не прикасайся ко мне

топ 100 блогов soncezajchyk03.07.2011 Noli mi tangere — один из самых жутких сюжетов ever.
Не только в евангелической живописи, а вообще, в истории этого странного человечества.
"Не прикасайся ко мне". Μή μου ἅπτου.

(Да, этот пост может оскорбить чувства верующих. Извините.)


Для меня в этом сюжете нет святости, нет высоты духа, есть только мужское осознание собственного морального превосходства, и неизбывное бабское отчаяние. И нет ничего хуже, что мог бы сказать мужчина — женщине. Хоть бог, хоть вася из лавочки.
Её, потрясенную, непонимающую, жаждущую, любящую, испуганную, — он должен был поднять с колен и обнять, и утешить, и целовать виски, а не играться в беленького мальчика. "Альо, подруга, ты забыла? Мой папа — мэр!"

Эту сцену рисуют уже веков 15 (от византийской иконописи), Она не дотягивается и не дотягивается, перегнутая пополам в своей страшной фрустрации, в своём непонимании и ужасе, который невозможно проговорить. Noli mi tangere. Вот мне интересно — они там что, все слепые? Или у некоторых это всё же своего рода намёк — дескать, смотрите, вот чему вы поклоняетесь? Ну хоть у кого-нибудь.

Он у всех художников разный: возмущение, испуг, кокетство, брезгливость, осуждение, поучение (вот где ужас), бескомпромиссное "Стоять! Да ты охуела, подруга!" — как у Ганса Гольбейна (одно из наиболее чудовщиных полотен в дискурсе. Смотришь и понимаешь: этот — гарантированно не даст).
В общем, — от "эй, альо, запачкаешь!" до "видите ли, мария, специфика половой жизни человека такова..."
Она, в сущности, везде одинакова — один и тот же просящий, умоляющий жест; самое страшное отчаяние любящей женщины — прикосновение, в котором отказано.

Много букв под катом. От "А я тут при чем?! Это всё папа!" до "Погоди, жонка, ща вот докопаю и разберемся".


Общее у Них всех (за исключением нескольких полотен фламандцев и из кватроченто) — Они удивительно неприятные. (Потому что не может быть приятным мужчина, отказывающий женщине, пусть даже под самым благостным предлогом.)

У Андре Абеллона, расписывавшего церковь св. Магдалины в Варе, Христос неприятно брезглив и неестественно выгнут. Да еще эта лопатка. Выкопался?
У Виллема Форхондта (?) крайний инфантилизм:  "Не, ну а я тут при чем? Это все папа!". А рядом плоды такие сочные. И гортензия, розы.
У Корреджо Он вообще дразнится. Он весь такой секси-бой, изогнувшийся в кокетливой позе, предлагающей и не дающей, а Её желания отнюдь не платоничны и, как по мне, очевидны.
У Понтормо Он жеманничает и тоже не скрывает брезгливости: "Полегче, бэйби, я весь такой чистенький". Она — чуть смелее своих коллежанок доятгивается до него с непосредственностью ребенка или деревенской девчонки. И что этой ей даст? Ничего, всё то же повеление "пойди и скажи братьям моим". Пойди и скажи, угу.
У Понтормо этот сюжет, по-моему, дважды, и во второй раз вообще кажется, что она ему говорит "зайка, клянусь, мои анализы в норме!", а он ей — "не свисти, подруга".
У Джотто (на той фреске, что в базилике св. Франциска в Ассизи) Христос как будто бы испуганно прикрывает гениталии, дёргается бедром и правым коленом — в том типичном телодвижении, на которое так легко спровоцировать любого мужчину. Захлопывающаяся раковина. Она же — в отчаянии таком страшном, что, кажется, последующие века живописи не смогли ничего к ней добавить. Жуткий тянущийся жест, прямо чувствуешь, как болит позвоночник, как напрягаются ладони, которые всё равно не прикоснутся. Ох, ну на то он и Джотто.
У Войцеха Герсона Христос стоит с видом моего приятеля Кирилла Гриши: "Нет, подожди, Мария, ты должна понимать".
А вот у Дж. Паоло Ломаццо, несмотря на нимб и прочую атрибутику, выражения лиц такие, что получается бытовая сценка взамен трагедии отношений. Он: "Погоди, старушка, щас на приём Наверх схожу". Она: "Эй, ну фигли же, я же тут уже три недели не люблена!"
Хотя, конечно, у кого она и правда бытовая, так это у Яна Брейгеля младшего. Она — очумевшая бабенка в своих овощах, Он — крепкий дядька с лопатой, с жестом "так, жонка, щас погоди, разберемся"
У Альберта Эдельфелта сцена вообще какая-то странно русская, и дело даже не в березах, и в его лаптях и немытых давно волосах, а в этом её испуганном молящем взгляде, глуповатом (правда, с какой-то простецкой хитростью, извините за оксюморон) лице.Он же какой-то осолбенно неприятный.
Джеймс Тиссо вообще зайка, он распластывает Её ниц, а Его делает уже совершенно потусторонним.
У Никола Пуссена Она тупо заревенная и нещасная, а у Мартина Шонгауэра вообще страшно трогательная, этот удивительно нежный жест — хотя бы взять ладошку в ладошку, хотя бы на секундочку. А Он вообще как китайский любовник у Маргарет Дюрас.

Разве что у Дуччо ди Буонисенья, если это не эффект старой краски, Ему как-то и вправду жаль, Он бы и да, но уже выше этого, у него в руках знамя революции.
Ещё у Якоба Йорданса хорошо: Он, крепенький мужичонка во фламандской шляпе, тянется в успокаивающем жесте. Но — там женщин трое, и он тянется к маме,"Мама, не волнуйтесь, всё уладится", при этом игнорируя робкое прикосновение другой Марии.
Ну и у Фра Анжелико: Ему как бы неловко за этот отказ, и Он вроде как с добром на нее смотрит, а она такая "ну так а что же мне делать?". Но Фра Анжелико вообще няшный.

У Тициана он откровенно подбирает полы своей хламиды, оттягивает их от ее тянущейся руки, а она на коленях, вот-вот рухнет, ну как может мужчина стоять и уклоняться, когда коленопреклоненная женщина тянется к нему прикоснуться?
Гравюра Бартоломеуса Спрангера (?):  он вообще красавчик, и такой "ах нет, даже не взудмайте".
Чиро Фери — вообще какое-то чудовищное "ой фу! нет, только не это"
На картине из Чивидале вообще страшная ржака из-за розовой рубашечки Христа.
У Дюрера прекрасен в шляпе и с лопатой (и может быть щелкнет по носу).
Франциско Энрикес  — у нее какое-то чудовищное "пожалуйста".
У Дэвида Вайна, скульптура Mary Magdalene Recognises Jesus, даже как-то комично: какое-то "ой-вэй, мария".
У Лавинья Фонтана — чудовищная барская снисходительность. Ну и шляпы еще эти.
А вот у Якоба Корнелиса ван Остзанена (сдохнешь, пока транскрибируешь) — какой-то до безумия прекрасный цирк уродов, и он не стесняясь гладит ее по голове.
Александр Иванов — святой пиздец. Она вот щас разорвется, а он весь такой накачанный и гордый величественный. И у него длинные указательный и средний пальцы ног. Почему?
Забавно на совместном полотне Янссенса и Вилденса: "все будет хорошо. щас вот докопаю и разберемся".
У Тинторетто все как-то величественно и без истерик. Он большой, все взвесит и разберется. Такое "погоди, Маш".
Перуджино: "Подожди, мне сходить перетереть надо. И ты к пацанам сходи". А она такая: "Слушаюсь, мой господин!"
У Веронезе внезапно не понимаю.
А есть же еще Юлиан де Врендт, где она вообще сумасшедшая, а он -- высокомерная аскеза;
и Герберт Густав Шмальц, хм, у которого, кажется, все будет хорошо: она пойдет своим путем, он своим, и как-то так вот и надо;
и жутенький Ганс Балдунг, и прочие,
в общем, тянуться и тянуться тебе, Магдалина.


Ну и есть еще странная версия, что La Vie Пикассо тоже основана на этом сюжете, и вот тут я уже не хочу знать, кто к кому и почему не должен прикасаться.

В целом же сначала этот сюжет ужасает, а потом раздражает. Как "Бесприданница": в юности ты страдаешь о несчастной её судьбе, а после двадцати пяти тебе просто хочется взять и набить барину морду, не разговаривая.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
В Европе уже давно, а в Питере пока ещё в новинку. И как бы в рамках транспортной реформы губернатора Беглова. На дверях установили светящиеся (на остановках) зелёные кнопки, на которые нужно нажимать, чтобы войти или выйти. Кто проспит на вход, это как бы его проблема. Но чтобы не ...
UPD: МО подтвердило потерю Ми-24, одного танка, 12 военнослужащих убитыми. Информации по раненным нет. Заявляется о потере противником около 100 комбатантов (убитыми и раненными), 6 танков, более десятка артиллерийских установок. Освобождены села Сейсулан (фото) и Талыш Тертерского р ...
Вам не кажется, что ее стилиста нужно расстрелять? источник ...
С какой стороны ни посмотри, но не воздать должное Владимиру #Путин ­у нельзя. Он исключительный «везунчик», и это – благо. Именно при нём России удивительно, фантастически повезло. Внешнеторговая конъюнктура широко улыбнулась нефтезависимой сверхдержаве , и мировые #цены на ...
В это Светлый праздник желаю вам мира и добра! Пусть сказка и чудеса наполнят ваш дом, пусть в нём царят радость и веселья, друзья будут рядом, а все несчастья обходят стороной. Счастья и благополучия друзья! ...