Нефть в России больше чем нефть
denis_balin — 26.12.2013Знаете в чем секрет хоть и небольшого, но все же роста российской экономики? Правильно, в ценах на нефть. А теперь угадайте, с какой интонацией я задал этот вопрос, с печальной или радостной?
На самом деле, с печальной. Относительно высокие цены на этот ресурс, вопреки всем ожиданиям, тормозят экономическое развитие. Механизм очень простой: промышленность проседает - подровняем нефтедолларами, рожь не уродилась - добавим в муку нефтедолларов, банки не получают деньги от необеспеченных кредитов, которые сами же и выдают направо и налево - покроем недостачу нефтедолларами. Короче говоря, уповая на сырье, все отрасли работают на расслабоне. Никаких инноваций, никаких модернизаций, только нефтедоллары, только хардкор.
Предыдущий абзац полностью соответствует либеральной риторике. Вся наша оппозиция искренне негодует от такого положения дел. Однако не она одна придерживается подобной точки зрения. В действительности, федеральные власти полностью ее разделяют.
Игорь Шувалов в начале этого месяца высказался прямо таки по-навальненски:
Никто не будет шевелиться и(ли) будет шевелиться очень медленно, пока цена на нефть крайне высокая. При таком подходе мы никогда не расчистим все, что накопилось в качестве тянущего вниз экономику "слоя ила". Надо учиться повышать эффективность при имеющемся ресурсе.
Самое любопытное, что эти его слова, которые, вроде как, должны греть душу самому отъявленному белоленточнику, на деле вызвали у несогласной тусовки боль пониже спины. Ну как же, это же нерукопожатный вице-премьер сказал, а не какой-нибудь особо совестливый Шендерович. Даже здравая мысль, изреченная чиновником автоматически превращается в "жить по лжи", а значит надо быть против. Только не смейтесь, все вы вели себя точно так же лет в четырнадцать по отношению к родителям. Раз мамка говорит: "Надень шарф", - значит надо непременно не надеть.
Ну да ладно, Шувалов, он конечно первый вице-премьер, но самодержца-то нашего все равно зовут Владимир Владимирович. Ежели президент скажет, что все ОК, значит все ОК. Но не говорит. Путин как раз не хуже других понимает, что нефтяная игла пускает по венам экономики наркотик, сильно снижающий работоспособность:
И теперь мы в полной мере ощутили, что одной нефти недостаточно, и что нужно думать как раз об этих внутренних факторах развития, нужно сокращать неэффективные издержки, думать об улучшении делового климата, работать над инфраструктурой, а в присутствии руководителя Центрального банка скажу, что нужно думать и над тем, как снижать ставки коммерческих банков по кредитам для экономики. Еще нужно быть открытым к обществу, к бизнесу.
Надо же, говорит как какой-нибудь Акунин. Даже любимое либеральное клише про брежневский застой вспомнил. Неужели теперь наша оппозиция будет наперекор "мамке" и здравому смыслу вещать о том, что нам просто необходимо забыть обо всем и все силы пустить только на нефтянку, ибо за нею будущее? Между прочим, не удивлюсь, если так и произойдет.
"Если что-то может России навредить, значит следует это поддерживать", - такой девиз следовало бы избрать КС, если бы он не скончался бесславно и скоропостижно. А на остаповский вопрос "ваше политическое кредо?" они бы наверняка ответили "поднасрем!"
|
</> |