Не Амстердамом единым
varlamovru — 09.07.2022 -=Реклама. Пост оплачен=-Я обожаю Амстердам с его трамваями и велосипедами, бесконечными каналами и устеленными брусчаткой переулками, старыми кирпичными домиками и стильными современными районами. Но приехать в Нидерланды и ограничиться Амстердамом - все равно что заказать кусок торта и съесть с него только вишенку. Роттердам, Утрехт, Хорн, Заандам, Гаага - каждый из этих городов прекрасен по-своему. А самое прекрасное то, что расположены все они максимум в часе езды друг от друга. Так что беру камеру в руки и еду рассматривать нестоличную Голландию.
Начнем с Зандама как с самого близкого к Амстердаму городка - от столицы до него всего 17 км или 12 минут на поезде. Это, пожалуй, один из самых ярких в мире примеров того, как рабочая окраина, по сути гетто, может за несколько лет превратиться в место, привлекательное как для жизни, так и для туристов.
Еще десять лет назад Зандам представлял собой типичный рабочий пригород - панельки, ангары, серость. В 2012 году центр городка решено было перестроить, превратив в популярный туристический центр. Проект получил название Inverdan. Все здания в центре перестроили под типичные голландские домики и раскрасили в яркие цвета, в основном это разные оттенки зеленого.
Похоже на город из мультика. Сами местные сравнивают свой новый центр с Диснейлендом.
Центр всей этой истории - отель Inntel Hotel, башня, собранная более чем из 70 домиков, которые взгромоздились друг на друга.
Но слава богу, город не весь такой, есть и классические улочки, где можно отдохнуть от зеленого.
В 1697 году в Зандаме жил и изучал корабельное дело Пётр I, работая плотником на местной судоверфи. Памятник царю-плотнику стоит здесь с 1911 года. Копию этого памятника в 1996 году установили на Адмиралтейской набережной Санкт-Петербурга.
А это домик, в котором жил царь. Сейчас в нем обустроили музей Петра I.
Перебираюсь еще чуть севернее - в 30 км от Зандама находится еще один маленький, но очень красивый городок Хорн. И если Зандам - это творение современных архитекторов, то Хорн - место, где прикасаешься к старине.
Для голландцев Хорн ценен тем, что в XVI веке здесь состоялось морское сражение, во время которого Испания потерпела сокрушительное поражения, а Нидерланды обрели независимость.
В порту возвышается старейшее сооружение Хорна – Главная Башня, сооруженная в 1532 году из кирпича и известняка. До 1614 года она имела оборонное значение, а затем принадлежала Северной компании, сосредоточившей здесь управление китобойным промыслом. Сегодня в башне расположен ресторан.
Но сегодня Хорн - уже не приморский город. Теперь он омывается водами озера Эйсселмер. Раньше это был залив, впадающий в Северное море, но залив был мелководен: максимальная глубина его не превышала 5 метров. Поэтому большую часть водоема в 1975 году отгородили от Северного моря 30-километровой дамбой. В результате вода стала пресной, и залив превратился в озеро.
Зато как практически в любом городе Голландии, здесь множество красивейших каналов.
Большинство домов здесь стоят с XVIII-XIX веков. Ни в одном другом городе Нидерландов вам не увидеть столько средневековых церквей и старинных зданий.
Красота в каждой мелочи...
А еще Хорн - это город необычных памятников.
Из маленьких северных городишек перебираемся на юг, в современный Утрехт, четвертый по величине город Нидерландов.
Утрехт - велосипедная столица Голландии. Весь город пронизан велодорожками и усыпан огромными велопарковками. С 2017 года здесь действует система умных велодорожек Amsterdamsestraatweg, которая определет скорость велосипедиста примерно в 100 метрах от светофора и показывает велосипедистам, нужно ли им ехать быстрее, снижать скорость или ехать, не меняя темпа.
Утрехт называют Амстердамом в миниатюре (хотя Утрехт намного старше столицы - датой его основания считается 47 год до нашей эры): тут тоже много живописных каналов с необычными причалами, красивыми домами у воды и уютными кафе, исторический центр практически без автомобилей.
В отличие от Амстердама каналы в Утрехте двухъярусные – они углублены в землю и будто делят город на две части, одна из которых на набережной, а вторая – на уровень выше.
А это уже современный Утрехт - недавно реконструированный вокзал, ставший большим транспортным хабом, объединяющим под одной крышей поезда, автобусы и трамваи.
Самая заметная часть здания вокзала — волнистая крыша. Она не просто выполняет эстетическую функцию, но и помогает пассажирам ориентироваться внутри. Под самой высокой волной крыши располагаются поезда, под низкими по краям от него — трамваи и автобусы. В волнистой крыше вокзала расположены люки, которые позволяют дневному свету проникать внутрь и помогают вентилировать помещение.
А вот так выглядят новые районы Утрехта. Никакой многоэтажной застройки - максимум 3-4 этажа.
Раз уж взялся рассказывать про нестоличную Голландию, то нельзя не вспомнить и города, про которые я уже писал, но без которых немыслимо путешествие по стране тюльпанов - Роттердам и Гаагу. Роттердам - второй по величине город Нидерландов. Сюда со всего мира съезжаются ценители архитектуры.
Во время войны Роттердам был практически полностью разрушен, и восстанавливать его взялись лучшие архитекторы мира. С тех пор это архитектурная столица Европы, количество студий зашкаливает и каждый год они создают что-то новое и удивительное. Чего стоит хотя бы знаменитый вантовый мост Эразма. Говорят, что он является самым большим разводным мостом в Западной Европе.
Или вот комплекс De Rotterdam от архитектора Рема Колхаса. Считается одним из лучших современных зданий города.
Шикарное здание городского вокзала - вообще все вокзалы Голландии хороши как на подбор. Роттердамским вокзалом занимались архитектурные студии Benthem Crouwel Architects, MVSA Architects и West 8. Вокзал сделали в соответствии со всеми эко-стандартами. В его отделке по большей части использовали дерево и стекло. А третья часть крыши вокзала, незагороженная от солнца расположенными рядом небоскребами, покрыта солнечными батареями. Они прозрачные, поэтому все здание вокзала в дневное время наполнено естественным светом.
Даже автобусные остановки тут выглядят как произведения современного искусства!
А это чудо - рынок Марктхол. Первый в мире симбиоз многоквартирного дома и продовольственного рынка с ресторанами, супермаркетом и подземной парковкой.
CNN включило его в список «10 сногсшибательных зданий, которые необходимо увидеть в 2015 году», в течение года рынок выиграл премии на национальных и международных строительных и архитектурных конкурсах и даже получил премию от национального общества археологов, так как рабочие раскопали и сохранили на месте строительства рынка средневековую деревню.
А еще здесь много моих любимых трамвайчиков. Трамвайные пути обособлены, машинам оставлена только одна полоса. Все трамваи низкопольные, В них удобно входить с детской коляской или велосипедом.
Ну и под конец немного Гааги. Для всего мира этот город важен тем, что здесь находятся крупные международные правовые организации – это и суд ООН, и Европол, и Евроюст, и организация по запрету химического оружия. Мне как путешественнику этот город запомнился двумя главными вещами. Первая - район, где находятся дипломатические миссии разных стран. Обычно это роскошные особняки с историей. Даже если вам не надо получать визу или просить политическое убежище, советую обязательно погулять по этому прекрасному району, побалуйте свои глаза хорошей архитектурой.
Ну а второе - шикарная набережная с велопарковками, красивыми скамейками и ресторанами, которые органично вписаны в архитектуру. Ничего лишнего - ни бесконечных торговых рядов с сувенирами и ширпотребом, ни мороженщиков с холодильниками, ни мангалов с шашлыками. Зато есть музей необычных скульптур, созданный американцем Томом Оттернессом.
|
</> |