Неизвестные лица Леонардо

топ 100 блогов nikolai_endegor05.12.2019 В Лувре проходит большая выставка, приуроченная к 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи. Организаторы хотели собрать на нее большинство известных картин великого мастера, но по разным причинам им этого сделать не удалось - кто-то из владельцев пожадничал, кто-то испугался, какие-то вещи оказались не транспортабельны. И кураторы нашли оригинальный ход: выставили снимки картин (и присутствующих, и отсутствующих) в инфракрасном свете - в натуральную величину и с задней подсветкой. Получился своего рода рентген произведений, который показал их под новым, неизвестным широкой публике углом.

Неизвестные лица Леонардо

Лично для меня инфракрасные изображения стали открытием, позволившим увидеть новые детали знакомых картин, больше узнать о процессе их создания. (Для справки. Инфракрасная рефлектография, при помощи которой были получены снимки - это методика анализа красочных слоев живописи, в том числе срытых под верхними видимыми мазками. Она позволяет проявить начальные авторские наброски, а также изменения, имевшие место до полного завершения полотна).




Портрет Джиневры ди Бенчи, 1474-76. Национальная галерея, Вашингтон

Неизвестные лица Леонардо

Неизвестные лица Леонардо

На полотне изображена дочь флорентийского банкира поэтесса Джиневра д’Америго де Бенчи, платоническая возлюбленная венецианского посла во Флоренции Бернардо Бембо, который, по-видимому, и заказал этот портрет Леонардо. В момент написания портрета Джиневре было 16 лет, а Леонардо - 22 и это была одна из самых первых его работ в портретном жанре.

Нижняя часть холста, которая изображала руки модели, утрачена, из-за чего формат картины изменился с прямоугольного на квадратный. Следы этой беды ясно видны на рефлектограмме - нижний край полотна словно истлел или обожжен. Разителен контраст тонко прописанного растительного фона и широких мазков в более глубоких слоях живописи - вероятно зелень была дописана составом красок, "прозрачным" для инфракрасных лучей.

Париж надеялся получить на выставку оригинал картины, но Вашингтон так и не дал своего согласия. Правда не поскупился Лондон: королева прислала на выставку 24 рисунка Леонардо из своей личной коллекции, в числе которых эскиз рук, считающийся наброском утраченной части портрета Джиневры.

Эскиз рук. Коллекция Елизаветы II, Виндзор.
Неизвестные лица Леонардо




Мадонна Бенуа, 1478-80. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Неизвестные лица Леонардо

Неизвестные лица Леонардо

"Мадонна с цветком" — одна из первых работ молодого Леонардо как самостоятельного живописца. На тот момент ему было всего 26 лет, и прошло уже шесть лет, как он покинул мастерскую своего учителя Андреа Верроккьо. Следы этой картины были потеряны вплоть до XIX века, когда она появилась в коллекции российской художественной династии Бенуа. В 1914 году она была приобретена Эрмитажем за рекордную по тем временам сумму, которая, впрочем, была значительно меньше цены, предложенной американцами, но Бенуа очень хотели оставить картину в России.

В 1824 году при переносе картины с доски на холст обнаружились следы еще одной руки у младенца Христа, по-видимому относящиеся к первому варианту композиции. А вы замечаете эту третью руку на инфракрасном изображении?

В отсутствии Моны Лизы, оставленной в своем зале на втором этаже Лувра, Мадонна Бенуа оказалась своего рода вишенкой парижской выставки. Из-за окружающей толпы я так и не смог сфотографировать ее на экспозиции, поэтому выше привожу кадр, который делал в Эрмитаже.




Поклонение волхвов, 1481. Галерея Уффици, Флоренция

Неизвестные лица Леонардо

"Поклонение волхвов" осталось незаконченным, поскольку в 1482 году по повелению Лоренцо Медичи Леонардо отбыл из Флоренции в Милан, заказчики же картины, монахи монастыря Сан Донато, не хотели ждать возвращения художника. Считается, что композиция картины уникальна и не имеет аналогов в итальянской живописи. Это связано с обилием персонажей и организацией пространства - пустого перед Марией и заполненного активной толпой за ней, - словно приглашающего зрителя войти внутрь картины.

Лувр вёл переговоры с Галереей Уффици о показе "Поклонения волхвов" в Париже, но итальянские искусствоведы и реставраторы выступили против, опасаясь, что транспортировка и изменения влажности могут привести к повреждениям недавно отреставрированной картины. Поэтому на выставке смотрят большую инфракрасную копию. На ней видно, как мастер прочерчивал перспективу архитектурной части, как изменял облик Марии (особенно головной убор), как убирал лишние детали (руки справа-внизу)...

Неизвестные лица Леонардо

Неизвестные лица Леонардо




Мадонна в скалах, 1483-86. Лувр, Париж

Неизвестные лица Леонардо

Неизвестные лица Леонардо

Одно из первых возрожденческих полотен, где персонажи показаны не на фоне пейзажа, а внутри него. Оно создавалась как алтарная картина для миланской церкви Сан-Франческо Гранде. Заказчик, однако был не удовлетворен работой, на которой у образов святых не доставало святости, а ангел указывал Иисусу на младенца Иоанна. Началась многолетняя тяжба, в результате которой Леонардо с учениками написали для заказчика второй вариант - с более серьезными лицами, нимбами вокруг голов и без указующей руки ангела (сейчас этот вариант находится в Лондонской национальной галерее). Первая, намного более человечная картина осталась в мастерской художника и затем попала во Францию, сейчас она хранится в Лувре.

На рефлектограмме верхний "растительный" слой живописи почти исчезает, из-за чего пейзаж приобретает аскетичную первозданную суровость, еще больше подчеркивая плавные очертания человеческих фигур.




Портрет музыканта, 1490. Пинакотека Амброзиана, Милан

Неизвестные лица Леонардо

Неизвестные лица Леонардо

Инфракрасный снимок гораздо полнее показывает детали одежды персонажа, чем потемневший холст. Неожиданно четко и светло проявляется его лицо, придавая всему образу больше воздушности и утонченности. Возможно, это изображение ближе по смыслу к тому виду оригинала, который существовал пять столетий назад.

Долгое время считалось, что портрет изображает миланского герцога Лодовико Сфорцо. Но в начале XX века при расчистке красочного слоя удалось разобрать слова на бумаге, которую молодой человек держит в руке и увидеть рядом ноты. Это изменило название картины, но не помогло установить личность портретируемого - на сегодня существует несколько версий, ни одна из которых не общепризнана. Одна из оригинальных гипотез предполагает в музыканте автопортрет самого Леонардо. Интересующиеся аргументацией могут заглянуть сюда: http://blog.arthistoryonline.ru/lyalya-chandra/portret-muzyikanta/




Дама с горностаем, 1489-90. Национальный музей, Краков

Неизвестные лица Леонардо

Неизвестные лица Леонардо

Попробуйте сами найти основное отличие, видимое на втором изображении.

На портрете изображена Чечилия Галлерани, возлюбленная миланского герцога Лодовико Сфорца, ставшая впоследствии матерью его сына Чезаре. Во время написания портрета девушке было 16 или 17 лет. Это одна из самых поэтичных работ Леонардо, которую некоторые искусствоведы ставят в один ряд с Джокондой.

Картина прошла два детальных лабораторных исследования, призванных, в частности, подтвердить авторство Леонардо. Обнаружилось, что она была написана в несколько этапов с изменением фона и положения рук. Зверька сначала не было, потом появился небольшой серый и наконец крупный белый. Исчезла вуаль на голове, но появилась голубая накидка. На картине виден прозрачный чепчик, прикрывающий обруч на голове, а вот на рефлектограмме чепчик исчезает и обруч остается полностью видимым на фоне волос.

"Дама с горностаем" неоднократно показывалась на выставках в разных странах. В конце 2016 года собрание князей Чарторыйских, куда она входила, было выкуплено государством за смешные 100 миллионов евро при оценке в 2 миллиарда. И теперь картину на "чужие" выставки не отдают ("только в обмен на Мону Лизу", заявил польский министр культуры). Это я называю жадностью.




Прекрасная ферроньера, 1490-96. Лувр, Париж

Неизвестные лица Леонардо

Неизвестные лица Леонардо

После реставрации 2015 года этот луврский шедевр выглядит "почти как новый". В русскоязычных текстах почему-то привилась манера писать слово "ферроньера" с большой буквы, как если бы это было именем модели. На самом деле французское ferronniere означает не более чем девушка с ферроньеркой - женским украшением в виде обруча для поддержки волос.

В свое время владельцы "Дамы с горностаем" решили что на их картине изображена та же самая женщина, что и на этом портрете, и даже сделали на своем полотне надпись LA BELE FERONIERE (см. фото выше), но потом поняли, что женщины на этих портретах разные. Сейчас наиболее распространено мнение, что на портрете изображена Лукреция Кривелли, ставшая любовницей миланского герцога Лодовико Сфорца после того, как он выдал замуж Чечилию Галлерани ("Даму с горностаем"), а его жена Беатриче д'Эсте умерла во время родов в 1497 году.

Как пишут французы, на рефлектограмме "помимо изменения деталей одежды можно заметить, что лицо немного менее вытянуто, скулы уже и подбородок менее заострен; мелочи? но они точно показывают пропорции этого совершенного лица, которое смотрит на вас с вниманием и настойчивостью, немного непривычной для своего времени."




Мадонна с веретеном (вариант Лансдаун), 1501-10. Частная коллекция

Неизвестные лица Леонардо

Неизвестные лица Леонардо

Леонардо делал работу по заказу секретаря французского короля Людовика XII, но первый оригинал считается утраченным. Существуют по крайней мере два повторения (одно, где рука Леонардо проявляется наиболее явно - на снимке выше), также претендующих на роль оригинала, но большинство искусствоведов все же считает их вторичными и, по крайней мере частично, написанными учениками школы Леонардо.

В то же время на рефлектограмме ясно видно обилие правок, коррекций деталей и вариантов композиции: например, набросок архитектурного сооружения слева, положение ноги младенца, накидка на голове у Марии. Становится более понятным и название: младенец Иисус держит в ручонках прялку, похожую на распятие. Это свидетельствует о долгом и сложном процессе работы над произведением, что не характерно для копий, которые пишутся практически без исправлений.




Спаситель мира (вариант Гане), 1500-е. Частная коллекция

Неизвестные лица Леонардо

Неизвестные лица Леонардо

Инфракрасное изображение проявляет нимб вокруг головы Христа и крест на хрустальном шаре, превращающий его в державу. Обе эти детали принципиальны для понимания цели автора картины и ее звучания для зрителя. Кого изображал художник, бога или человека? владыку земного мира или царствия небесного?

На выставке эта работа атрибутирована как копия, созданная "школой Леонардо". А знаменитое полотно "Спаситель мира", в котором 8 лет назад ряд экспертов признал авторский оригинал Леонардо да Винчи и которое Лувр ожидал увидеть на юбилейной выставке, так до Парижа и не доехало. Мало того, эта картина, проданная в 2017 году за рекордные 450 млн. долларов, вообще исчезла из поля зрения. По неподтвержденной информации, она находится на яхте саудовского наследного принца Бен-Салмана, ожидая открытия нового музея в Саудовской Аравии. Возможно принц испугался передавать свой вариант Лувру из-за опасений, что музей не подтвердит авторство Леонардо, ведь единодушия среди экспертов по этому вопросу нет, и всего лишь один вопросительный знак после имени художника на выставочной табличке может обрушить цену картины на сотни миллионов долларов...

Леонардо да Винчи, Спаситель мира, 1500. Частная коллекция.
Неизвестные лица Леонардо




Мона Лиза, 1503-05. Лувр, Париж

Неизвестные лица Леонардо

Неизвестные лица Леонардо

Самую известную работу Леонардо решили оставить на её постоянном месте, поскольку пропускная способность зала постоянной экспозиции намного выше, чем пропускная способность залов выставки. Тем интереснее было рассматривать рефлектограмму на выставочном стенде. Мона Лиза словно стала прозрачной и легкой, посветлели ее глаза, а улыбка как будто бы стала чуть шире.

Если сравнивать детали картины и инфракрасного изображения,то первым бросается в глаза изменение пейзажа, дальний план которого совсем пропадает в дымке. Стали яснее видны колонны, обрамлявшие композицию, и кресло в котором сидит женщина; при этом балясины спинки рифмуются с базами колонн. Правая сторона спинки кресла когда-то была видна, теперь ее закрывает накидка, форма которой возможно менялась. Также можно заметить, что пальцы обеих рук переписывались, их положение стало другим, а большой палец правой руки распрямился.




Богоматерь с Младенцем и святой Анной, 1508-10. Лувр, Париж

Неизвестные лица Леонардо

Неизвестные лица Леонардо

Леонардо использовал мало распространённый в Италии сюжет, когда Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Это одна из поздних и любимых картин художника, к работе над которой он возвращался много раз, но отдельные места так и не завершил.

Сохранность картины была довольно плохой и в 2012 году провели ее реставрацию, в ходе которой картина приобрела непривычно яркие цвета. Два куратора Лувра в знак протеста даже вышли из состава реставрационной комиссии, полагая, что даже при жизни Леонардо краски не могли быть такими светлыми и насыщенными. Мне трудно судить о цветах, но общий светлый тон образов виден и на рефлектограмме, особенно это касается лиц Марии и Анны.




Иоанн Креститель, 1514-16. Лувр, Париж

Неизвестные лица Леонардо

Неизвестные лица Леонардо

Глаза Иоанна Крестителя выглядят на инфракрасном изображении совершенно необыкновенно - они притягивают, проникают, зовут за собой. И эти глаза еще меньше походят на глаза святого, чем их оригинал на холсте. Крест на рефлектограмме совершенно исчезает, вызывая вопрос, а присутствовал ли он в начальном варианте картины? Из "божественного" остается только жест правой руки, направленный вверх - традиционный для изображения Иоанна. Этот жест неоднократно появлялся и в других произведениях Леонардо, например в "Мадонне с веретеном".  У меня этот образ оставил, пожалуй, наиболее сильное впечатление.

Картина считается последней работой великого художника, он привез ее с собой во Францию в 1516 году и продолжал дорабатывать пока еще мог держать в руке кисть. Техника сфумато - размытия контуров фигуры и лица - доведена им здесь до совершенства. После этой картины Леонардо традиция изображения Иоанна Крестителя уже не могла оставаться прежней...




В заключение хочу показать еще два интересных рисунка из парижской экспозиции.

Витрувианский человек, 1490. Галерея Академии, Венеция.
Неизвестные лица Леонардо

В соответствии с записями Леонардо, рисунок был создан для определения пропорций человеческого тела, как это описано в трактате античного архитектора Витрувия и надолго стал каноническим.

В Италии ассоциация Italia Nostra пыталась добиться запрета на вывоз знаменитого рисунка, настаивая, что эта работа должна постоянно находиться в специальных условиях, а транспортировка и освещение на выставке могут нанести ей непоправимый вред. Однако итальянский суд решил, что "Витрувианский человек" все же может быть представлен на выставке в Париже, правда лишь на несколько недель.


Франческо Мельци(?). Портрет Леонардо да Винчи, 1515-18. Библиотека Амброзиана, Милан.
Неизвестные лица Леонардо

Мельци был самым талантливым учеником Леонардо и его душеприказчиком. Он провел рядом с мастером все последние годы его жизни.



Снимки картин, отсутствовавших на выставке, я брал из Википедии, порядок показа старался выдержать хронологический.

.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
05.01.2020 Мрамор XXIII
Архив записей в блогах:
Мое новое начальство отличается умом и сообразительностью. Главное, считает начальство - это правильно и регулярно мотивировать своих сотрудников на неустанное повышение производительности труда. Ну и мотивирует неутомимо в разных позах, ...
17 мая 1920 года управляющий делами председателя ВЧК в Одессе товарищ Зильберман пишет рапорт Феликсу Дзержинскому о безобразиях, творящихся в городе: «... 15 мая, во время моего пребывания в Одесской Губчека, председателем последней тов.Реденсом и председателем Губкомрартии тов.Яном ...
Валера и Диана спасибо Вам за: То что утром меня не стали будить. Вечером накормили, напоили и спать уложили! Посуду помыл :-) Дверь закрыл как ты сказал и проверил, закрыл ли :-) http://velkoldin.livejournal.com/  - обязательно загляните к чудо человеку. ...
Эх, какое чудесное будущее было у нас в прошлом. Но ничего, недолго ждать осталось. И заживем! Источник: ФБ Сергей Дерендяев ...
Петр Соковых — участник петербургского «Чайного клуба», движения, позиционирующего себя как движение за личную, политическую и экономическую свободу, пропал без вести во время несанкционированной акции в защиту Алексея Навального в Санкт-Петербурге. Почти сутки его искали члены клуба и ...