Не совсем о Мопассане.

В мои школьные годы Мопассан был под негласным запретом. Потому что его повествования часто содержат в качестве некой основы, вокруг которой разыгрывается психологическое событие, эротику, секс, словом ЭТО. Запретный плод сладок - находили и читали. Когда впервые столкнулся с любителем порассказать о своих романтических подвигах, с удивлением обнаружил сходство с классиком, ведь у него то же средство. Но быстро и неотвратимо наступило прояснение: средства и цель расходятся фундаментально.
Суть в том, что читателю неважно в какой мере психологическая подоплека привязана к самому Мопассану, потому что цель художника – чувства читателя. Подчеркиваю: эротика – средство, чувства – цель. Какие чувства? А на какие способен – это зависит от читающего. Хотя уже то обстоятельство, что человек раскрыл книгу… На другом полюсе то же средство, только в жесткой привязке к автору. Чувство тоже задано: слушатель должен восхититься рассказчиком и позавидовать ему. Кто-то завидует и восхищается. Большинство брезгливо отворачивается.
Когда пришло время, один человек своему сыну сказал примерно так: среди твоих сверстников - приятелей наверняка найдется или найдутся такие, кто будут живописать свои фантастические сексуальные похождения. Так вот знай заранее, что минимум половина - вранье. Но главное не это. Главное в том, что сегодня этот герой о ком-то рассказывает тебе то, чего нормальный человек не должен рассказывать вообще никому, значит завтра он расскажет кому-нибудь все что угодно о тебе, от грязных сплетен до сокровенных тайн, которые ему случилось узнать. А потому знай, что имеешь дело с морально ущербным человеком. И если общения с ним избежать невозможно, то всегда помни, что перед тобой потенциальный предатель и не вполне мужчина, несмотря на все его россказни.
Возможно, слова его были менее патетическими, но смысл я передал точно. При чем здесь Мопассан? Может и ни при чем. Его ведь теперь не читают. Наверно время другое.
|
</> |