Не вишнёвый не сад.

топ 100 блогов zina_korzina16.07.2011
  • В Живом Журнале и особенно на Ли-рушечке есть много очаровательных дамских дневничков и дневничочков с дореволюционно-кружевным, дворянско-обморочным контентом. Милые барышни от 15 до 50 лет постят картинки с котиками, с викторианскими корсетами, розовыми кустами, шляпками, «глазками да лапками» и могучим рефреном: «Как упоительны в России вечера!» Разумеется, в той, с пролётками и канотье, а также с турнюрами и кротким царём Николаем Александровичем, которого загубили ненавистные коммуняки. Да. Девушки сии откровенные антисоветчицы и последние смолянки порушенной Империи. Тот факт, что их знания о русском быте и даже о - дворянском быте не простираются далее турнюра, их не смущает. Да и с турнюрами у них - беда, ибо путают конструкцию 1870-х с приспособлением 1880-х.

    Они просто забацают милейший постинг на тему «Этикет царского двора», где в одну кучу окажутся свалены имена Екатерины II и Александра III, а в качестве иллюстраций будут помещены кринолины, панталошечки, уже упомянутые турнюры и прочие милые чудесности невозвратной Belle Epoque. Девочки сии упёрты и непреклонно тверды, как чугуниевая мойка советского периода, ибо верят в то, что революции могло бы и не быть. Потому что мир бледно-розовых шляпок 'fantasie' был так прекрасен, а сумочки столь элегантны, что сама мысль о революционной ситуации кажется им кощунственной и дерзкой. Да. Девочки истово банят за совкизм и глумление над Эстетикой Совершенства!

    Не вишнёвый не сад. Не вишнёвый не сад. Не вишнёвый не сад.

    ...Меня тут забанили в одном ароматно-кринолиновом домике, где девочка, путаясь в царях и баволетках, стенала по поводу крушения Идеала. За что, спрашивается?! То ли за то, что я указала на недопустимость стенаний о Николае II на фоне костюмов 1870-х, то ли за совет почитать хотя бы Арцыбашева, раз не помог даже Чехов - на предмет «революционной ситуации». Арцыбашев писал примерно о том же, о чём и Антон Павлович - о безнадёге и невозможности прорваться к тому самому «небу в алмазах», к которому потом, в 1960-х, прорвутся ненавистные барышням большевики. Но Арцыбашев это делает грубее и однообразнее, чем Антоша Чехонте. У Чехова каждый человек выписан с персональной душой, с прошлой жизнью и попыткой нащупать его будущее. У Арцыбашева - просто контуры и стёртые очертания недописанного образа. Однако именно Арцыбашевы иной раз могут дать больше пищи для рассуждений, чем Антоны Палычи. Хотя бы потому что их книги никто не раскладывал с точки зрения психологии, классовой борьбы и прочих диссертационных штук, ложащихся в основы школьных сочинений.

    Чеховские герои чего-то ждут, куда-то хотят. Арцыбашевские персонажи - просто противная, липкая биомасса, имеющая море претензий к окружающей среде, которая их, видите ли, заела. Они, в отличие от нынешних сетевых смолянок, не видели красоту шляпок и туфелек, предпочитая расшатывать систему всеми доступными им способами. Возьмём, например, самые знаменитые вещи Арцыбашева - «Санин» и «У последней черты». Лиц там нет - есть среда. Некие образованные молодые люди из провинциального города. Для них само собой разумеется, что они интересуются «революционными кружками» и рабочим движением. Это для них, как игра. Нечто вроде того, как мальчики времён Перестройки прибивались к металлистам и доказывали всему миру, что положат жизнь за 'Iron Maiden'. Во времена писателя Арцыбашева было модно считать себя революционным мыслителем, плехановцем, ещё каким-нибудь свободным эсэром и вечным социалистом без партбилета. Играться. А ещё у них было принято брать от жизни всё. Психология такого властелина Галактики. Но без Галактики.

    Не вишнёвый не сад. Не вишнёвый не сад. Не вишнёвый не сад.

    Правда, берут они от жизни как-то мало и скучно, ибо Галактика - это всё-таки не про них. Берут воровато и нервно, будто бы надкусывают с чужого пирога, чтобы хозяин не очень ругался, если что. В основном арцыбашевские мальчики берут невинных девушек, топчут их трепетные сердечки и оставляют потом на произвол судьбы. Некоторые девочки потом бегут топиться. Некоторые - остаются красиво страдать. Жизнь героев - ни о чём. Они просто копошатся в пыли провинциально-южного города и уныло надкусывают женщин. Думаете, это писатель был такой озабоченный, что у него весь смысл произведения сводится к единой формуле: жила-была девочка с ямочками и кудряшками, встретила симпатичного подонка, он её обольстил, бросил, а потом она страдала-страданула? Да нет. Просто писатель чётко словил Zeitgest своей эпохи и вывалил всё то, что постеснялся вывалить Чехов. Вернее, Антон Палыч сделал то деликатнее, описав судьбу Нины Заречной в двух словах: дева сбежала из дома, сошлась с Тригориным, затем он её бросил, а прижитый ребенок скончался.

    Арцыбашев состряпал бы из этого полноценный роман с описаниями. Но смысл един - им всем невыносимо скучно. Взять от жизни всё, быть ницшеанским зверем у мальчиков не получалось. Приходилось жить по Фрейду - брать штурмом «нижние этажи» и, увязая в соплях и лианоподобных виньетках Ар Нуво, говорить о Будущем Счастье. А с какой лёгкостью арцыбашевские герои самоубиваются! Это же просто эпидемия. Ну, порушенные художниками и усатыми офицерами, девушки-толстушки топились издревле, но почему так спокойно стреляются и вешаются студентики, художники и даже те самые офицерики с их сапогами и перманентной эрекцией (за неимением таланта к виньеткам)? Потому что незачем, ни о чём, не для чего. Герои эпохи всё время хотят сделать рывок, но всё уходит в разговоры или в унылое совокупление с последующим «похмельем». Чеховские три сестры хотят в Москву, долго хотят, невыносимо хотят. И не едут. Арцыбашевские герои тоже хотят светлой и прекрасной жизни, а в результате просто стреляют себе в висок или сбегают от всех, как Санин.

    Не вишнёвый не сад. Не вишнёвый не сад. Не вишнёвый не сад.

    И вот, пока они разговаривали, устраивали пламенные читки хороших книг, бежали совокупляться и потом - топиться в грязной тине, пришли те, кто знали, как и зачем. Они быстренько смели цивилизацию праздношатающихся Саниных, постреляли похотливых офицериков, пробили черепушки пухленьким смолянкам. И - стали растить свой Вишнёвый Сад - без стенаний, без фрейдизма и нытья. Хочешь в Москву? Давай! Хочешь небо в алмазах? Лети! «Через четыре года здесь будет город-сад!» Кто виноват, что Саниным пустили пулю в затылок - не в 1918, так в 1937-м? Они же сами и виноваты. Это они, по сути, убили царя и закопали идею монархии. С их восторженного согласия дворянин Ульянов взял корону, которая валялась на мостовой. Так что сетевым смолянкам плакать не о ком - не достойны. Да и сам Николай II что сделал для того, чтобы предотвратить случившееся? Понимаете, когда я вижу обложку толстовской вещички «Николай Палкин», обгаживающей Николая I, я недоумеваю - почему такие вещи имели хождение на территории Российской Империи? Твоих предков опускают, а ты молчишь? Идею монархии сводят к кликухам, типа Палкин? Тогда, не обессудьте, сир, Ваше место у параши.
  • Оставить комментарий

    Архив записей в блогах:
    Арбуз, лимонный сок, соль, старка Уж не знаю, для чего столько ножей — нас всего двое... Короче, первый арбуз в этом сезоне. Как его есть с солью, мы узнали и приняли ещё в далёком ...
    Поздно вечером 12 ноября прочитал в ленте ЖЖ любопытную новость о т ом, что в Эфиопии 11.11.14 якобы был украден так называемый Ковчег Завета (ссылку даю на вроде как оригинал сообщения. Описание истории на русском здесь ), в котором хранились скрижали с десятью заповедями, принесенным ...
    Только у лохушек нет фотографий с подогнутой ногой! Каждая уважающая себя няшка имеет на своей странице такие фотки. Если ни на одном снимке ты до сих пор не догадалась подогнуть ногу — искусство обольщения тебе неведомо, и ты никогда не найдёшь себе нормального мужика! Странно и нелепо ...
    Увидела во френд-ленте и поняла, что теперь не отвертеться от этой темы, все время мерцавшей на периферии сознания, обсуждаемой не раз с друзьями на протяжении многих лет, не дававшей покоя при всякой попытке анализа причин происшедшего со страной, в которой все мы, здесь присутствующие, ...
    Разделывал с сыном сломавшийся планшет, а там такое. :) ...