"Не могу купить "Фому". В чём дело?.."
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Во-первых, как ни странно, есть масса мест, где и нас, и другие московские и питерские издания не знают. Далеко не всегда настоятель храма и продавец в церковной лавке являются живо интересующимися периодикой людьми, такими помешанными на чтении интеллигентами. Это, кстати, иногда даже очень хорошо -- хотя чтение для заходящих в храм всё равно не становится от этого ненужным.
Во-вторых, торговля периодикой приходам не выгодна. На самом деле, единственным серьёзным и стабильным источником средств (кроме прямых пожертвований, естественно) является только свечная торговля. Даже золото-серебро отнюдь не всегда может "конкурировать" с обычной свечечкой. А книги и тем более журналы с газетами... Они занимают много места, которое есть далеко не у всех. Продажи часто весьма скромные, к тому же они нестабильны: зависят от конкретного изображения на обложке и ещё массы всяких имиджевых вещей. Доходы с проданного экземпляра в бюджете прихода нечувствительны.
Так что, если мы с вами часто всё-таки видим журналы и книги в церковных давках, то зачастую надо сказать спасибо настоятелям либо активным работникам на приходах за то, что они сознают важность просвещения чтением. Хотя иногда это понимания может быть своеобразным -- и в этом случае на витрине могут оказаться издания, просто дикие по содержанию. Увы. И отсюда проистекает...
В-третьих: решение о том, нужна ли вообще на приходе журнальная торговля -- это личный выбор ответственных лиц на приходе, к тому же подвергающийся корректировке со стороны разных людей в благочинии и на епархиальном уровне.
В четвёртых, торговля газетами и журналами для православных торговых организаций -- также дело невыгодное и по сути убыточное. Для нормальной работы с периодикой нужны мощные затраты на информирование и рекламу, на создание удобных форм заказа, на связь, складирование и логистику.
Светская периодика (которая, кстати, тоже зачастую "еле дышит" вынужденно вкладывает огромные средства в агентства распространения, делая их работу рентабельной. А сами покрывают эти огромные траты размещением дикого количества рекламы. Ничего похожего православные издания (которые, кстати, за одним-двумя исключениями более чем на 50 процентов "живут"за счёт доноров) не делают. И делать не смогут, даже если осознают, что свои агентства надо поддерживать. Им просто нечем покрыть такие расходы -- читатель не поймёт ситуации, когда в "Фоме" первый разворот рекламирует "Тойоту", а почти каждая правая полоса напротив статьи о Евангельских заповедях или христианским мучениках окажется посвящена рекламе парфюма, женского белья и т.п.
В-пятых, не существует единой службы распространения церковной периодики, которая была бы достаточно сильна, чтобы снять все проблемы, связанные с заказом и доставкой периодики. Есть лишь одно организация, ИД "Димитрий и Евдокия", которая стратегической целью ставила и ставит налаживание такой работы. Но поскольку распространение периодики дело вообще-то крайне затратное и невыгодное, то ДиЕ вынужденно дрейфует всё к той же книготорговле. Она НИКОГДА и НИ ОТ КОГО не получала серьёзной поддержки - ни методической, ни материальной - чтобы хоть как-то "встать на ноги". Более того: поскольку инвестиций в эту службу никто не делал, она воспринимается как маргинальная, хотя в этом нет вины работающих там людей.
Я всеми силами стараюсь сейчас убедить моих коллег, что отношение к этой организации несёт урон делу церковного просвещения, что нельзя к работе с прессой относиться как к коммерчески выгодному. Посмотрим, что будет -- у меня большая надежда на то, что Синодальный информационный отдел дойдёт до этого вопроса. Главное, чтобы ДиЕ не рухнула раньше или не бросила свои попытки заниматься периодикой и не стала "нормальной" фирмой по православной КНИГОторговле.
В-шестых, нет единой мощной системы доставки периодики на приходы. Есть масса разных вариантов -- которые все вынужденно игнорируют почту (потому что дорого и муторно). Возят на личных машинах; развозят от случая к случаю на ГИЗиках нескольких крупных православных магазинов; договариваются с проводниками в поездах... Это даже менее налаженный процесс, чем челночный бизнес девяностых годов.
В-седьмых, хотя издания, конечно же, заинтересованы в том, чтобы их распространяли как можно шире, но прямой экономический интерес отсутствует и у них. Отпускная цена большинства изданий ниже себестоимости в разы (!), и даже при резком росте тиражей даже выход на окупаемость рисуется как туманная перспектива. Зато ситуация, когда меценаты скажут, что у них нет средств оплатить увеличившиеся затраты, более чем реальна. Кроме того, торговля (особенно светская, но иногда и церковная тоже) часто задерживает или даже не возвращает средства за проданные тиражи. А ещё есть проблема возвратов непроданного и так далее. Словом, экономически это невыгодно пока ни одной из сторон.
В-восьмых, учитывая всё вышеизложенное, руководство газет и журналов всё большие надежды связывает с понятным и намного более перспективным для них инструментом -- подпиской. И они меньше энергии вкладывают в розничную торговлю.
У подписчиков православной периодики сейчас масса привилений по сравнению с покупателями. Они могут быть уверены, что не пропустят ни одного номера. Они не вынуждены выискивать издания по церковным лавкам, в которых иногда ничего и нет. Они (особенно если подписаны по редакционной подписке,а не через агентства) платят по всей России одну и ту же цену за издание, независимо от того, на Камчатке живут или в Курске -- в то время как с ценами в рознице в разных регионах иногда творятся просто жуткие вещи.
Наконец (на опыте "Фомы" могу сказать) -- они часто сталкиваются с хорошими сюрпризами. Например, с присылкой дополнительных спецвыпусков, которые редакции заказаны и оплачены теми, кто спецвыпуски заказал. Если опять-таки брать "Фому", то в отличие от очередных номеров, которые то нравятся, то не нравятся читателям, все спецвыпуски вызывают только положительный отклик. Потому, что в отличие от основного журнала, где материалам часто ужасно "тесно", простор спецвыпуска позволяет исчерпывающе раскрыть тему.
Так что, получается, и для издания, и для читателя больше проку от подписки, чем от розницы. И это тоже влияет на поведение редакций...
Вот так, если писать коротко.
|
</> |