигареты какие-нибудь хорошие вещи, в это время они стараются предложить свои такие же вещи, только на дому и тут же дают свой адрес или же ведут их к себе на квартиру и уже входит в обыкновение и даже счастливицам, удавшимся познакомиться, начинают завидовать, что такой-то (Шурочке) удалось познакомиться с немцем».

Дезертиры и коллаборанты вызывают у Саенко гадливое к себе отношение: «Появились конные казаки. Немецкие добровольцы в казачьей форме с погонами хорунжих, есаулов, с золотыми погонами. Погоны все новенькие, на шапках немецкий герб, двуглавый орел, все как из-под земли выползли».

«Немцы насолили так, что их будут помнить долго»
Жертвы в Петрушиной балке. Фото: Википедия

Уже на третий день оккупации немцы приступили к «окончательному решению еврейского вопроса» в Таганроге. 19 октября 1941 года комендант города майор Альберти приказал евреям под угрозой расстрела зарегистрироваться и носить желтые опознавательные знаки. 26 октября по всему городу расклеили другой приказ — всем евреям, включая состоящих в смешанных браках, собраться 29 октября к 8 часам утра на Владимировской (б. Красной) площади Таганрога. Местом сбора была школа № 26, где люди оставляли свои ключи, документы и ценности,

после чего евреев вывозили на машинах или гнали пешим ходом к месту казни — Петрушиной балке на западной окраине города (здесь добывали глину для кирпичного завода).

Расстреливала зондеркоманда 10a айнзатцгруппы D под командованием оберштурмбаннфюрера СС Кристмана и с активным участием местной полиции. На детей пули экономили: смазывали им губки ядом. По данным ЧГК, в «Балке смерти» погибло около 7 тысяч евреев.

Другая категория жителей, находившаяся под смертельно опасной стигмой, — коммунисты и комсомольцы. Охота на них, как и на евреев, началась с регистрации, но прошла месяцем позже — в ноябре-декабре. Вот запись от 2 декабря 1941 года: «В течение всего времени пребывания немецких частей в Таганроге наблюдались расстрелы лиц, взятых на особый учет, а особенно если выявлялись евреи и коммунисты».

А 8 декабря появилось следующее распоряжение: «Всем лицам обоего пола, проживающим в гор. Таганроге и окрестностях, имевшим когда-либо или имеющим в данный период времени партийную принадлежность (в том числе кандидаты партии и комсомольцы), в обязательном порядке необходимо пройти регистрацию с 9 по 18 декабря при Управлении Таганрогской городской милиции, комната № 6. // Нарушившие настоящий приказ при обнаружении будут расстреляны. // Кроме того, на зав.домами возлагается ответственность за явку на регистрацию лиц, подлежащих последней».

Перед Пасхой 1942 года гестапо «…вывезло на Петрушину балку 60 человек, собранных по городу и по затону, женщин евреек, бывших замужем за русскими, комсомолок, активисток и партийных, а также расстреляно большое количество немецких солдат, дезертировавших с фронта».

Доходили до Саенко и слухи о дерзких подпольщиках: «В военном госпитале лежал на излечении советский военный летчик. Подъехала машина, предъявила документ от гестапо о выдаче летчика, посадили летчика в машину и увезли, через несколько времени действительно подъехала машина гестапо, но летчика уже не оказалось. В связи с исчезновением летчика вся дежурившая в госпитале прислуга и врачи арестованы и по городу идут усиленные аресты, идет разговор, якобы гестапо открыло подпольную партийную организацию, арестовано уже человек двести (это из разговоров)».

«Немцы насолили так, что их будут помнить долго»
Таганрог. Фото: Википедия

Пристальное внимание в дневнике уделено вербовке и угону населения в Германию. Вот запись за 1 апреля 1942 года: «Отдел труда проводит обязательную регистрацию безработных и всех работавших и поступивших на работу раньше при регистрации спрашивают, куда согласен выехать, в Украину или в Германию, результат будет объявлен для выдачи пропусков на выезд 21/IV». Обращает на себя внимание «вариант» с Украиной и сама возможность «выбора». «Вариант» казался многим сытным и соблазнительным: «Воскресенье, на базаре большая масса людей. Многие распродают свои пожитки, собираются выезжать на Украину на сельскохозяйственные работы» (12 апреля). Циркулировала и «дата» отправки — 14 апреля.

Из последующих записей дневника становится окончательно ясно, что «вариант» с Украиной — блеф и отвлекающий маневр вербовщиков. 14 апреля «поступило распоряжение, что отправка остановлена на 2 недели, а кто желает в Германию может отправляться». Первая партия таких желающих была отправлена 27 апреля.

Из записи об угоне 10 мая: «Сегодня была очередная отправка людей в Германию. Отправлялась исключительно молодежь, ребята, девки и женщины несемейные. Сколько плачущих, как уезжающих, так и проживающих, ибо запись производится без всякого разговора — нет семьи и без разговора, а если есть семья на иждивении, неси справку или метрическую выписку. Если нам, советским людям, усмотреть как следует в эти насильные отправки людей, то невольно воображаются старые времена рабовладельчества, стоят люди и дожидаются: вот подъедут, заберут их и увезут неизвестно куда и что заставят делать — тоже неизвестно, и спрашивать не у кого, а будешь допрашиваться, то получишь плети или палки, а то и по морде заедет немец. <�…> Стоят невеселые, угрюмые, заплаканные, каждый сам себе, ни друг, ни товарищ, поистине невольники, рабы».

Массовая отправка в Рейх продолжалась и летом, причем первый отрезок пути — аж до Мариуполя — людей гнали пешком.

Всего из Таганрога в Рейх было угнано 27 тысяч «остарбайтеров».

Впрочем, молодым девушкам в отдельных случаях можно было временно избежать отправки в Рейх. Для этого «…нужно пойти с офицером, куда он поведет, на ночь, и тогда получает на руки бумажку и остается на месте в Таганроге» (13 мая 1942 г.). Обсуждение и осуждение женской аморальности — одна из сквозных тем в дневнике.

Еще одна сквозная тема — военнопленные, многие из которых и не военнопленные даже, а перебежчики. В записи от 22 декабря 1941 года читаем: «В настоящее время очень большой наплыв пленных наших, как выясняется, мобилизованные, и, дойдя до фронта, сразу же посдавались в плен немцу, а теперь и ходят, странствуют, которым нельзя пробраться через фронт домой, это исключительно кубанцы и донцы, северокавказцы, а местные жители, мобилизованные и оставленные в здешних частях, сразу же бросили фронт и разбежались по домам, были даже такие случаи, что командир ведет в наступление или контратаку, а они не хотят и убивают командира, а сами разбегаются по домам. Это те, у коих близко родные села и семьи. Со слов пленных видно, что в г. Мариуполе очень много пленных, и все очень в плохом положении, раздеты, разуты, кормят кое-как и впроголодь, так что каждый день умирают человек по 20 и все эти горе вояки сдались большею частью добровольно, а теперь некоторые говорят, что лучше умереть на фронте, чем в плену быть у немца».

Эта же тема всплывает неделей позже: «Со слов очевидцев, ходивших в селах, расположенных на берегу Азовского моря, для обмена вещей на продукты питания, рассказывает, что в его бытность в одном селе перешли три партии красноармейцев с противоположного берега на наш берег, т.е. в район, занятый немцами, т.е. пришли к немцу в плен самовольно, лишь стремясь попасть домой, пользуясь, как видно, слухами, что немцы пленных пускают домой, а особенно добровольно бросивших оружие и сдавшихся в плен. <�…> Есть даже такие факты, слышанные собственными ушами от пробиравшихся пленных красноармейцев (нужно упомянуть, что исключительно из мобилизованных), которые при рассказе мужчинам о том, как они попали в плен, [отвечали:] а очень просто — застрелили своего командира и разбежались, кто куда хочет, а мы вот двое теперь вот пробираемся домой, тут от Таганрога верст 40 и все точно так же местные крестьяне. Приходилось встречать пленных из рабочих, но они из бывших раненых и за неимением мест в госпиталях и больницах их выписывают преждевременно, не долечившись, и дают бумажку — иди куда хочешь, и при разговоре у них настроение совсем не то, что у дезертиров. Пришлось разговаривать с рабочими ростовского завода Сельмаш, пробиравшимися тоже через фронт к своим частям с целью вступить обратно защищать родное отечество, с уверенностью, что мы должны победить. А если вы затронете этот разговор с пленным дезертиром, то он вам скажет, что о победе нам и мечтать нечего, так как и оружия нет, что у нас даже пулеметов нет, а одни винтовки, и что наши по 60 тысяч сразу сдаются в плен, что у нас начальство все только измену делает, а солдат губят и лучше бы бросили все оружие и пошли по домам. Это его пожелание, а он уже поторопился и бросил оружие и пошел домой, не считая себя ни в чем неповинным.

Один пленный из рабочих рассказывает, что сдавшиеся добровольно очень большое количество наших красноармейцев исключительно происходят из местного черноморско-азовского населения из крестьян. Попробовавши и испытывая все прелести немецкого плена, решили просить переговоров с начальством лагеря военнопленных. И когда они стали протестовать о том, что будучи на фронте у красных нам ваши летчики разбрасывали листовки, что кто добровольно сдастся в плен, то будет препровожден и отпущен домой и всякие привилегии и льготы, а теперь мы не то чтобы какая-нибудь была привилегия, а мы находимся на положении скота, да еще хуже. А начальник им сказал коротко и ясно, что листовки для того они и бросаются, а у вас есть голова на плечах, чтобы разбираться, что вы есть пленные, а раз пленный, то и разговора быть не может, и скот пленный быть не может, а если попадет в плен, то для него и взявшему его он вреда не принесет, а только пользу. А вы можете быть и на худшем положении, ибо вы можете принести нам вред, а нам нужна от вас только польза, и тем всем закончилась.

И так настали морозы, и начали некоторые по очереди добровольно по сараям, где ночевали, ноги вытягивать. И выходит, что честно не хотели защищать отечество, боялись смерти, так она их нашла бесчестно в плену у немца недалеко от своего дома, только в чужом сарае. И, наверное, многих постигнет такая участь и многие говорят, что лучше быть на фронте в окопах, чем быть в плену».

Настоящим же военнопленным — не вольношляющимся (словечко Саенко!) дезертирам-предателям — автор дневника искренне сочувствует: «Военнопленные красноармейцы находятся в очень плохом положении, те, которые попадают в лагеря, приходят раздетые и разутые, так как немцы снимают хорошую одежду, а дают что попало. По дорогам валяется много мерзлых, а также пристреленных, которые во время перехода не могли идти, заболели или от недоедания изнемогли, то их пристреливают. В лагере военнопленных большая смертность — каждый день вывозят по несколько человек».

10 августа 1943 года Саенко записал:

«Люди с негодованием смотрят на немцев и если бы было возможно, то, кажется, изорвали бы немцев на куски».

29 августа, в свой последний день в городе, немцы расстреливали заключенных.

«Немцы насолили так, что их будут помнить долго»
Фото: victory.rusarchives.ru

А вечером, 30 августа, в честь освобождения Таганрога в Москве был дан салют 12 артиллерийскими залпами из 124 орудий. Само же освобождение происходило так: «В восемь часов утра явилась советская разведка, а за нею вошли войска, проехали танкетки и пешие. Население с восторгом встречало своих родных освободителей, ехавшие на улицах автомашины люди останавливали, кричали ура, забрасывали букетами цветов, с остановившимися на отдых красноармейцами беседовали, расспрашивали, угощали кто чем мог. Радость у всех на лицах, видно немцы так насолили, что будут помнить долго».

Радость, конечно, условная, омраченная радость. Уже 1 сентября весь город собрался у Петрушиной балки — этого логотипа смерти: «При выемке трупов, еле-еле присыпанных на скорую руку землей, трупы начали разлагаться от жары, многие падали в обморок и приходили в истерику, у каждого были слезы на глазах. Трупы были многие со связанными назад руками и расстреляны в голову и лежали все головами в одну сторону, все раздетые наголо и, как видно, при расстреле приказывали ложиться. Есть и дети-подростки лет до 15».

В октябре 1941 года Таганрог (разумеется, не весь, но его заметная часть) встречал немцев не то чтобы радушно, но как-то настороженно-приветливо, с надеждой на новую, не-советскую, жизнь. А когда обновленная жизнь пришла, то выяснилось, что это не рынок, не орднунг и не культура, а грабеж, бордель, рабство и Петрушина балка.

***

Дневник Саенко дошел до нас в виде оригинала рукописи и ее машинописной копии, осевших в материалах Ростовской областной комиссии ЧГК. О самом авторе мы знаем крайне мало. Вот последняя фраза его дневника: «Запись производил Саенко Николай Григорьевич, гор. Таганрог, рабочий городок 31-го завода, дом № 9, квартира 14».

Далее несколько записей другим почерком — предположительно сотрудника ЧГК:

«Рождения 1881 года. Среднее [образование?].
Всего 77 страниц. 2/IX-43г. [Подпись].
В Ростове дочь по адресу: Ростов Средний проспект д. № 17, кв.22 (Новый быт). Панарина Раиса Николаевна»

Что же — 62-летний Саенко расстался со своим дневником буквально назавтра после того, как поставил в нем точку? Почему так скоро, при каких обстоятельствах, что стало с автором дальше? Всего этого мы уже не узнаем.

И только в одном можно не сомневаться: всю оставшуюся жизнь, заполняя анкеты, вынужден был Саенко писать, как ставить на себе клеймо: «был в оккупации…».

Павел Полян
Обозреватель «Новой»

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как известно, сегодня, 12 августа 2019 года, в 14:00 авиакомпания "Победа" единомоментно выбросила 200 тысяч билетов на зиму, по цене от 499 до 1999 рублей на все 85 направлений. Только вот купить их невозможно. Сайт выглядит вот так уже 1,5 часа: И чёрт бы со мной, как с ...
В строящемся в Волгограде храме Александра Невского появится уникальная икона - «Явление Пречистой Богородицы в Сталинграде». Такое мозаичное панно заслуженным художником России Василием Нестеренко было сделано для главного храма Вооруженных Сил России — Воскресенского собора в московском ...
Посты из серии "Зодиак" В©Surge Blavat "ECLETTICO" ...
В той связи, что сегодня жор нагрянул внезапно, пришлось его утолять чем-нить быстрожертвоприносимым. В данном конкретном случае этим агнцем оказался кусок свиньи...свиная корейка. В этот раз свинья была запечена с овощами: Подробный рецепт пряной свиньи с румяной ...
Напишу новый пост в ближайшие дни ) Обязательно найду время и поменяю дизайн журнала, пока просто не решила на какой. Если есть предложения и пожелания по цвету, то напишите... А пока, если вам не трудно, то разъясните пжлста мне мой сон... Идём по длинному светлому коридору с ...