не пой, красавица, при мне

топ 100 блогов aeruphobia29.10.2023 не пой, красавица, при мне

когда в последний раз была в нашей Царицынской опере, то мне посоветовали сходить на "Сказки Гофмана" Оффенбаха.

и вот я удачно заглянула в афишу, и запланировала, и побывала на спектакле вчера, 28.10.2023.
и это действительно было замечательно.
посмотрев наскоро программку, увидела, что несколько уже любимых солистов поют в другом составе, но была заинтригована участием весьма опытных и ничуть не хуже. в итоге - все были молодцы.

либретто включает пролог, три картины по трем разным произведениям Гофмана и эпилог. антракт сделали после первой картины, которая, если сравнивать с википедией, должна быть третьей. но то, как вышло - мне показалось достаточно логично; к тому же эмоции шли по нарастающей, и это правильно.
вначале сюжет кажется не слишком четким, из-за чего первое действие выглядит несколько размытым, тем не менее музыкально интересным. в прологе нас приглашают в таверну, где веселая тусовка ожидает Гофмана, чтоб за кружкой послушать рассказы о его приключениях.

не пой, красавица, при мне
одна из лучших хоровых сцен - если не считать хоровод в таверне  с пением и приплясыванием

тут надо сказать, что оформление сцены весьма оригинально при всей его простоте. театральный художник Гарри Гуммель, родившийся в Караганде, живущий в Германии, а в промежутке работавший в Ленкоме, разработал декорации из огромных полупрозрачных плоских фигур, которые в разных сценах служат винными бутылками, или пузырьками с лекарствами, или убежищем мятущихся душ; возможно, также посудой для экспонатов своеобразной кунсткамеры. за ними прячутся хористы и статисты, видны их силуэты, исполняющие некий миманс.
в разных частях цвет бутылок меняется, как и общий колорит всей постановки, такая концепция.

не пой, красавица, при мне
Руслан Сигбатулин на фоне сценических бутылок

вся или почти вся мебель, барная стойка и рояль - прозрачные или зеркальные, что тоже работает на создание зыбкой, фантомной атмосферы. остальное, как теперь часто бывает, сделано световым оформлением, достаточно стильно и интересно. очень веселилась, когда при продаже розовых очков на стенах и бутылках возникли надписи типа ЫКМБШ и тд :)
также в начале на сцене появляется слегка демонический персонаж (по демонам и мачо у нас главный баритон Руслан Сигбатулин), желающий любить некую Стеллу и увести ее у поэта, в которого она влюблена.

а теперь представьте себе невысокую, полненькую симпатичную актрису.
сначала она появляется в огромном карикатурном рыжем парике, ведет себя вольно, задирая ножку из-под широкой юбки и охмуряя то одного, то другого с целью похитить тень в угоду третьему.

не пой, красавица, при мне
Джульетта с Никлаусом исполняют баркаролу

потом она предстает невзрачной, стриженой, одетой в скромное серое платье и с уродливой повязкой на глазах, в больничной инвалидной коляске. она мечется между возлюбленным Гофманом - который уговаривает ее не петь, ибо ее мать умерла от пения, а Гофман хочет создать с ней счастливую семью без всяких песен - и доктором, соблазняющим ее сценой и успехом.

не пой, красавица, при мне
Антония, которой нельзя петь, от этого умирают

и вдруг в третьей картине это - совершенно стимпанковский образ. это механическая кукла, поющая и играющая на арфе, вызывающая восхищение окружающих. в нее влюбляется Гофман: ему продали розовые очки, в которых он видит прекрасную живую девушку.

не пой, красавица, при мне
Олимпии принесли арфу

все это - наша местная прима, сопрано Анна Девяткина, обворожительная женщина и любимица публики. практически все основные исполнители играют в спектакле по 3-4 роли. она не просто очень разная в каждом образе, в ней бездна самоиронии. автоматон в ее исполнении - это чистый восторг, ее длинная ария трижды прерывалась аплодисментами в паузах, когда завод куклы кончался и она умолкала, требуя очередного пинка от мастера.
но смешной она была не всегда. во второй, трагической картине она пела такие дуэты с Гофманом и призраком матери, что я немножко утирала слезы.

а поскольку автоматона сделали из этой бедняжки, то последовательность картин обрела свою логичность.
кстати, вначале она исполняла с артисткой Филипповой (которая пела также мужскую партию Никлауса, искусителя и музы Гофмана, вообще-то одну из главных ролей) знаменитую баркаролу, про которую я совершенно не помнила, что она отсюда. хорошо исполнили, тихо и нежно, я даже в какой-то момент подумала, что Девяткина не в голосе, но потом она развеяла мои упадочнические впечатления.

не пой, красавица, при мне
Олимпия, более общий план

так вот, суть в том, что куртизанка Джульетта, певица Антония и автоматон Олимпия - три ипостаси некоей Стеллы, с которой и начался рассказ. этакой разносторонней женщины, в которую были влюблены разные ипостаси Гофмана (взятые из разных произведений вместо выведенных там персонажей).
и эти безумные увлечения под парами спиртного привели его к развоплощению души.

не пой, красавица, при мне
Руслан Сигбатулин в роли Коппелиуса, с ним Никлаус и еще кто-то,со спины не понять

стоит также отметить замечательные хоровые сцены и отличные подтанцовки от кордебалета, как правило очень смешные - монахини и санитары маршировали по сцене, задорно выкидывая ноги в разные стороны. поэтому нам казалось, что опера комическая, ну хотя бы местами, правда, про это нигде не написано, скорее наоборот.
тем не менее, хотя в целом сюжет достаточно поучительный и отчасти грустный, впечатление довольно светлое и жизнеутверждающее, и то, что Гофман вполне зловещий рассказчик, тут как-то не слишком педалируется. исполняет его роль, кстати, ранее мной не замеченный тенор Алексей Михайлов (он у нас не так давно поет), не слишком молодой и не слишком фактурный на вид, но как он играл и пел - я была очарована. у него тут огромная эмоциональная и вокальная нагрузка, и он просто великолепно все сделал.

не пой, красавица, при мне
Гофман опять не наш, наш не так живописен, как Виталий Ревякин, но все равно хорош

костюмы тоже хочется отметить - они не столько роскошные, сколько стильные, особенно стимпанковские. эти огромные шляпы, эти безумные окуляры, кожаные плащи, решетчатые кринолины и прочие радости - ну красота же. над костюмами работала московская художница Татьяна Кондрычина.

не пой, красавица, при мне
здесь не только Гофман не наш, но и Джульетта - Роксана Манвелова, молодая актриса, я ее пока нигде не видела
куплеты Олимпии в ее исполнении здесь


а спектаклю всего полтора года, он поставлен приглашенным известным оперным дирижером Михаилом Панджавидзе.

не пой, красавица, при мне
кадр  подготовки декораций

добавлю, что все было исполнено на французском языке, который я не так чтоб знаю, чтоб оценить произношение, но мне показалось, что все сделано как минимум старательно и выглядело естественно. перевод у нас обычно выдают субтитрами под потолком.
проверяла в день спектакля - зал был раскуплен на 100%. очень рада за наш театр. он еще молод, небогат, но в нем есть отличные голоса, оркестранты и оформители, я надеюсь, у него хорошее будущее. люблю нашу оперу, даже если иногда придираюсь.

не пой, красавица, при мне
исполнители самых главных партий - Анна Девяткина и Алексей Михайлов

все фото взяты из интернета, большинство с официального сайта театра. к сожалению, съемок спектакля полностью в нашем составе не нашлось. если появятся - добавлю. видела около сцены человека с камерой.

для особо культурных бегемотов и прочих любопытных - программка.
и еще небольшой бонус.

прошу прощения, днем сфотографировать не вспомнила, а теперь фото лампой засвеченное получилось. но смысл понятен - выглядит элегантно, либретто подробное. фото кликабельны.

не пой, красавица, при мне не пой, красавица, при мне не пой, красавица, при мне

для контраста покажу скриншот кусочка интервью, взятого нашим муниципальным тв, с их сайта.
я тут не стала все ляпы подчеркивать, там почти все безграмотно - только самое прекрасное.
это фрагментарная текстовая запись с видео, которое вот тут - достаточно интересное. режиссер, кстати, очень четко выговорил - до суперколоратуры. но где ж им бедным посмотреть, как оно пишется?

не пой, красавица, при мне

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Искусственные параллели по средам Тем временем культурная жизнь в Европе продолжается, своим чередом идут выставки, кинофестивали, премьеры новых постановок опер, празднование юбилеев. Чтобы быть в курсе самых интересных событий, будем наблюдать за европейской культурной жизнью ...
Поэтому я не буду жаловаться на погоду) Снега нет, зато есть дождь и ветер в больших количествах. Это гости с северной Атлантики к нам пожаловали. В последнее время всë больше парами ходят, друг за другом - только одного выпроводили, вздохнуть не успели, а на пороге уже следующий. ...
...
Олег Ляшко заявил, что Турчинов "дал команду задействовать для борьбы с агрессором Вооруженные Силы". В своем Фейсбуке он написал: "Наконец-то! Мочить диверсантов и террористов по-черному! Чтобы ни у кого и мысли не было посягать на территорию Украины". Турчинов назвает сторонников ...
Примечательный эпизод случился в субботу, 13 июля 2024 года, в Санкт-Петербурге. Рядом с ЖК «Чистое небо» на севере Приморского района произошла перестрелка между двумя группами вооруженных людей. СМИ писали, что злоумышленники применили автоматическое оружие, но затем выяснилось, что ...