Негативное программирование детей мамиными страхами и чувством вины
alpha_parenting — 01.02.2014 Пожалуйста, отнеситесь к этой истории, как к притче. Когда в Москве взрывали дома, столкнулась я с одной женщиной, у которой были кошки. И рассказала она мне историю. Тогда люди были готовы к быстрой эвакуации в случае тревоги. Многие складывали документы и личные вещи и были готовы в случае чего быстро выскочить из квартиры. Она очень волновалась, как же она соберет своих кошек. Это ж не собаки, свистнул и они строем побежали за хозяином. Кошки любят забиться под диван в случае опасности. И решила эта женщина часть своих кошек отдать в хорошие руки, что бы оставшихся можно было быстро собрать в клетку и унести. Но очень она мучилась своим решением, казалось ей, что кошек она предает и они ей этого не простят. В муках совести от своего страшного предательства, стала она искать новые дома для любимицев. Много разговаривала с возможными претендентами, по нескольку раз встречалась, что бы убедиться, что люди хорошие. И вот договорилась, что завтра люди приедут забирать любимого котика. Она его намыла, причесала, но все равно страшно переживала. Котик все эти разговоры слушал и знал, что завтра его отдадут. А утром она обнаружила, котика мертвым. Он умер от разрыва сердца от ужаса перед своей страшной судьбой.Мне кажется, что бывают ситуации, когда возникающие проблеммы у родителей связаны с "программированием" своих детей на ужас от садика, школы, незнакомых людей, разлуки и т.п. Если уж котика можно довести до разрыва сердца транслируя ему свое чувство вины, то уж ребенка "подготовить" ко всем ужасам, с которыми он столкнется в жизни еще проще. Люди своими ожиданиями формируют сценарий происходящего. Я часто наблюдаю в жизни, как между людьми формируются разные типы взаимоотношений именно исходя из ожиданий. Я часто говорю своему мужу и сама себе, давай решать проблеммы по мере их возникновения. Ожидания, даже положительные (а страхи и тревоги - понятно, что негативные ожидания) это сильный элемент манипулирования. В идеале заботливая альфа должна решать проблемы по мере их возникновения, я люблю термин "танцевать с жизнью" - реагировать на происходящее в данную секунду, а не волноваться о том, что может произойти и не мусолить, прошедшие события. Очень важно для родителя "присутствовать", только так можно быть внимательным к ребенку и не только к ребенку.
Я сейчас читаю книгу Памелы Дракерман, в которой она сравнивает американскую и французскую систему воспитания. Хотя я типичная "американская мамочка", погрязшая в занятиях с ребенком, кое-что мне показалось очень интересным. Абсолютная убежденность, существующуя в обществе, что детский сад -это хорошо, привела к созданию системы лучших дошкольных учереждений в мире. Я совершенно доспускаю, что французские дети в садах наиболее счастливые из детей в других странах. Прошу обратить внимание, что это не вопрос о полезности садов, а вопрос о том, как всеобщая вера в качество системы детских садов, приводит к тому, что дети намного лучше себя чувствуют там. Я не в восторге от очень много во французской системе, она во многом отлична от теории привязанности, но есть особенности, которые можно взять на вооружение. В том числе сочетание строгих границ и свободы, способность принимать жизнь, как есть и обучение ребенка успешно справляться с фрустрацией от неизбежности. Почему, я вспомнила о французской системе в контексте негативного проецирования страхов и тревог на ребенка, потому что жить моментом/присутсвовать/танцевать с жизнью - сильный прием борьбы со страхом, тревогой и негативными ожиданиями.
|
</> |