Не имеющий аналогов "Бегемот-2"

топ 100 блогов fonzeppelin18.08.2024

Всякий раз, когда в военно-технической дискуссии мне встречается «не имеет аналогов», я сразу вспоминаю пресловутого «неуловимого Джо». Который, как известно, неуловимый потому, что на фиг никому не нужен. 

Не имеющий аналогов Бегемот-2

Это не так чтобы плохо само по себе — например, нечто может быть создано под специфическую доктрину или специфические условия, которые мало у кого встречаются. И тем самым быть нужным и полезным для своих создателей, но едва ли для кого-то иного. Но очень часто бывают случаи, когда под видом «не имеющего аналогов» пытаются выдать нужду за добродетель вынужденную ситуацию за достижение.

Операцию «Бегемот-2» очень любят представлять как раз как «не имеющую аналогов». Для не знакомых с вопросом, поясню, что операция «Бегемот-2» была учениями советского флота 6 августа 1991 года, в ходе которых субмарина К-407 (проект 667БДРМ «Дельфин») запустила залпом полный свой боекомплект — шестнадцать баллистических ракет Р-29РМ. Это был первый в истории случай, когда подводный ракетоносец полностью израсходовал свой боезапас (пускай и на учениях), и некоторые личности очень любят уверять, что «Бегемот»-де демонстрирует полное превосходство советского оружия над американским — ведь американцы (а равно англичане и французы) никогда не запускали залпом более четырех ракет с подводной лодки.

И тут встает вопрос — а почему, собственно?

Чтобы разобраться в вопросе, давайте немного поговорим о различиях между американскими и советскими баллистическими ракетами подводного запуска.

Американские баллистические ракеты подводных лодок (UGM-27 «Поларис», UGM-73 «Посейдон», UGM-93 «Трайдент» и UGM-133 «Трайдент-II») были твердотопливными и запускались методом «холодного пуска». . При запуске ракеты, из шахты субмарины ее выталкивало сверхдавление газов от порохового газогенератора («холодный пуск»): собственный двигатель ракеты включался уже после того, как она пронизывала толщу воды и оказывалась в воздухе. Запуск также был «сухим» — ракетная шахта была закрыта специальной пластиковой мембраной от проникновения в нее воды, и стартующая ракета просто разрывала мембрану.

Старт ракеты
Старт ракеты "Поларис А3" с погруженной подводной лодки. Ракета, выброшенная из шахты стартовым газогенератором, зажигает двигатель уже в полете. Интересно отметить, что ракета взлетает не вертикально, а под небольшим углом — специально, чтобы в случае отказа двигателя, ракета не упала на субмарину.

О чем это все говорит? Попросту о том, что американские ракеты были проще и безопаснее в обращении. По сути дела, они представляли собой толстостенные стальные трубы, с зарядами твердого топлива внутри — прочные и механически простые. Во время хранения в шахте, тот же «Поларис» был полностью инертен; его двигатель не был подвержен опасным поломкам, его топливо не давало утечек и уж точно не самовоспламенялось произвольно. 

Схема ракеты
Схема ракеты "Поларис"

И процедура запуска ракеты — утрированно — сводилась к тому, чтобы просто выпихнуть ракету за борт.  Все, что требовалось для безопасного пуска, это чтобы сработал газогенератор и вытолкнул ракету из шахты. После этого ракета могла нормально взлететь, могла отказать, могла вообще взорваться при зажигании двигателя — но все это происходило бы уже вне субмарины, и саму подводную лодку совершенно уже не затрагивало.

Советские баллистические ракеты подводных лодок (Р-27, Р-29, Р-29Р, Р-29РМ — по сути, все, кроме Р-39) были жидкотопливными — работающими на самовоспламеняющейся топливной паре. И запускались они методом «горячего пуска», то есть ракета включала двигатель первой ступени прямо в шахте субмарины, заполненной предварительно морской водой. 

Старт ракеты Р-29РМУ-2 с субмарины в надводном положении.
Старт ракеты Р-29РМУ-2 с субмарины в надводном положении.

В практическом приложении это означало, что советские ракеты были гораздо сложнее и опаснее в обращении. Жидкостные ракетные двигатели представляют собой механически сложные изделия, со множеством потенциально подверженных выходу из строя компонентов. Использование в них самовоспламеняющейся топливной пары (азотный окислитель + несимметричный диметилгидразин) создавали значительный риск аварии при утечке любого компонента; взрыв ракеты в результате просачивания забортной воды в шахту, погубивший в 1986 году лодку К-219, был не единственным таким инцидентом. И даже не первым на К-219.

Запуск советских ракет был сложной и опасной процедурой. Для запуска, шахту требовалось заполнить морской водой — параллельно наддувая баки ракеты, чтобы ее не сплющило давлением. Любая ошибка или сбой в этот момент могли привести или к разрыву ракеты (если давление в баках превышало забортное), либо к тому, что ракету бы попросту раздавило. 

Схема ракеты Р-29
Схема ракеты Р-29

Последующий запуск двигателей в заполненной водой шахте тоже был далеко не самой безопасной процедурой. Любая поломка или утечка могла привести к взрыву ракеты прямо внутри субмарины. Но альтернативы не было — хрупкая конструкция жидкостной ракеты вряд ли пережила бы «пинок» при запуске с газогенератора, или сотрясение при входе в воду через мембрану.

Теперь, когда мы немного разобрались с особенностями ракет, попробуем разобраться — почему же уникален «Бегемот-2»? И довольно легко понять, что этот конкретный Джо был неуловим ровно потому, что никому больше не был нужен.

Зачем вообще нужны были испытания «на полный залп»? Чтобы подтвердить, что субмарина в принципе может это сделать. А если встает необходимость в таком подтверждении — то, следовательно, должны существовать и обоснованные сомнения, что она это может:

* Американцы не сомневались, что их субмарины смогут отстрелять полный боекомплект. У них попросту не было реальных оснований думать иначе. Как я уже упоминал выше, для безопасного пуска им достаточно было чтобы сработал газогенератор — и выпихнул ракету из шахты. Конечно, ракета после этого вполне могла и отказать (и таких случаев было немало) и не запуститься нормально. Но это никак не мешало субмарине приступить немедленно к запуску следующей ракеты. Иначе говоря — у американцев не могла возникнуть ситуация, когда проблемы при запуске ракеты мешали запустить следующую.

* Советские же моряки находились в гораздо более сложном — и опасном — положении. Запуск жидкостных советских ракет требовал множества комплексных процедур. И любая ошибка или поломка вполне могли привести к аварийной ситуации. Причем угрожающей не только последующим запускам, но и самой субмарине. 

Не имеющий аналогов Бегемот-2

За примерами, как говорится, далеко ходить не надо. Циферка «2» в названии операции ясно говорит о том, что помимо второго «Бегемота» должен был быть и первый. И действительно, первая попытка осуществить отстрел на учениях всего боекомплекта была предпринята субмариной К-84 в 1989 году. И результаты как-то не вдохновляли; из-за отказа датчиков давления, наддув баков готовящейся к пуску ракеты вовремя не остановился, и баки разорвало. Смешавшиеся топливные компоненты самовоспламенились, давление газов выбило крышку шахты, разлетевшиеся обломки повредили корпус субмарины. Благодаря грамотным и точным действиям экипажа, пожар удалось быстро ликвидировать, но операция была сорвана.

Иначе говоря, первая попытка подтвердить способность советских субмарин провести залп всем боекомплектом наглядно продемонстрировала, почему у адмиралов не было уверенности в такой способности. А ведь речь шла об одном из ключевых компонентов советской ядерной триады. Неуверенность в том, что советские субмарины могут успешно запустить свой боекомплект — ставила под сомнение их эффективность как средства ядерного сдерживания.

Повреждения субмарины К-219 после взрыва ракеты в шахте.
Повреждения субмарины К-219 после взрыва ракеты в шахте.

Сказывалась и другая проблема — разница в принципах комплектования экипажей. Американский флот придерживался принципа двух сменяющих друг друга полных экипажей («синего» и «золотого») для каждой субмарины, что позволяло максимизировать ее время патрулирования без переутомления моряков. Советский же флот придерживался стандартного принципа постоянных экипажей, что ограничивало и продолжительность пребывания в море и увеличивало нагрузку на моряков. Которым и так приходилось работать с куда менее надежным и куда более опасным оборудованием, чем их заокеанским оппонентам.

Подводя итоги,  мы приходим к печальному выводу. «Бегемот-2», будучи, несомненно, успехом советских подводников, не свидетельствовал ни о каком техническом превосходстве. Наоборот, сам факт необходимости таких испытаний наглядно демонстрировал значительные технические проблемы советского флота — вынужденного оперировать техникой более сложной в обслуживании и опасной в эксплуатации, нежели у оппонентов. 

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Грузинское министерство по делам беженцев и расселению предоставило статус ...
Нас заливает дождями. Но в новостях видели, как страдают пешеходы на обледеневших дорогах. Дома снова ремонт. Долго об'яснять. Для оформления документов на дом, мы должны были восстановить стены, которые мы снесли 15 лет назад, надеясь, что, уплатив штраф, сможем оформить задним числом. ...
Как вы знаете, на пике паники в тг-каналах во время вторжения ВСУ в Курскую область, Апти Алаудинов и Рамзан Кадыров подтвердили свои прогнозы о том, что СВО закончится в этом году нашей победой. Многие поспешили обвинить их в «выдавании желаемого за действительное». Но так ли это? ...
Полтора миллиона просмотров за сутки. nikto001 навел, пришлось порыть ...
Сегодня Вселенская родительская суббота. В христианстве Родительская суббота — особый день поминания всех умерших христиан, но прежде всего родителей. В церквях  проводятся специальные богослужения.  В этот день необязательно ехать на кладбище, достаточно сходить в церковь ...