Нежный пожарный. На смерть Гаврилы Лубнина
hieroglyph — 05.01.2024
Вспоминая Гаврилу, я обнаружила, что каких-то выдающихся личных
воспоминаний у меня немного: мы регулярно общались несколько лет,
но преимущественно в общей тусовке. Он дружил с моим первым мужем
Берсеневым – по большей части алкодружбой.
Мы вместе проводили время в кафе «Рассана» на Фуриках, он бывал у
меня дома в коммуналке на Потемкинской. Когда родился Егор, Гаврила
стал его крестным.
Я мало что помню из ежедневных событий того времени. Причем это
отчасти сознательный выбор.
Получается, говорить можно разве что о собственном внутреннем
ощущении от этого удивительного человека.
Как ни банально это звучит, Гаврила был человеком добрым, простым и
жизнерадостным. От него всегда шло ровное тепло, такое – с оттенком
веселья, но всегда беззлобного. Странно читать сейчас про сарказм и
злую иронию в его картинках. Они просто становились грустнее и
безнадежнее с возрастом.
Недавно в тг-канале «Русский шаффл» Олег Кормунин написал про
группу «Кирпичи»: такая хорошая была группа, но к сожалению в 90-е
ужасно нездоровый образ жизни все вели! Олегу немедленно прилетело
в панамку от олдов, и в целом справедливо: слова «90-е» и «образ
жизни» в одном предложении действительно выглядят невероятно
комично для тех, кто их застал. Образ жизни – это что-то, что мы
выбираем, выстраиваем в систему. А в 90-е это была просто жизнь,
без образа. И была она неприглядной – пьяной, бедной, неустроенной.
Но то была молодость наша.
Я жила в огромной коммуналке на Потемкинской, у меня были терки с
соседями, один из них был афганец Сережа с ПТСР, который всё вокруг
регулярно громил; один раз, когда меня не было, сломал дверь и
разнёс мою комнату в щепки. Другие алкаши были посмирнее. Мы
регулярно вызывали ментов – то они мне, то я им. Не помню, чтобы
менты хоть раз пришли.
Гаврила приходил и играл песни. Пел громко. Я пыталась попросить
петь потише, Берсенев меня затыкал – это же такие песни, как их
можно потише! Соседи нас ненавидели и считали алкашами, да мы
наверное ими и были. Один раз они зашли и не увидели баттла водки
посреди стола – и тогда решили, что мы наркоманы.
Мне кажется, в те времена меня исчерпывающе описывали Гаврилины
строчки:
Ты растешь как трава
Тебе четверть века
У тебя на плечах голова –
Голова-калека…
Однажды у меня в гостях пьяный Гаврила снял футболку и разрисовал
себе туловище черным маркером. Попозже его стали уговаривать лечь
уже поспать. Шевелиться к тому моменту он особо не мог, но на лице
отразилось мучительное переживание: нельзя же фломастером на
простыню! Запачкаю.
Я на всю жизнь это запомнила.
Когда я стала постарше, сформулировала качества, которые мне в
людях (да и не только в людях) кажутся особенно ценными. Основных
оказалось два: свобода и чистота. Они состоят в некотором
противоречии, свобода редко оказывается чистой, а чистота
накладывает ограничения на свободу. Когда я думала, кто мог бы их
без ущерба объединить, это всегда оказывался Гаврила.
Как-то раз Гаврила зашел в гости, я болела, простудилась. Еды особо
не было, я сварила кукурузную кашу. Он нарисовал мне картинку и
подписал:
Я в берете, в теплом шарфе
Блюз играл на арфе Марфе
Чтобы Марфа не болела –
Кукурузну кашу ела.
Когда кто-то беременел, Гаврила говорил: съела мяч. Я однажды тоже
так съела мяч, и через положенное время у меня родился сын
Егор.
Я редко про это воспоминаю и еще реже рассказываю. Тогда все было
очень плохо. Младенца сразу после родов забрали в реанимацию, он
там лежал в кювете с огромной иглой капельницы в башке. На второй
день жизни его отправили в больницу, а меня оставили пока что в
роддоме. Потом меня выписали, я дни проводила в больнице, а на ночь
уезжала домой. Было очень страшно, я как-то держалась из последних
сил, важно было, чтобы молоко не пропало.
Отец сына стал намекать, что младенца надо крестить, и что наш
недавно воцерковившийся друг настаивает, что сделать это нужно
немедленно, прямо в больнице. Втыкая ногти в ладонь, чтобы не
реветь, я отказалась.
Егора крестили через несколько месяцев, на Сретенье. Крестным был
Гаврила, и для меня это было как торжество жизни. Еще через пару
месяцев мы с отцом сына расстались.
Потом я познакомилась с Лешей, у нас родился Ваня, и довольно долго
мы звали его исключительно пинососом – Гаврилино словечко из песни
про Буратино. Кто такой пиносос? Тот, кто сосет пино – итальянское
вино.
Застенчивость здорово мешала Гавриле выступать – согласно легенде,
завязав пить, он завязал и петь на публике. Помню концерт в
Ленсовета, на сцене «Колибри» и Гаврила – спиной к залу.
Когда мы обосновались в Парголово, Гаврила приехал ко мне на день
рождения. Была ранняя мокрая весна, гости сидели на стволе
поваленного дерева. Фролов по традиции приставал к моим подружкам,
Гаврила все радовался – ну какое же хорошее русское название –
Парголово! Пар в голове, здорово же!
Он тогда подарил мне деревянную картину с рыбой. И настаивал, что
это наружная картина, ее надо вешать на внешней стене дома. Дома
тогда никакого не было еще, а когда он появился, рыба все же
поселилась внутри. Она и сейчас висит у меня над дверью в городской
квартире. Посольство Скумбрии в Петербурге.
Была у него и минута славы. В начале 2000-х на радио вовсю крутили
две новые песни – «Старый следопыт» и «Дэвид Копперфильд». Было
такое странное, радостно-ревнивое чувство. Казалось, что вот еще
немного – и Гаврила упорхнет куда-то в мир поп-рока. Но нет, он
остался с нами.
В новый мир Гаврила так и не вписался. Жил с женой Наташей замкнуто
и уединенно. Во время случайных уличных встреч ссылался на болезни.
Его картинки из графических серий разлетались по интернету мемами
(тогда это так еще не называлось). Жили своей жизнью, а автор
превращался в таинственную полумифическую фигуру.
Картинки эти и стихи в сердце всегда, мне даже интересно – есть ли
на свете ситуация, которую нельзя описать Гаврилиной строчкой.
«Взлет, посадка, жизнь – загадка», «Не бойся нас, Герасим, мы тебе
полрожи закрасим», «Как мы напились, Димка лег и стал похож на
кошелек». Я люблю гадать на Гаврилиных книжках – вместо карт таро и
книги перемен.
Бывали у него выставки, в основном в Борее, но тут все в тумане –
только что в ВК просмотрела фильм с открытия выставки «Папино
золото», и я там мелькаю с телефоном у уха, вот только не помню
совсем ничего – ни картины, ни тот день, ни себя.
Постепенно он и на выставки перестал приходить. Одна из последних
таких невстреч случилась в апреле 17 года. В этот день была
презентация новой книги «Плавунец» на Лиговском, а еще был теракт в
метро. Было жутко и горестно, весь город был в сиренах «скорых». Но
и взаимопомощь была быстро налажена, люди подвозили друг друга до
дома. Кое-как сквозь пробки и слезы я доехала до «Винилла скай» - и
обрела новенький «Плавунец», самую мрачную из книжек.
Ну и конечно двухдневный концерт Гаврилиных песен в «Эрарте»,
который организовал Денис Рубин. Там Гаврилы тоже не было.
Мне кажется, песни я услышала раньше, чем познакомилась с Гаврилой.
Или одновременно. Во всяком случае, альбом «Вода» слушался в 97-98
году регулярно. Тогда музыка еще делилась на жанры, и было
непонятно, что это – на барда непохоже, музыка сложнее, слова
отвлеченнее. Было ощущение роскоши, полноты, какого-то волшебного
подарка или прогулки в таинственном саду. Их ещё особенно и не
споёшь, да и не сыграешь, кто-то написал про септаккордовые
гармонии, может и так.
Второй альбом, «Пьянство бритва», выпускался уже прямо при нас. Он
был жёстче, но и смешнее – там и неизбывный «Валерик», и «Нина», и
«Запоище» и «Цаката». И это было – как оправдание и надежда. Ведь
может из этой всей нашей неприглядной жизни, из похмелий, окурков,
бедности, бессмысленного шума – вырасти что-то настоящее. Может, не
зря мы?
С третьим альбомом, «Бадяга», отношения сложнее, он неровный, но
самые пронзительные песни – «Панама», «Бабочка», «Она обещала» – на
нем.
Не могу выучить это танец, наверное, никогда и не пойму – как все
это переплетено, жизнь, талант, судьба, щедрость их и жестокость;
когда человек, чей дар живой и несомненный, сам себя спасти не в
силах, а всех остальных – в силах.
И пожарный решил доказать,
Как он может с огнем совладать
И зажег деревянный дом
И бежал, и скрывался в нем.
Но нежный пожарный плакать умел
И поэтому он не сгорел
Сам он себя спасал –
В слезах огонь угасал.
|
|
</> |
Заказать продвижение сайта: как выбрать оптимальную стратегию
10 блюд, которые я бы никогда не заказала на первом свидании
Высоковольтная линия
Уровень европейской жизни: всё на века и приспособлено для дела
Остатки вчерашних поисков
Музыка. Ремейк. Creedence Clearwater Revival
Взрастут ли на Украине поместья?
просто так

