Некоторые реалии позднего СССР (часть5)
p_balaev — 24.03.2016 Ну, ладно, осенью 1984 года я вышел на работу фельдшером на «Скорую помощь». Подстанция «Космонавтов», находилась она на улице Космонавтов в районе бухты Тихой г.Владивостока, обслуживала часть Первомайского и Советского районов города. 6 бригад. Насколько я помню. Одна педиатрическая и пять обычных. Реанимационные и психоневрологические бригады были только на Центральной станции.И тут начал я узнавать очень интересные вещи, особенно интересные для анализа того, что происходило с экономикой и трудовыми ресурсами в СССР.
В типовой бригаде, за исключением реанимации и «психов», по штату в мое время было три человека: врач, фельдшер, водитель.
Водитель получал доплату за санитара – 30% ставки. Но самих санитаров уже в штате не было! Не были предусмотрены. За несколько лет до моего прихода их на Скорой оставили только для реаниматологов и «психов». Смотрим, как государство сэкономило на этом: расходы на одного работника были сокращены на 70%. Водитель же получал только 30% ставки санитара! Круто? Но работа бригады – это работа бригады, нельзя работать на 30%, обязанности санитара нужно же исполнять в полном объеме! Значит, недоплачивая 70% зарплаты, государство чем занималось? Конечно, наглой эксплуатацией. Или не так?
Но ситуация еще интереснее. Водитель же белый халат не носил, он машиной рулил. А бросать машину без присмотра нельзя! Мало ли, пока бригада будет на вызове в квартире, какой-нибудь дурак проколет колесо. И что делать, если нужна будет срочная госпитализация больного? Пока колесо менять будешь – человек умрет.
Поэтому обязанности санитара исполнял даже не тот, кому хоть 30% за это платили, а фельдшер, которому вообще ничего от санитарской ставки не перепадало. Не положено было по закону. Поэтому работали без закона «за того парня».
Дальше – еще забавней. Практически все фельдшера у нас были студентами. Профессия фельдшера в советской медицине уже начинала исчезать. Но студент учится, он может работать только после занятий, с 16 часов дня до 8 часов утра. А «Скорая» работает круглосуточно!
А кто будет с начала смены, с 8-ми утра, до 16 часов, целых 8 часов рабочего времени, пахать и за фельдшера, и за санитара? А некому, кроме врача! Но ему за это не платили! Не положено по закону! Поэтому 8 часов в смену врач работал не «за того парня», а за двух парней – бесплатно!
А куда же делись санитары и фельдшера? Да вот преимущественное развитие группы А в дикой диспропорции сожрало этих работников. На них уже не хватало трудовых ресурсов. И средств тоже. Народу эти профессии стали неинтересны. Ставка санитара на Скорой – в районе 90 рублей, фельдшера – 120. Работа тяжелая. Даже физически тяжелая. Смотрите: аптечка весит порядка 10 кг. После 23 часов в СССР (после комментов - поправлюсь - во Владивостоке) в домах уже лифты не работали. И, как назло, начинались вызовы на верхние этажи. Как выглядит нагрузка – с грузом 10 кг – пёхом на 9-ый этаж? Достойно? Нам, молодым лоботрясам, после десятка таких вызовов несладко приходилось, а представьте – женщинам… И кто пойдет на такую зарплату? Только студент, конечно.
Но и это еще не всё. Фельдшеров, даже студентов, не хватало! Фельдшер на «Скорой» - это специальность достаточно сложная. Даже не каждый врач может им быть. Про то, что ты обязан сам ориентироваться в дозировках и совместимости в одном шприце разных препаратов, путях их введения (врачу часто даже некогда тебе это объяснять, ситуаций экстремальных было много и они часто встречались) я уже не говорю. Главное – на Скорой - почти все препараты вводятся внутривенно, это же Скорая! Помощь нужно экстренно оказать! Потому что больной нуждается в экстренной помощи! Пока будешь ждать, когда подействует лекарство, введенное внутримышечно – человек умрет. А вены очень часто у людей, особенно у гипертоников и диабетиков, да вообще у пожилых женщин… Попадать иглой в любую вену, даже если ее и прощупать просто нельзя – искусство. Далеко не каждый врач даже мог им овладеть. И такие фельдшера ценились, за них врачи дрались. Потому что, от того насколько быстро начнет в кровь попадать лекарство – зависит спасение жизни человека.
Вот из-за нехватки фельдшеров мы работали на полторы ставки все. Впрочем, мы были и не против, деньги нам лишними не были.
Но жесть начиналась… летом. Многие считают, что на Скорой самое трудное время – зима, во время эпидемии гриппа. Ерунда. Вот летом – это нечто. Студенты же на каникулах – домой разъезжаются. По стройотрядам, колхозам.
И остаются врачи в одиночестве. Уже не на 8 часов, уже они полные сутки работают за себя, фельдшера и санитара! А платят им за это… фигу им платят!
И ведь работали! И не бастовали! Так кого этот народ не устраивал? Это вот те мои коллеги зажрались и обуржуазились? Вы понимаете источник моей «любви» к карамурзятине и кургинятине?...
|
</> |