"Не играйте с чудовищами" Заур Газиев

топ 100 блогов pcnariman29.10.2010 Теги: Медведев Дагестанская политическая жизнь всё больше походит на бег по кругу. Уже и участники постарели, и время изменило всё, что находилось вне этого круга, а круг всё никак не останавливается и затягивает в себя время от времени новых участников, изредка вынося вперёд ногами старых. Причём любые усилия вырваться из этого движения в конечном итоге приводят к тому, что этот процесс становится всё быстрее. Если раньше была какая-то надежда, что этот круг вырвется в спираль, движение по которой идет наверх, то сейчас надежд на это практически не осталось. Мы уже крутимся на краю пропасти и ждём, пока всё, за что мы ещё как-то держимся, покатится вниз со всеми нами.
Управление гневом
Но, впрочем, это сравнение, как и все остальные, хромает, потому что мы из этого круга всё-таки иногда вырывались в спираль. Только двигались, к сожалению, в обратном направлении. Дагестан, даже пребывая в составе Российской Федерации, умудрился в последние десять лет уверенно откатиться назад. Причём так далеко, где мы никогда не были. Вестернизация шестидесятых–семидесятых сейчас кажется полным сюрреализмом. Глядя на архивные съёмки махачкалинских улиц, видишь девушек в мини-юбках, движение городского общественного транспорта, фонтаны, парки и скверы. И самое главное, видя совершенно других людей, понимаешь, что в рамках этноса произошла катастрофическая смена ценностных ориентиров. Сейчас даже во взглядах людей нет той лёгкости и беззаботности, что тридцать-сорок лет назад. А если конкретно, то мы пошли не по-турецкому и даже не по-иранскому пути - развитие событий в Дагестане идет по афганскому сценарию. Глядя на перемены, произошедшие во внешнем облике Махачкалы, ловишь себя на мысли, что если бы у нас были те древние гигантские изваяния Будд, как в Афгане, у нас бы их тоже непременно расстреляли.
О том, что Москва плохо понимает происходящее в Дагестане, уже как-то и писать неудобно. Страна, гордящаяся своей интеллигенцией и интеллектуалами, когда речь идёт о ее южных территориях, просто теряет разум. Выбор вариантов, предлагаемых федеральным центром, крайне не велик и ограничивается либо забрасыванием деньгами, либо забрасыванием бомбами. Такое чувство, будто Москве не интересно, что и в том, и в другом случае результат отвратительный. В одном варианте - это полное развращение, растление и коррупция правящих элит и как следствие протестные настроения граждан, подбираемые религиозными фанатиками. Ну, а в варианте с бомбардировками - это уже откровенное озлобление и объединение всех обиженных под зелёными знамёнами. Как бы ни возмущался президент Медведев, утверждая, что Дагестан - это часть России и не нужно искусственно разделять россиян, к сожалению, у людей, живущих в Дагестане, уже давно такое чувство, что мы живём в другой стране. Возможно, прочитав работы Льва Гумилёва, Дмитрий Анатольевич поменяет свою точку зрения, но сейчас мы видим, что Россия стремительно теряет Дагестан пока только на ментальном уровне. И это, увы, начало других процессов. Нас несёт в иную сторону от цивилизации. Дагестан всё больше радикализируется и внутренне становится качественно другим. Почему так происходит? Прежде всего, нужно было бы разобраться в метафизике этого явления и хотя бы себе сказать правду. Чтобы остановить эти процессы, не стоит применять подходящие для остальной России меры решения проблем. Природа дагестанского кризиса совершенно иная. Сегодня мы имеем воссозданную в рамках одной федерации феодальную систему взаимоотношений. Почему?
Главное - манёвры!
Впрочем, всё по порядку. В Дагестане, как и в других республиках Северного Кавказа, слишком долго и усердно создавали видимость спокойствия, при этом мало заботясь, чтобы все процессы происходили в рамках закона. Федеральный центр проявлял равнодушие к тому, чтобы демократические процедуры исполнялись по сути, а не формально. К примеру, дагестанские выборы. Москве достаточно уже одного того, что не взрывают и не слишком много убивают. Прошли выборы? Ну и слава Богу! При этом никого не волнует, что целые районы узурпированы местными феодалами. Что результаты выборов подтасовываются, что отдельные семейства веерно целыми тухумами захватывают все более или менее значимые должности на территории, которая им практически отдана на откуп. В Москве поднялся шум по поводу деятельности лужковской жены.
В Дагестане всё это в гораздо более страшных масштабах. Человек при власти пристраивает всех своих родственников, беззастенчиво забивая все властные ячейки. Глава администрации может сделать всё что угодно, потому что, к примеру, в милиции сидит его брат, в прокуратуре - дядя, директор школы - вторая жена, в больнице - любовница и так далее. Ещё одна особенность дагестанской властной вертикали - это то, что те, кто при коммунистах сидел во власти, и сегодня сидят в тех же кабинетах. Обновление элит произошло только в девяностых, когда на волне националистическо-религиозных движений поднялись полубандиты, полуаферисты, полуменеджеры, полуфункционеры. Причём ни их криминальное прошлое, ни провальные результаты деятельности никак не повлияли на присутствие во власти. Произошло сращивание криминальных кланов и партийно-номенклатурной элиты. Сегодня они реальные хозяева Дагестана. У них нет разве что права первой брачной ночи…
Только смерть разлучит их
Когда-то в начале девяностых, когда власть растворилась как рафинад, а милиция с заходом солнца пряталась с улиц Махачкалы куда подальше, руководитель Дагестана Магомедали Магомедов вынужден был забирать во власть людей с, мягко говоря, жуткой репутацией. Что представляли собой эти люди, в Дагестане все хорошо помнят. Просто бандиты и мафиози с националистическими лозунгами. Но в отличие от республиканской власти у них был подконтрольный им бизнес, были собственные вооруженные формирования, и они были способны многотысячной вооруженной толпой приехать на главную площадь Махачкалы с требованием своей доли общественного пирога.
Конечно, можно было пойти по чеченскому пути и, не вступая в диалог, начать с ними войну и - сделать из них полевых командиров. Но председатель Госсовета Дагестана выбрал мирный вариант – он стал забирать их во власть, таким образом умиротворяя их. Какое отношение неоднократно судимый Махачев имел к дагестанской нефти? Никакого! Но в качестве умиротворительной меры «Дагнефть» вполне сгодилась (потом было депутатсво в Госдуме, потом - постпредство Дагестана в Москве). И такая же ситуация со многими, кто сегодня определяет политическое лицо Дагестана. Конечно, это были вынужденные решения, но они хотя бы гарантировали внутреннюю устойчивость дагестанской социальной пирамиды и то, что потенциальные маргиналы будут подчиняться хотя бы каким-то правилам и не уйдут вместе со своими молодыми, бедными, но вооруженными родичами в горы или в лес.
На какой-то момент задача была решена, спокойствие установлено. Но прошло время, и от бандитов во власти нужно было избавляться, к тому же их молодые вооруженные родичи уже были не столь молоды, разбогатели, обзавелись семьями, погрузнели и уже не очень хотели рисковать своим положением. Однако тихое избавление от чудовищ вовремя не произошло. Ставка на то, что они сами перебьют друг друга, не оправдалась. Выжили сильнейшие. Перебив самых неосторожных и опасаясь покушения в любой момент, они и сейчас ездят по Дагестану с целой армией охранников. К тому же бандиты через некоторое время начали всюду на должности сажать своих родственников. А их никто не мог ограничить в алчных порывах. Их просто все боятся. Дети чудовищ, обзаведясь внешним лоском, но по сути оставаясь чудовищами, они вместе со своими родителями превратили Дагестан в коррупционный Лаокоон. Не осталась в стороне и старая партийно-номенклатурная элита. Она тоже обзавелась всеми бандитскими атрибутами и всячески старалась внешне от них не отличаться. Особенным шиком в их рядах были браки их детей с отпрысками чудовищ. К концу девяностых Дагестан уже был заражен теми болезнями, которые сегодня у нас отдаются терактами и кошмарными спецоперациями. Знали тогда в Москве, что происходит в Дагестане? Знали! При этом активно заигрывали с дагестанскими бандюгами, активно продавая им республиканские должности, вешая на них реальные и нереальные награды.
Война в виде выборов
Вам всё ещё не понятно, что происходит в Дагестане? Обычная война. Война за куски бюджетного пирога. Любые выборы в Дагестане - это, по сути, борьба за отстаивание своего источника дохода. К тому же вчерашние бандиты поделили Дагестан на сферы влияния. В Дагестане произошло самое страшное из всего того, что могло произойти, - мы получили самовоспроизводящуюся систему зла. Практически у нас - власть худших.
На самом деле в большинстве дагестанских регионов выборов нет не потому, что нам этого не нужно, а потому, что никто не рискнёт зайти на территорию, где кормится местный феодал. Почему в Махачкале выставился только Саид Амиров и люди из его конюшни? Потому, что все остальные просто испугались: вдруг последуют туда, куда отправились все враги этого человека. Шестнадцать покушений на Амирова - это уже репутация! При этом уже никому не интересно, что Махачкала это - сплошная улика и живое обвинение в профессиональной несостоятельности действующего мэра. В Кизляре могут выставиться только люди Сайгида Муртузалиева; в Хасавюрте могут сунуться во власть только буртунайцы. Система работает как часы, уничтожая иной вариант развития событий. Чуть что - вылезают чудовища со своими националистическими лозунгами. Хочет ли Москва навести порядок? Не верю! Терпела бы, к примеру, российская власть Мишку Япончика во главе хотя бы Рязани? Сомневаюсь.
Пусть кто-нибудь после этого докажет дагестанским гражданам, что мы живём в одной стране с Дмитрием Медведевым. А если ко всей этой истории прибавить, что время от времени из Москвы шло стравливание правящей верхушки и кого-то из местных феодалов. И начинается взаимный слив компромата, подкупа федеральных… И без того насыщенная политическая жизни внутри Дагестана плавно переходит в состояние войны. Примерно так, как это было, когда хасавюртовского мэра активно подталкивали к открытому противостоянию с председателем Госсовета Дагестана. Потом эту же схему повторили с Муху Алиевым и Саидом Амировым.
Каковы последствия всего этого? Граждане, уставшие от коррупции и бардака, просто бегут тысячами под крыло различных религиозных групп, в том числе тех, что мы называем экстремистскими. Люди не верят, что государство в том виде, в котором оно сегодня есть, способно улучшить их жизнь или хотя бы навести порядок.
Заколдованный круг
Мы на самом деле оказались в заколдованном круге. В течение многих лет нет никакой сменяемости элит. Необходимо избавляться от бандитов, пришедших на волне девяностых, а также доставшихся нам в наследство от совдеповского прошлого. Это нужно сделать ещё и потому, что в среде дагестанских чудовищ сейчас стало модно держать своих людей в среде лесных братьев, отдавать закят на джихад и всячески поддерживать религиозников самых разных мастей. Сегодня они - одна из главных заинтересованных сторон в сохранении нестабильности в Дагестане. Они могут ловить рыбку только в мутной воде.
Молодому дагестанскому президенту нужно избавляться от этого злого наследия. Иначе людей, которые избирают вооруженные формы протеста против существующего положения дела, станет слишком много. Я не считаю, что эти люди поступают правильно, но в их случае реакция совершенно понятная.
Федеральному центру нужно для начала понять, что в Дагестане живут люди, и, как и в любом человеческом социуме, здесь действую свои законы, нарушение которых в случае с Дагестаном приводит к массовой талибанизации общества. Москва должна ужесточить требования к соблюдению Закона в Дагестане. Внутренних ресурсов для наведения порядка в Дагестане нет. Не уйдёт Саид Амиров с поста мэра Махачкалы никогда! Сам он этого не сделает. Не поймёт Махачев, что время, когда он сидел на трибуне, закончилось. И со всеми остальными то же самое. Только усиление требований к соблюдению законности на выборах, только требование чистки рядов номенклатурной элиты от бандитов, мракобесов и коррупционеров смогут хоть как-то привести Дагестан к сносному существованию. Необходимо менять правила игры, законы, необходимо искать нетривиальные и по возможности бескровные решения. Нужно возвращать Дагестан в поле действия европейских гуманитарных ценностей.
Москва должна понять, что взрывы в московском метро - это последствие системных ошибок. И не исправлять их нельзя. Иначе на южном подбрюшье России появится такая опухоль, что ампутировать её п

Оставить комментарий

мао 26.11.2010 01:23
дагестан продали керимову,а это все следствие
Архив записей в блогах:
Память-птица, память-птица Может в сердце затаиться, Может долго не тревожить, Может вовсе не вспорхнуть. Память-птица, память-птица Копит годы, копит ли ...
В этом году зима выдалась холодной. Даже на юге Приморского края в конце декабря неделю стояли холода до минус 25, а потом еще и в Крещение вернулся холод.  По наблюдениям старожилов  нас еще ждут китайские морозы, это потому что они бывают во время восточного Нового года. ...
Ну и жара сегодня!!! Современные здания давно уже стали выражением оригинальных дизайнерских идей, а не только местом для жилья. Поэтому такой концепт явление нормальное и даже ожидаемое. Дизайнеры проекта Water-Scraper предлагают строить, дома ...
Удлиненный жакет без застежки, вязаный спицами красивым рельефным узором пригодится при переменчивой весенней погоде. Его можно использовать вместо пальто при потеплении, или накинуть как жакет в прох ...
Эта картинка-заставка увенчивала все ордонансы Людовика XV. Вопрос: по какому признаку её можно безошибочно отнести к Франции, к французской армии? UPD: это не задача для пятилетних детей "Назови все предметы на ...