Некоторые замечания о символике... Часть I. Васильцов К.С.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
«Разве ты не видел, как Аллах низвел с небес воду;
ею Мы извели плоды различных цветов.
А в горах есть дороги - белые,
красные-различных цветов, и вороные - черные.
И среди людей, и животных, и скота-различные цвета».
Коран, 35:25-28.
«Все идеи - это разноцветные стекла,
На которые упал луч солнца бытия;
Если стекло красное, желтое или синее,
Такого же цвета кажется в нем и солнце».
Абдуррахман Джами
Цвет и цветовой символизм всегда самым тесным образом был связан с религией, магией и алхимией, имел исключительное значение в геральдике, архитектуре, мифологии и фольклоре. Язык цветов - язык универсальный, он был известен в Индии и Китае, Вавилоне и Египте, Греции и Риме, Центральной Азии и Америке.
О важности цвета для осмысления и интерпретации различных аспектов и явлений той или иной культуры свидетельствует появление в последние десятилетия XX в. в гуманитарной науке специального междисциплинарного направления, в задачи которого входит изучение на основании различных источников - памятников письменности, предметов материальной культуры и быта, полевых исследований - комплекса вопросов, связанных с особенностями бытования цветового кода той или иной культуры, происхождением и развитием цветовых представлений.
Что касается до вопросов цветоведения, применительно к мусульманской традиции, то следует признать, что данная проблематика не нашла, во всяком случае, пока, должного освещения в научной литературе. Разумеется, в этнографических работах, исследованиях по литературе или лингвистике встречаются отдельные упоминания о тех или иных аспектах существования цветового образа культуры дар ал-ислам, однако рассмотрение феномена цвета в целом не носит самостоятельного характера. Между тем имеющийся в настоящее время в распоряжении ученых фактический материал - произведения народного творчества, мифы, поэтические сборники и религиозные трактаты, образцы прикладного искусства, миниатюры и архитектурные памятники - свидетельствует о существовании сложной системы применения и использования цвета в культуре ислама.
В предлагаемой статье, носящей, по преимуществу, характер предварительных заметок, мы рассмотрим, в самых общих чертах, разумеется, некоторые аспекты символики и мифологии цвета на основании памятников письменности - сочинений религиозно-философского характера, трактатов по исламскому мистицизму (тасаввуф), поэтических произведений.
О символике белого цвета можно судить исходя из текста Корана, где он связывается с такими понятиями как добродетель и благородство. В коранических айатах упоминается, что лица праведников в День Суда будут белыми, а обитатели рая облачены в белые и зеленые одежды. Уместно в данном случае будет вспомнить коранический сюжет, связанный с пророком (наби) Мусой: «Потом послали Мы после них Мусу с Нашими знамениями к Фирауну и его знати, но они неправедно поступили с ними. Посмотри же, каков был конец распутников! И сказал Муса: «О Фираун! Я - посланник Господа миров. Должно говорить мне об Аллахе только истину. Я пришел к вам с ясными знамениями от вашего Господа. Отправь же со мной сынов Исраила!» Он сказал: «Если ты пришел со знамением, то доставь его, если ты из правдивых». И бросил он свой жезл, и вот, это - явно змей. И вынул он свою руку, и вот, она - бела для смотрящих».[1] «Белая рука» становится символом пророческой силы, а также силы любви и, соответственно, изменения посредством этой силы, о чем достаточно свидетельств в персоязычной поэзии, причем не только средневековой - в этом значении использует выражение «белая рука» и такой современный автор, как Мухаммад Икбал (1293- 1357/1897-1938). Тело архангела Джабраила - снежно-белого цвета. Именно яйцо белого цвета было ниспослано Богом, дабы указать Адаму время отправления молитвы. Средневековый персидский поэт Амир Хусрав Дихлави (1253-1325)[2] написал о белом цвете такие строки:
«Одежда белая — любому впрок.
«Покрова лучше нет!» — сказал пророк.
Мы белые цветы предпочитаем,
По белому мы пишем и читаем.
Почтенна белизна седых волос,
Аллах всесильный сам ее вознес.
И день в свои широкие пределы
Включает все цвета, но сам он белый».[3]
Если обратиться к черному цвету, то, прежде всего, стоит отметить восходящие к Корану представления о том, что лица и одеяния грешников в День Суда - черные:
«В тот день, когда земля будет заменена другой землей, и - небеса, предстанут пред Аллахом, единым, могучим! И увидишь ты грешников в тот день, связанных цепями. Одеяние их из смолы, лица их покрывает огонь, чтобы Аллах воздал каждой душе то, что приобрела».[4] Добавим к этому, что, как правило, основным фоном в миниатюрах, изображающих перенос (ми‘радж) Мухаммада, являются голубой или синий цвета, в то время на тех миниатюрах, где пророк наблюдает мучения грешников в аду (джаханнам), фоном служит черный цвет. Одним из наказаний, широко применявшихся в средние века, было «чернение» лица преступника, недаром, кстати говоря, существует выражение - «сийах-ру», буквально означающее «чернолицый», т.е. иными словами, обесчещенный или опозоренный. Черный, в целом, рассматривался как земной цвет, отсюда он нередко связывался с душой (нафс), метафорически представлявшейся в виде черной собаки, ноги которой укрывает дольний мир (дунйа), с тем, чтобы искусить или соблазнить человека.[5] Интересно в этой связи упомянуть одну легенду, связанную со священным для мусульман камнем Ка‘аба. Он, как известно, черного цвета. В мусульманской традиции считается, впрочем, что изначально камень Ка‘абы был белым и лишь впоследствии приобрел черный цвет от рук грешников, которые на протяжении столетий тянулись к этому камню, дабы прикоснуться к нему. Весьма часто, как мы могли убедиться, ислам отводит черному цвету определенно негативную роль. Наряду с этим, черный обладает и определенными положительными характеристиками. Как и повсюду в исламском мире ахунды носили, обыкновенно, одеяния черного и белого цветов.[6] Шейх Шаме ад-дин Лахиджи подобным образом описал свое видение: «Я увидел себя, пребывающем в мире света. Горы и пустыни переливались светом всех цветов: красным, желтым, белым, синим. Неожиданно я увидел, как черный свет разливается по вселенной. Небо и земля, и все, что находилось там, были окутаны черным светом и, наконец, я полностью погрузился в этот свет, потеряв сознание. Затем, я вновь пришел в себя».[7] Черный свет в данном случае означает достижение суфием стоянки (макам) растворения в Боге, потери мистиком собственных личностных качеств и атрибутов, замену их божественными (фана’).
Нередко в мусульманской истории черный цвет становился символом тех или иных политических движений. Например, движение мусаввида (букв, облаченные в черное) - сторонники ‘Аббасидов во времена восстания Абу Муслима ал-Хурасани и Абу Салама ал-Халлала[8] носили черные одежды, с чем, надо полагать и связано само происхождение термина. Во всяком случае, в некоторых источниках их описывали как асхаб ар-райат ас-савда’.[9] Истоки и происхождение использования именно черного цвета в качестве символа восстания остаются во многом неясными, хотя по этому поводу в научной литературе и было много дискуссий. С одной стороны, черный цвет одежд сторонников Абу Муслима мог быть просто символом мятежа. Можно, например, вспомнить, что анти-Уммайадский деятель ал-Харис б. Сурайдж, возглавивший анти-Умаййадское движение в Хурасане и Трансоксании в 116/734 г., также выступал под черными знаменами. Аббасиды придали черному цвету мессианское значение. Так, согласно аббасидской традиции, пророк Мухаммад во время своих военных компаний выступал под черными знаменами.[10] Кроме того, в данном случае можно усмотреть и определенную связь с распространенными в то время эсхатологическими представлениями, согласно которым пришествие Махди ассоциировалось с черным цветом.[11] Впоследствии, как известно, черный стал официальным цветом династии Аббасидов (в противоположность белому цвету их противников Умаййадов) и, соответственно, использовался для одеяний, носившихся при дворе.[12]
В Коране синий цвет связан с представлениями о грехе: «В тот день, когда подуют в трубу, и Мы соберем грешников голубоглазыми».[13] В уже нами упомянутом Парижском списке Мирадж-нама, на миниатюре, где изображен Мухаммад, наблюдающий муки грешников и адское древо Заккум, демон, который там верховодит - с голубым телом.[14] Здесь, как мы видим, синий (голубой) цвет имеет скорее негативный оттенок.[15]
Красное вино, а также огонь (в его положительном аспекте) и красная роза указывают на Божественную Славу. Считается также, что рида ал-кибриййа, «туника Божественной Славы», - излучает красный цвет.[16] Рузбихан Ширази так описывает одно из своих видений: «Однажды ночью я увидел, как что-то окутывает небо. Это был сверкающий красный свет. Я спросил: Что это? Он ответил мне: это туника [божественного] Величия».[17]
Согласно распространенной на мусульманском Востоке легенде, ангелы (мала’ика), помогавшие мусульманскому войску в знаменитой битве при Бадре, носили красные тюрбаны, либо красные пояса. Напомним, битва при Бадре - крупное сражение Мухаммада с язычниками-мекканцами (15 или 17 марта 624 г.), в которой ему, несмотря на неблагоприятное соотношение сил, удалось одержать победу и захватить богатую добычу. Восьмая сура Корана в значительной своей части посвящена описанию этого события. Впоследствии этот эпизод из ранней истории ислама приобрел в мусульманской традиции некоторые фантастические черты, в частности рассматривался как очевидное доказательство ангельского участия и вмешательства в земные дела. Как известно, красный - цвет движения хуррамийа (также известны как мухаммира - ар., букв, «облаченные в красное» или сурх-джамаган - перс., букв, «носящие красные одежды»).[18]
Амир Хусрав Дихлави посвятил красному цвету такие строки:
«Багряный цвет вселяет в сердце радость,
В рубиновом вине таится сладость.
Пунцовые бутоны красят сад,
Восход пунцов, и ярко ал закат.
У тех, чья жизнь веселием богата,
Ланиты яркие, как цвет граната.
Сад Ибрагима был в цветенье ал,
И, как закат, огонь Мусы пылал».[19]
Зеленый цвет превратился в один из символов Ислама. Он, как правило, носит позитивный характер, будучи, с одной стороны, связан с Раем и его обитателями (отсюда выражение сабзпуш, буквально означающее «облаченный в зеленое»), и являясь одновременно символом жизни, возрождения природы, надежды и молодости - с другой.
Позволим здесь еще раз процитировать «Восемь райских садов» Амира Хусрава:
«Зеленый цвет ласкает в полдень тенью,
Дарует он покой душе и зренью.
И травы зелены, и тьма в лесах,
Зеленый свет колеблется в глазах.
Зеленый цвет-наряд любого сада,
И для жасмина стебель — как награда».[20]
В Коране рай описывается следующим образом: «А тому, кто боится сана Господа своего, — два сада, обладающие ветвями, и помимо двух — еще два сада, темно-зеленые, в них — два источника, бьющие водой в них плоды, и пальмы, и гранаты в них — добротные, прекрасные, — черноокие, скрытые в шатрах, - опираясь на зеленые подушки и прекрасные ковры.. ,».[21]
Можно упомянуть, что крылья Джабраила, согласно весьма распространенной традиции, зеленого цвета. Небесный Трон, о котором мы уже говорили выше в связи с сочинением Кирмани, выложен драгоценными камнями темно-зеленого оттенка. Ибрахим, как и другие обитатели рая, облачен в зеленые одеяния. В известном хадисе так говорится о душах шахидов: «Бог вкладывает их души в тела зеленых птиц, которые утоляют свою жажду из райских рек и вкушают его плоды».[22] Потомки пророка Мухаммада (саййи-ды) имели право облачаться в зеленые одежды.[23]
© Иран-Наме №4 (12) 2009г.
© Васильцов К.С. Некоторые замечания о символике и мифологии цвета в мусульманской культуре
|
</> |