"Неглект" и прочие ярлычки
tumbalele — 10.11.2016Прочитал новый ужастик про "неглект" (уже несколько раз мелькнул в ленте). На смену страшным абьюзерам, невыносимым газлайтерам и отвратительным виктимблеймерам идут они - неглектеры! Вот они, новые враги рода человечества (или, если брать поуже - рода женского, ибо вы же понимаете, какого пола чаще всего эти неглектеры)! "Большинство мужей, мужчин-партнеров практикуют неглект по отношению к своим женам и партнершам...". Уфф... Что это такое-то? А вот как это дело определяется: это "неспособность и/или нежелание обеспечить заботу и уход, помощь и поддержку для взрослых и детей, за которых отвечает абьюзер". Вот, получи фашист диагноз! Неглект практикуешь, а?
Для меня это выглядит так: с подачи некоторых околофеминистких (про "неглектов") и околопсихологических (про "нарциссов", "психопатов" и т.д.) сообществ/течений происходит тотальная "ярлыкизация" и стигматизация разного рода психологических процессов. Причем главное тут - не понять природу разворачивающихся между людьми взаимоотношений, а найти главного виновника и навесить на него ярлык. А поскольку живых людей трудно впихнуть в какую-то одну категорию, то эти ярлыки размножаются, становятся все детальнее - и все более неподходящими. Например, гиперпопулярные нынче нарциссы: вообще-то это психиатрический диагноз, и нарциссов - от силы несколько процентов. Значительно чаще мы сталкиваемся с "нарциссической динамикой" - т.е. в какой-то определенный этап жизни и в каких-то определенных условиях внешней среды (или во время общения с определенными людьми) человек проявляет свои "нарциссические" черты, которые есть у всех людей. В другой этап времени, в других ситуациях и с другими людьми он может быть другим, но ярлычок "нарцисс" ("неглект" и т.п.) этого не учитывает вообще. Но это удобно - рассуждать в категориях вины (кто виноват и кто жертва), а не в категории процесса (что происходит?).
И еще один момент. Концентрация на том, под какой ярлычок подходит
человек, приводит к потере чувствительности как к себе, так и к
проявлениям другого человека. Потому что имеет место концентрация
не на живом процессе/человеке ("что сейчас происходит с ним/со
мной/между нами"), а на соответствии человека/процесса неким
заданным стандартам. Очень просто заявить "да он неглектер!" и
свалить в поисках кого получше, чем задаться вопросом "что такое
вообще произошло между нами, и какова моя роль в этой ситуации".
Такая постановка вопроса при стигматизации неприемлема - потому что
тогда возникает необходимость тут же навесить ярлычок на того, что
задается вопросом "каково мое участие во всем этом"?
P.S. Специально для любителей кидаться ярлычком "это
виктимблейминг!" и для любителей самого этого "виктимблейминга".
Фраза "какова моя роль в этой ситуации" означает не "какова моя
вина", а "что я чувствую и что я могу сделать, чтобы чувствовать
себя лучше". Или, иными словами, "чего это мне так хреново,
от кого это мне так хреново и что я могу сделать, чтобы это хреново
не повторялось". Это значит учиться слышать свою боль и принимать
действия по устранению этой боли, а не бесконечное хождение по
кругу с вопросами "почему мне больно, не должно быть так", "а точно
ли мне больно?", "а может, больно - это нормально?", "за что со
мной так обращаются?", "а может, я сама виновата в том, что мне
причиняют боль?"
|
</> |