Некоторые замечания о символике... Часть I. Васильцов К.С.

топ 100 блогов ravshir — 02.12.2014 Некоторые замечания о символике и мифологии цвета в мусульманской культуре. Васильцов К.С.

«Разве ты не видел, как Аллах низвел с небес воду;
ею Мы извели плоды различных цветов.
А в горах есть дороги - белые,
красные-различных цветов, и вороные - черные.
И среди людей, и животных, и скота-различные цвета».


Коран, 35:25-28.

«Все идеи - это разноцветные стекла,
На которые упал луч солнца бытия;

Если стекло красное, желтое или синее,
Такого же цвета кажется в нем и солнце».


Абдуррахман Джами

Цвет и цветовой символизм всегда самым тесным образом был связан с религией, магией и алхимией, имел исключительное значение в геральдике, архитектуре, мифологии и фольклоре. Язык цветов - язык универсальный, он был известен в Индии и Китае, Вавилоне и Египте, Греции и Риме, Цен­тральной Азии и Америке.
О важности цвета для осмысления и интерпретации различных аспектов и явлений той или иной культуры свидетельствует появление в последние десятилетия XX в. в гуманитарной науке специального междисциплинарно­го направления, в задачи которого входит изучение на основании различных источников - памятников письменности, предметов материальной культуры и быта, полевых исследований - комплекса вопросов, связанных с особен­ностями бытования цветового кода той или иной культуры, происхождением и развитием цветовых представлений.
Что касается до вопросов цветоведения, применительно к мусульманской традиции, то следует признать, что данная проблематика не нашла, во вся­ком случае, пока, должного освещения в научной литературе. Разумеется, в этнографических работах, исследованиях по литературе или лингвистике встречаются отдельные упоминания о тех или иных аспектах существова­ния цветового образа культуры дар ал-ислам, однако рассмотрение феномена цвета в целом не носит самостоятельного характера. Между тем имеющийся в настоящее время в распоряжении ученых фактический материал - произ­ведения народного творчества, мифы, поэтические сборники и религиозные трактаты, образцы прикладного искусства, миниатюры и архитектурные па­мятники - свидетельствует о существовании сложной системы применения и использования цвета в культуре ислама.
В предлагаемой статье, носящей, по преимуществу, характер предвари­тельных заметок, мы рассмотрим, в самых общих чертах, разумеется, не­которые аспекты символики и мифологии цвета на основании памятников письменности - сочинений религиозно-философского характера, трактатов по исламскому мистицизму (тасаввуф), поэтических произведений.
О символике белого цвета можно судить исходя из текста Корана, где он связывается с такими понятиями как добродетель и благородство. В ко­ранических айатах упоминается, что лица праведников в День Суда будут белыми, а обитатели рая облачены в белые и зеленые одежды. Уместно в данном случае будет вспомнить коранический сюжет, связанный с пророком (наби) Мусой: «Потом послали Мы после них Мусу с Нашими знамениями к Фирауну и его знати, но они неправедно поступили с ними. Посмотри же, каков был конец распутников! И сказал Муса: «О Фираун! Я - посланник Господа миров. Должно говорить мне об Аллахе только истину. Я пришел к вам с ясными знамениями от вашего Господа. Отправь же со мной сынов Исраила!» Он сказал: «Если ты пришел со знамением, то доставь его, если ты из правдивых». И бросил он свой жезл, и вот, это - явно змей. И вынул он свою руку, и вот, она - бела для смотрящих».[1] «Белая рука» становится символом пророческой силы, а также силы любви и, соответственно, измене­ния посредством этой силы, о чем достаточно свидетельств в персоязычной поэзии, причем не только средневековой - в этом значении использует выра­жение «белая рука» и такой современный автор, как Мухаммад Икбал (1293- 1357/1897-1938). Тело архангела Джабраила - снежно-белого цвета. Именно яйцо белого цвета было ниспослано Богом, дабы указать Адаму время от­правления молитвы. Средневековый персидский поэт Амир Хусрав Дихлави (1253-1325)[2] написал о белом цвете такие строки:

«Одежда белая — любому впрок.
«Покрова лучше нет!» — сказал пророк.

Мы белые цветы предпочитаем,
По белому мы пишем и читаем.

Почтенна белизна седых волос,
Аллах всесильный сам ее вознес.

И день в свои широкие пределы
Включает все цвета, но сам он белый»
.[3]

Если обратиться к черному цвету, то, прежде всего, стоит отметить вос­ходящие к Корану представления о том, что лица и одеяния грешников в День Суда - черные:
«В тот день, когда земля будет заменена другой землей, и - небеса, пред­станут пред Аллахом, единым, могучим! И увидишь ты грешников в тот день, связанных цепями. Одеяние их из смолы, лица их покрывает огонь, чтобы Аллах воздал каждой душе то, что приобрела».[4] Добавим к этому, что, как правило, основным фоном в миниатюрах, изображающих перенос (ми‘радж) Мухаммада, являются голубой или синий цвета, в то время на тех миниатюрах, где пророк наблюдает мучения грешников в аду (джаханнам), фоном служит черный цвет. Одним из наказаний, широко применявшихся в средние века, было «чернение» лица преступника, недаром, кстати говоря, существует выражение - «сийах-ру», буквально означающее «чернолицый», т.е. иными словами, обесчещенный или опозоренный. Черный, в целом, рас­сматривался как земной цвет, отсюда он нередко связывался с душой (нафс), метафорически представлявшейся в виде черной собаки, ноги которой укры­вает дольний мир (дунйа), с тем, чтобы искусить или соблазнить человека.[5] Интересно в этой связи упомянуть одну легенду, связанную со священным для мусульман камнем Ка‘аба. Он, как известно, черного цвета. В мусуль­манской традиции считается, впрочем, что изначально камень Ка‘абы был белым и лишь впоследствии приобрел черный цвет от рук грешников, кото­рые на протяжении столетий тянулись к этому камню, дабы прикоснуться к нему. Весьма часто, как мы могли убедиться, ислам отводит черному цвету определенно негативную роль. Наряду с этим, черный обладает и опреде­ленными положительными характеристиками. Как и повсюду в исламском мире ахунды носили, обыкновенно, одеяния черного и белого цветов.[6] Шейх Шаме ад-дин Лахиджи подобным образом описал свое видение: «Я увидел себя, пребывающем в мире света. Горы и пустыни переливались све­том всех цветов: красным, желтым, белым, синим. Неожиданно я увидел, как черный свет разливается по вселенной. Небо и земля, и все, что находи­лось там, были окутаны черным светом и, наконец, я полностью погрузился в этот свет, потеряв сознание. Затем, я вновь пришел в себя».[7] Черный свет в данном случае означает достижение суфием стоянки (макам) растворения в Боге, потери мистиком собственных личностных качеств и атрибутов, за­мену их божественными (фана’).
Нередко в мусульманской истории черный цвет становился символом тех или иных политических движений. Например, движение мусаввида (букв, облаченные в черное) - сторонники ‘Аббасидов во времена восстания Абу Муслима ал-Хурасани и Абу Салама ал-Халлала[8] носили черные одежды, с чем, надо полагать и связано само происхождение термина. Во всяком слу­чае, в некоторых источниках их описывали как асхаб ар-райат ас-савда’.[9] Истоки и происхождение использования именно черного цвета в качестве символа восстания остаются во многом неясными, хотя по этому поводу в научной литературе и было много дискуссий. С одной стороны, черный цвет одежд сторонников Абу Муслима мог быть просто символом мятежа. Можно, например, вспомнить, что анти-Уммайадский деятель ал-Харис б. Сурайдж, возглавивший анти-Умаййадское движение в Хурасане и Трансоксании в 116/734 г., также выступал под черными знаменами. Аббасиды придали черному цвету мессианское значение. Так, согласно аббасидской традиции, пророк Мухаммад во время своих военных компаний выступал под черными знаменами.[10] Кроме того, в данном случае можно усмотреть и определенную связь с распространенными в то время эсхатологическими представлениями, согласно которым пришествие Махди ассоциировалось с черным цветом.[11] Впоследствии, как известно, черный стал официальным цветом династии Аббасидов (в противоположность белому цвету их про­тивников Умаййадов) и, соответственно, использовался для одеяний, носив­шихся при дворе.[12]
В Коране синий цвет связан с представлениями о грехе: «В тот день, ког­да подуют в трубу, и Мы соберем грешников голубоглазыми».[13] В уже нами упомянутом Парижском списке Мирадж-нама, на миниатюре, где изображен Мухаммад, наблюдающий муки грешников и адское древо Заккум, демон, который там верховодит - с голубым телом.[14] Здесь, как мы видим, синий (голубой) цвет имеет скорее негативный оттенок.[15]
Красное вино, а также огонь (в его положительном аспекте) и красная роза указывают на Божественную Славу. Считается также, что рида ал-кибриййа, «туника Божественной Славы», - излучает красный цвет.[16] Рузбихан Ширази так описывает одно из своих видений: «Однажды ночью я увидел, как что-то окутывает небо. Это был сверкающий красный свет. Я спросил: Что это? Он ответил мне: это туника [божественного] Величия».[17]
Согласно распространенной на мусульманском Востоке легенде, ангелы (мала’ика), помогавшие мусульманскому войску в знаменитой битве при Бадре, носили красные тюрбаны, либо красные пояса. Напомним, битва при Бадре - крупное сражение Мухаммада с язычниками-мекканцами (15 или 17 марта 624 г.), в которой ему, несмотря на неблагоприятное соотношение сил, удалось одержать победу и захватить богатую добычу. Восьмая сура Ко­рана в значительной своей части посвящена описанию этого события. Впо­следствии этот эпизод из ранней истории ислама приобрел в мусульманской традиции некоторые фантастические черты, в частности рассматривался как очевидное доказательство ангельского участия и вмешательства в земные дела. Как известно, красный - цвет движения хуррамийа (также известны как мухаммира - ар., букв, «облаченные в красное» или сурх-джамаган - перс., букв, «носящие красные одежды»).[18]
Амир Хусрав Дихлави посвятил красному цвету такие строки:

«Багряный цвет вселяет в сердце радость,
В рубиновом вине таится сладость.

Пунцовые бутоны красят сад,
Восход пунцов, и ярко ал закат.

У тех, чья жизнь веселием богата,
Ланиты яркие, как цвет граната.

Сад Ибрагима был в цветенье ал,
И, как закат, огонь Мусы пылал»
.[19]

Зеленый цвет превратился в один из символов Ислама. Он, как прави­ло, носит позитивный характер, будучи, с одной стороны, связан с Раем и его обитателями (отсюда выражение сабзпуш, буквально означающее «обла­ченный в зеленое»), и являясь одновременно символом жизни, возрождения природы, надежды и молодости - с другой.
Позволим здесь еще раз процитировать «Восемь райских садов» Амира Хусрава:

«Зеленый цвет ласкает в полдень тенью,
Дарует он покой душе и зренью.

И травы зелены, и тьма в лесах,
Зеленый свет колеблется в глазах.

Зеленый цвет-наряд любого сада,
И для жасмина стебель — как награда»
.[20]

В Коране рай описывается следующим образом: «А тому, кто боится сана Господа своего, — два сада, обладающие ветвями, и помимо двух — еще два сада, темно-зеленые, в них — два источника, бьющие водой в них плоды, и пальмы, и гранаты в них — добротные, прекрасные, — черноокие, скрытые в шатрах, - опираясь на зеленые подушки и прекрасные ковры.. ,».[21]
Можно упомянуть, что крылья Джабраила, согласно весьма распростра­ненной традиции, зеленого цвета. Небесный Трон, о котором мы уже гово­рили выше в связи с сочинением Кирмани, выложен драгоценными камня­ми темно-зеленого оттенка. Ибрахим, как и другие обитатели рая, облачен в зеленые одеяния. В известном хадисе так говорится о душах шахидов: «Бог вкладывает их души в тела зеленых птиц, которые утоляют свою жажду из райских рек и вкушают его плоды».[22] Потомки пророка Мухаммада (саййи-ды) имели право облачаться в зеленые одежды.[23]



[1]   Коран, 7:101-105.
[2]   Амир Хусрав Дихлави - крупнейший представитель индийской персоязычной литературы и один из первых продолжателей литературной школы Низами Ганджави (1141-1209).
[3]   Амир Хосров Дехлеви. Семь красавиц. М., 2002. С. 115. По всей видимости, именно с представлениями о таких абстрактных понятиях как незапятнанность, чистота, очищение, которые символически выражает белый цвет, связано то, что белые одежды стали символом последователей и сторонников Муканны (известны в исто­риографии также как мубаййида - ар., букв, «облаченные в белое» или сапид-джамаган - перс., букв, «носящие белые одежды»). Интересно в данном контексте вспомнить еще и сообщение ат-Табари, который описывая поход ал-Афшина Хайдара, официально обвиненного в проиранских настроения, характеризует ислам как «черную ре­лигию» в противоположность «белой религии» - речь в данном случае, насколько мы можем предполагать, идет о древнеиранской (зороастризм) религии, которую, по всей видимости, хотел восстановить ал-Афшина Хайдара.
[4]   Коран, 14:49-51.
[5]   Не рассматривая специально мусульманские представления о душе, приведем здесь лишь одно высказы­вание ал-Газзали из его труда Иахйа ‘улум ад-дин («Воскрешение наук о вере»), дабы прояснить до некоторой степени приведенное нами положение. Он пишет: «Термин третий - душа, принимает значения многоразличные, из коих два имеют касательство до цели нашего [из­ложения]. Первым является то значение, каковое в себя включает одновременно и способность человека к страсти, и влечению, кои мы истолкуем далее. Таковое значение [употребительно] по преимуществу среди суфиев, ибо они разумеют под душой тот источник, какой вмещает в себя достойные порицания качества [человеческие]. Так, они говорят: «Душу должно победить и сломить». Есть на это намек и в словах Пророка: «Душа, каковая меж двух сто­рон суть враг злейший». Далее Газзали приводит второе значение термина душа, согласно которому душу, в соот­ветствии с ее качествами, возможно именовать трояким образом. Во-первых, «душа успокоившаяся» - аллюзия на коранический айат: «О, ты, душа успокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство!» (Коран 89:27-28). Во-вторых, «душа порицающая» (Коран, 75:2), «ибо она не обрела еще совершенного успокоения и порицает своего владельца, когда тот проявляет небрежение в поклонении своему Господу». И, наконец, душа, которая «побуждает ко злу» (Коран, 12:53), т.е. та, которая оказывается падкой на искушения Иблиса.
[6]Ахунд - образованный человек, ученый. В Западном Туркестане так обыкновенно именовались наиболее ав­торитетные богословы (сулама), в Иране термин вошел в широкое употребление во времена Тимуридов, обозначая, как правило, школьного наставника.
[7]   Corbin. The Man of Light. P. 112. Шаме ад-дин Мухаммад б. Иахйа Гилани Лахиджи (ум. 912/1506) - из­вестный теолог, суфий (шайх тарика нурбахшиййа) и поэт. Среди почитателей его таланта были не только такие видные мусульманские ученые, как Мавлана Нур ад-дин ‘Абд ар-Рахман Джами (817-898/1414-1492) и Мухаммад б. Ас‘ад Джалал ад-дин Давани (830-908/1427-1502-3), но также и основатель династии Сафавидов Шах Исма‘ил I (893-930/1488-1524). Последний посетил ханака Лахиджи в Ширазе в 909/1503. Перу Лахиджи (известен также под поэтическим именем-псевдонимом Асири) помимо сборника стихов (Диван) и маснави Асрар-и шухуд, при­надлежит также прозаический труд Мафтах- ал-и ‘джаз - комментарий на знаменитую поэму Гулшан-и раз исмаи- литского автора Махмуда Шабистари (ум. 720/1320).
[8]   ‘Абд ар-Рахман Абу Муслим - глава ‘Аббасидского движения в Хорасане, убит по приказанию халифа ал-Мансура в 755 г. См. S. Moscati, Abu Muslim, EI. Бартольд В. В., соч., 7, сс. 479-480. ИЭС, с. 10. Абу Салама ал-Халлал - бывший раб, в 127/744-5 г. был послан в качестве эмиссара ‘Аббасидов в Хорасан. После 132/749 г. назначается визирем, вскоре был убит наемными убийцами, нанятыми Абу Муслимом. См. S. Moscati //Abu Salama Khallal //EI.
[9]   См. С. E. Bosworth //Musawwida 11 EI.
[10] По этому поводу см. М. Sharon, Black banners from the East, II, Revolt, the social and military aspects of the ‘Abbasid Revolution. Jerusalem, 1992. R 78-85.
[11] С. E. Bosworth 11 Musawwida// EL
[12] За исключением краткого периода, когда халиф ал-Мамун принял в качестве официального зеленый цвет, традиционно ассоциировавшийся с ‘Алидами.
[13] Коран, 20:102.
[14] См. Бертельс. Ук. соч. С. 386. В Коране по поводу этого древа сказано: «Это лучше, как угощение, или дерево заккум? Мы ведь сделали его соблазном для обидчиков. Это ведь дерево, которое выходит из корня геенны. Плоды его точно головы дьяволов». Коран, 37:60-63.
[15] Справедливости ради стоит все-таки отметить, что на миниатюрах Парижской рукописи, демоны в раз­личных кругах ада изображаются разными цветами (зеленым, например, или красным), а не исключительно синим цветом.
[16] Shimmel A.M. //Color // EL Р. 319.
[17] Corbin Н. En Islam iranien. III. Bk. III. Ch. IV.
[18] Shimmel A.M. //Color// EL Р. 319.
[19] Амир Хосров Дехлеви. Семь красавиц. С. 137.
[20] Там же. С. 164.
[21] Коран, 55:68-72.
[22] Шахид - «пожертвовавший собой за веру». Согласно мусульманской традиции, шахиду гарантирован рай, куда он попадает, минуя испытания в могиле и мусульманском чистилище (ар. барзах), поэтому он не нуждается в ритуальном омовении перед погребением, ему прощаются все земные прегрешения, в раю он получает высокое положение вблизи трона Бога. ИЭС. С. 296.
[23] В доисламской Аравии термин саййид (глава, господин) означал глава, вождь племени, представитель пле­менной аристократии. В этом значении употребляется и в Коране (12:25, 33:67). В суре «Семейство ‘Имрана», впрочем, не несет негативного оттенка: «Аллах радует тебя вестью о Иахйе, подтверждающем истинность слова от Аллаха, господине, воздержанном и пророке из праведников!» (Коран, 3:34). С течением времени стал применяться по отношению к потомкам Мухаммада (ар. аулад ар-расул). Кроме того, часто входил в титулатуру мусульманских правителей (бухарские эмиры, хивинские ханы). См. С. Е. Bosworth //Sayyid// EI. ИЭС. С. 203-204.

© Иран-Наме №4 (12) 2009г.

© Васильцов К.С. Некоторые замечания о символике и мифологии цвета в мусульманской культуре

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я уже давно придерживался и придерживаюсь в отношении 11 сентября "мягкой теории заговора". Заключается она в том, что американцы сами башни не взрывали, но знали, что их будут (пытаться) взрывать и решили не мешать. Против того, что "сами взорвали" есть один главный аргумент. ...
Спала отдельно от мужа и ребенка. Они оба бацильные, у Тори температура 40. Оба храпят, словно захлебывающиеся кашей бегемоты. Я на прошлой неделе свое отболела, но не исключаю возможность новой болезни. Вирусы ведь разные, и их много. Утром проснулась в 6:00, медленно позавтракала и ...
Сегодня, без четверти пять пополудни... Оно такое разное, море... Меняет свой цвет каждые полчаса, как капризная модница... Оно и понятно: весна... Хочется любить и быть любимыми... А море, оно тоже живое, как и цветы, и все, что нас окружает... ...
Фонтанная кото-фея в Ливадии. Под катом — ещё несколько фотографий и два последующих действия небольшой кото-драмы. Ну, красавица же? На кого это она смотрит? :) Действие второе! В кустах притаился её поклонник, который смотрит на неё с любовью и нежностью... ...
Глубина лужи ...