Не спи - кругом змеи


В аналогичной ситуации мы говорим друг другу "спокойной ночи". Но сон индейца племени пираха не может быть спокоен, как не бывает он и долог. Пираха не спят всю ночь, чтобы потом полноценно бодрствовать днём. Разделение суток на день и ночь для них существует сугубо на уровне "светло" и "темно". У пираха нет календаря, дней недели и ощущения времени в принципе в нашем понимании. Индейцы пираха спят по 15-45 минут за раз, а это уже не может не повлиять на общую картину мира. Прямо посреди ночи можно (и нужно!) проснуться и пойти на рыбалку. А потом вернуться и разбудить всю семью на поздний ужин (или ранний завтрак). Потом, конечно, можно снова поспать. Но всё равно не долго, потому что придёт бодрый сосед, который станет рассказывать, как видел в лесу злого духа, пока сам не задремлет. И так весь день. То есть сутки. Время пираха непрерывно, ведь когда спишь часто и понемногу, понятия "вчера" и "сегодня" становятся очень размытыми, если даже не невозможными.
В 2008 году вышла книга Дэниэла Эверетта "Не спи - кругом змеи".

Дэниэл Эверетт на фото справа. В 1978 он вместе со своей женой и тремя детьми отправился в амазонские джунгли для глубокого изучения языка пираха, чтобы затем перевести Библию и нести Слово Божье туземцам. Да, они, как и их немногочисленные предшественники, были миссионерами. Но у предшественников с этим делом как-то не сложилось. Поэтому, отправляя в сельву на берег реки Майей десант Эвереттов, их миссию долго готовили лингвисты. Дэниел получил профильное образование и был готов изучать язык с научной точки зрения, а не просто методом тыка.

Первые упоминания о пираха датируются XVIII веком. Индейцы были малочисленны, ничем примечательным (читай "полезным для цивилизованных людей") не отличались, сами интереса к прогрессу не проявляли и в особые отношения с цивилизацией вступать не спешили. В начале XX века ими заинтересовались антропологи, но довольно вяло, потому что язык у народа оказался - чёрт ногу сломит (три гласные и восемь согласных не располагают к лёгкому пониманию длинных и невероятно похожих друг на друга слов). Ну, а к 50-м годам к ним пришли миссионеры. И вот тут-то завертелось. Оказалось, что туземцы довольно необычные. Они не умеют считать дальше трёх, лексически не выделяют цвета, не имеют рекурсии в речи, у них сложное отношение с понятиями вчера\сегодня, свой\чужой, верх\низ и многие другие странности. И, главное, они ни в какую не понимают, как можно и зачем нужно верить в Христа.

Семейство Эверетта застало одно из племён пираха на том уровне отношений с внешним миром, когда всё, что им интересно у речных торговцев - это удобные майки\шорты\платья, ружья, мачете, рыболовные крючки и водка. Всё остальное пираха берут в лесу и реке. Впрочем, и тут их потребности довольно скромны. Хижины пираха строят крайне примитивные и не очень долговечные, сельское хозяйство ограничено полудиким выращиванием одного маниока, еда добывается охотой и рыбалкой. Заготовкой продуктов индейцы не заморачиваются, что поймают, то и съедят.

Пираха не носят украшений, не делают татуировок, не рисуют, дети почти не играют в игрушки, у племени нет космогонической мифологии, у них нет вождей и жрецов, они не вспоминают о прошлом и не задумываются о будущем. Они почти всегда веселы и смеются. Пираха обожают танцы и "театральные" постановки. Они живут здесь и сейчас. Пираха верят только тому, что видели сами или видел рассказчик:
— Эй, Дэн, а как выглядит Иисус? Он темный как мы, или светлый как ты?
— Ну, я сам его не видел. Он жил давным-давно. Но у меня есть его слова, — ответил я.
— А откуда у тебя его слова, если ты его сам не слышал и не видел?
Затем они давали понять, что если я сам не видел этого парня (и не в переносном смысле, а буквально), то мои истории о нем им неинтересны. И точка.

Прожив в общей сложности 7 лет в племени, Дэниэл собрал огромное количество научного материала, как никто другой до и после него. Он неплохо выучил язык пираха и даже перевёл часть глав Библии, как от него и требовалось работодателем. Но заинтересовали они... ровным счётом никого. Зато дневники Эверетта, его научные публикации и книги в свою очередь вызвали резонанс как среди узких специалистов, так и у широкой публики.

Впрочем, любопытен ещё один факт. Первая часть книги - рассказ о том, как Эверетты жили в племени. Это самая интересная часть с моей точки зрения. Там много интересных фактов, наблюдений и умозаключений автора. Вторая часть - лингвистическая, в ней автор долго и муторно рассказывает о языке пираха. Не специалисту (или хотя бы интересующемуся) там тоскливо (на самом деле очень тоскливо). А вот третья часть - внезапное признание автора спустя многие годы, своего рода каминг аут. В ней Дэниэл довольно коротко рассказывает о том, как вышло так, что, не сумев рассказать пираха о Христе и его учении, он сам в нём разочаровался.

Дикари. Как много в этом звуке. Недавно я писал о такой штуке как умвельт. Согласно этологического подхода, окружающая среда не просто формирует организм живого существа. Она влияет на восприятие им мира в целом. Окружающая среда может быть единым домом для множества живых организмов. Однако то, как воспринимают одну и ту же окружающую среду разные существа, может существенно отличаться. И эта разница и есть умвельт. У всех одна окружающая среда, но у всех свой умвельт. Процитирую Франса де Вааля:
Томас Нагель в 1974 г. вопрошал: "Каково это - быть летучей мышью?" - и приходил к выводу, что мы этого никогда не узнаем. Мы не можем проникнуть в частную жизнь других видов, утверждал он. Нагеля интересовало не то, как будет чувствовать себя человек, став летучей мышью; он хотел понять, как чувствует себя летучая мышь, будучи летучей мышью. Это действительно за пределами нашего воображения. Такую же стену между животными и человеком обозначил австрийский философ Людвиг Витгенштейн в своём известном высказывании: "Если бы лев мог разговаривать, мы бы его не поняли"
Пираха примечательны в первую очередь тем, что мир столкнулся с тем самым "говорящим львом". Пираха - такие же люди, как и мы. Они живут на одной с нами планете. Они живут в тех же джунглях, что и многие соседние племена. Но другие племена сегодня пользуются спутниковой связью. Другие племена смотрят фильмы и читают книги. Другие племена верят в христианского Бога. А пираха до сих пор не понимают, что изображено на фотографии, если её перевернуть вверх ногами. Умвельт пираха другой. И мы его стремительно теряем.

Численность племён пираха сокращается. Как бы пираха ещё ни выражали своё пренебрежение достижениями цивилизации, цивилизация уже перестала игнорировать пираха. Свою роль сыграли и книги Эверетта - количество желающих узнать индейцев поближе (как учёных, так и искателей приключений) существенно выросло. Жена Дэниэла, Керен, после развода с мужем не отступила назад и продолжила свою миссионерскую деятельность. Индейцев пытаются научить счёту, им навязывают медицинское обслуживание и прочие социальные блага. Защитить мир пираха в резервациях не так сложно, как сохранить их умвельт. На сегодняшний день Дэниэл Эверетт, пожалуй, единственный человек, подобравшийся к сокровенному знанию ближе всех. И, вероятно, последний.

В посте использованы замечательные фотографии из статьи "Люди без денег, чисел и прошлого" на Медузе. Статья рекомендуется к прочтению.
|
</> |