«Назад в будущее» — почему продолжение трилогии Земекиса невозможно
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Трилогия о Марти Макфлае и Доке стала одной из первых кинофраншиз, закрепила восьмидесятническую моду на 1950-е и предсказала многие реалии нашего времени. Кроме одной — безжалостной ревизии истории и культуры. О прошлом и будущем, которые мы потеряли, рассказывает Андрей Гореликов.
![«Назад в будущее» — почему продолжение трилогии Земекиса невозможно «Назад в будущее» — почему продолжение трилогии Земекиса невозможно](/images/main/nazad-v-buduschee-pochemu-prodoljenie-trilogii-zemekisa-nevozmojno-67720f.jpg?from=https://kinopoisk-ru.clstorage.net/1bY6I1137/648b97WsTT/CTBI3tHW231Bq1AZN_lmKwt1SlHiPwPZDn7rMt7uWXsWRox2pTxxYH34WWjlzxYr48P1QIh5Zm9oCvUWt0PdhUZiBdyQlcIoQ-AcVGSvYHpAakUGoT9dikortW-A3nZVPne4FIcaRV0e5kN45JVOdb2BqR_UIn0pf2aZAJoXst0qKEjU0_2cZE-0Ew4x2XAXEiFNZ-B3NOY3O8w-1O5geBp0iDicJkR6CfZnQpyMTXWhn5YayA43DH5AglmqBrL1Ch5J78nOulVykDc6FOZ0Fj82b2HsfQfzERzSEuLZZFgmcqMtmhFUbDn2VUKoqWV3k5ODH-UPESp-f6pzuTuk4j4hSP7LzJx3Z7QaJgf7bCw7FEhtw3gc2A8p9DnU5FBcEmWvKqElSWUJy05OiLFdbaqIijrqLCMBUmuNWLkHn_s5BmbU2dafcmqRMQM78U0dCxFcWvpmI9IrHOsW1tJjfzJ9iDKiBlFVNf14Z6WbfUqzmKES6C8iLk1TvkGSAJHnKwNF3MLuj3hsvBssIvNjACs8SnHdVi3rHDrYP_LpUFEdU60chCR4dyH1XGarkk1ik7KFGOYmCipkTLZrki-nywcXTO3qz7R6S5wqCS_ieBwxEGBu7GYS9gkn2i7b50VdHVyuNKwLV0Q41U1rgK5VWZ-GlzLEOxEuR0uoQp82o98-FkTL68aBYWCJCAEl308KBhNmRPtDCs0dPOkWycNicCtyqAmlFUpNGsRjfKamYVSbm5MB4RAcLUN1rEm0Baf8PDlY-czXo0JIqg8DOPpTIBgRYV3DYCr5ER3VCMjWZmAoRoMChCtaQDXybnaojldUuZ6gN-AYNDlFWqdviRK93CYTa93SyaJHb44NGBf1QwU2D3xb02EJxDMV6i_R0FpAEmS9AYUlSlEW6FpHqItTTZSdrgbuPxYXZU-sZYcwvugdBFv17OaMfVatGy4D0m89BTRCXeJWLMk0IOg44sxaVRpRljq4PlpVFP9TXZy0Qm2ov6c8_R43GmBSkliWGqr6JRV418Xrs1ZBrgcQPMV0Ozs2VV75UhL2MBzDEePJRXwwcLYxmTJ7YirrVVeumkRKmJ2zAvEnNBloX55FvwOY1Cc0ee7hzoFgaYIXGQ_iQywFHHRH5kkFyRgEzQn_1nh6FUKwOpojdnIT9E5Lja5MSaaVogL_AzYKRX2VWoc9otgZME72xfa4U1KeNCwS8UgrNTBDUtRyB-gUNeEi3OVocSVzkTa0EHBYBfx9eqekcW-VkpYx8Q8CNW1At2epNpP4Czdf09vTuX9Cjjg1DNZ2PDUsXnzMQjXKHDfFGvXmREE8UJ0zhh54dhzLbX-ksX5LhoKeN8kEOjdzfr9nsgeO5zUrcOfH0qB2Z7QbNDX4SjkBMWVy4XEq_ioY0R3gxmx8FE-dCLQqU1Yl1011obBdYYSUtAXNLDE3fFiJdZI-gP0TA1n2-cqjYUiRMRcc4FYUFRRgWsx5KsoOP84S5MtCUR5ZgB6QCUt6F-B3YriRVmGZho0zwxgRHUB2i2e1BbH0BT1X_trxvl5yigshMP1LFysDZlXYfw3sHjLvF_3rcW4aYo8atyF2fjv1fVqkmH5qgoSRNMEeARF9TrFhpDCayBEJS_ra57JAdZUGFSH9SykYMEN4xUAx6gMrzyrq10B7GmGsEI8DW3kjxkRturl0Sb2JkyTkMxsDaH6KRKMQidEKO1XR9uaCSGu6HC8i9Ec0PDxqZPFZKO87C88V6eNaUwdghjahOEZEAcd9dp2_VkuWmKAywR0CCl93gHSmMrnFFj9_3s7msVJOiCsLAsF7KjgJT23mZyDQCivWMMP7THs3UYMYmR53XAbrWGWQrEFWnbKQOv0bIDFOQ6NCpTKE4SgJd_bk76Z2Z64sFi_4YBsXPnJw9GUu0Bkxzx3-7lBnHW-RM5wWWFE6yEZmi7ZWXoCYtA_BGiACWFC8cIIgpPwaP0jK1sygY1yUEA0-9Gk6FBR2e91AFO8eP9I9xNl_YhJ3qzWFGE5nCMBkYKGSSVG3qIwmxCgDLkZevGurMKLILxZb_eTIgFZgvwwPANJOJh8dcE7dYwfvLzDFHsDMcFwVYpIshwBBdyX9Um6knU9QoqO1A9E4Cz1MUoNhmxONxjMHZs3MxL9GQZYcLCbeYQUrN0tN_H4m1zYW6DXBxEtaKXOSMbcwVH0f219nuJFteJ2nkQ7lAzYzQVSrVaoTovoFB2Tz5cmMX1SLOzcu1WAsFRVIY91aA_8YN_MP5s5jcRxEqS6RG3pYF-RlbaixcFqEiZYbxREiPHlotFC8Fpj1LhRwytvWjUZ9szUiBd50Pzc-QlnPWRDYIwDEPPHjQH44f4EXpTpRZxLSZVqysFNRhLqNLukrIilHSopakQKt6DI5ROvL36NhR6wuCgTUbwEgC1xmw1gV8AASzDHjymRfMWeCNYAHVFEd1X1GnZZmUKG5ngXoLDopbnejZ4UyhscGFlHx9-6ZcnC1Oy084FQ2FApKV_tfPtMuP-oKw_JqVzVNoyuQOkdZMtZVR6yoY2m0spMfzA8gK3JPr3ahEazALQNoxffBpVJylhUZHvtoCAA9VXfSdhT4KQL3K-bPSlcpQpUetxZkUxL2R3mju2pYnL6yDN8CEQtyX4Nkuhez_RkkeunZ7LtnX60mMzXCZBYJCkp80F488CgD8Cze6GF4MlSLFr0kRFEh211_gJhRUqC4ixvOMT0vT2uAVqQwpcMwAHbb4d23Wme1FiEu5kE5Cxhxde95D_8zGeg638BPQBhFlwqlHW99O_B1ZpyoVV-qo7Q8yCUiOGJsiE-aI6D_FBZP1fDznXxTojUvHO5zNzgfVEf7eBzoPBHrMcfyWlMmeYIfkTF7fBL-REielEp5tIupANE9FD5uaI5OhwCz-g4Cc_LP44V9c7U8KBzVRx0eEV1M71c12T4j1ivi2W95KlGwEaQJYUY51Fl3mrdTapS_oBnIGQAeY3M)
Время утопии
Первая часть будущей трилогии о приключениях Марти Макфлая символично вышла после 1984 года, во время новых надежд. Экономический кризис семидесятых закончился, новый президент США Рейган уверенно ведет страну к процветанию, хотя его консервативная политика нравится не всем. Зато на глазах у молодого поколения начинает осуществляться фантастическое будущее. Персональные компьютеры скоро будут доступными, культура видеоигр уже формируется. Телевидение стало отличным развлечением — на канале MTV показывают причудливые футуристические клипы.
Соответственно, околонаучная фантастика снова в моде. Адепты sci-fi, нерды и гики — новые панки десятилетия. Их образ был воспет, например, в молодежных комедиях «Месть придурков» и «Ох уж эта наука!». Но, чтобы тренд окончательно закрепился, потребовались безусловный кинохит и рука мастера.
![«ÐеÑÑÑ Ð¿ÑидÑÑков» «ÐеÑÑÑ Ð¿ÑидÑÑков»](/images/main/nazad-v-buduschee-pochemu-prodoljenie-trilogii-zemekisa-nevozmojno-c988b3.jpg?from=https://kinopoisk-ru.clstorage.net/1bY6I1137/648b97HZ_G/DyIGkIzEg3FRuQwTePpmPV0iRVrydRySFDb0dNfkXTkUXIk0pTxrZzu8RGC5igpyv5bpR5Z5Ym0zCulE5hSJhBpkBdmSlZAjRuodBWLxNX5KPRMG9SMA3kpm5HSJtxlLIHSmGYocUF0X2Hp4vYkJcLufqQbIICAwJEuzf4xVotAmPmnG186FSEysFAw7-WUAAQJFTv9DEtsqCc0z_ORNezZZghq6MEthFv9taJmzcWm4n7UY9yU8HG5uslmXDJLBJhZJ8Nb1n3tqnSkoH81APwUDaFndRR7RGRzrFOLIe0wyeb4ckSVNVgbpXWirs0VMkJ2HFOIgER1ISLJmvyaB_DABfc_X5J15TL88DDLRUyIdOWx7-kkx1AI39SHE401xBn2KC50idmIb4G1VsL9lVKiHvg_rBR4-emOecpgNgcALGHro-c6PY0-6MSkZ9G8oPAhcfu5-CMo9PdEU28xPRzVeqhO6OnVBA9BRY4aWSH6IoKcfwC0cPXtMgUqrFKrHBQRo7drGlFtfsDcEM9t2KhIVfFP4VS_6MwTmMujla3wGcIU9nxRTYyryRWuil0Z3uIiHNeQnEjRTSKhVoz6q6DMoRPnT97x6ZLIQJAL-ezsJCWZ_0koeygwZ8y_q9EJyE3yFMpw8e0wFwVxLs5ptS6CziwH2DTApSEyLUr0Xp_E3PH3429G9c1GpOzEg9nEGPh9RfNRgCe8UIuc02cxQVjRRsxyaAXJSGMh-Wp2NS0OUvo8c8j4VAkVPj2y5HIzCMx9_18fjmmJzihMSJ_RsIyI1T37TeTHMNBbrFeXSUUMwQbAosQpTbAjFUWyQh0Vror6tGcEIFAptW4lDsjqx1Sk_Zf30x4R8co80NiXvQywyEGFgzn8hzRcryR3a9UhFDGGKCo8JUmIY1HJ2pLZFbqangBrPORotT3WpVrkwv_cqC17qxO-6U1y1DRUz2VcLHihSW_B5EPoyJs4o2OJ7WQx0gj-kMm95CNBwYa2scVG3h7w4xgMJDG54rEuHDa7dPhlm--fNk15jnhoWL-doHAUubFnnegv-DBnKFPPLelwTXagehDlOdSnnTnWrpkN_saCMGtI9BTVte6RGixCHxAw3ZNrm9Ld7UagyOj_uWzsyOVJzxmMU5Rsm4gz902ZDLluNLIIyTWQk93dqsLpgS7mjshLDPQsRb2iJZIAPv_o2O1re0eyTQ2ibCSYc20YoOT5iX_F2Jt4ZB-490fhFcD5QvR2jPmNXIt1hYoOLSkGEhYEV9w4FHVtXoVmiMpHxBxtI2cDJjWZptxk2EMJYDwcpYkPsWD7uKyXmP_XAbHMSYKQ-rztRWSrzeFWTjklUi6GSBf8IPRZjVb9nqjKKwBoEdsXv_ZFncL48DDPDYSE7LFZe11YT3TQR0BDhx3lTOl2MIa8AY20B00FJs4RMVaiLkBPVOjk-aFWwQZwgqvkUHlDtxuyvf3OpEykZ4Eg5JwFCe9J-PtU0JfQ3_sh9XhRwhjeyFkdOGf9zfomTVXSji40B7Aw3Ckh_jG-eMo3CJRdG08jkjERulikyI9ZkJDoCfGzUcSrTEwPkOt_NZH4nT4IMvRJgZiT7X2uDq0l9i4CWA_ALNQxYc7FXpDSc9w4rUufU4IxSYoguLS7idSQ6PE9f8Vw37C8F-SP_8HNCFlqCD54YWEQJ_EdYupxXXIGjqQ7yGxAhQmGkZ58Rm9cdMknVysugU1KAMAI02HYtNiFrU9hAA_U2AMED_89wdgxynw60PnZ_FMFlWYOHcFqjoYIfwQ01D1tok26VIZ71LSZV0eDEmFNhmhUwA_xWGAo_b2b9SRTLPj_wI-bqWm4aWq8_sRBOWSXZYnWmlH1JtLyJNfEFCQl5U4Jathed9RACa-fo7LJadr48FgTheyERDkBRwFQGyTA_4zn_x2d7BkaFAaM7S1EK1F5WuJdmU6O0lB_VMDUIeWCUSakluucwH1nR19CAeXCrByw4-motGC9De8RfL-wKAOQ34uddTClDihmZPVJfHOJsXpqRTHe8u6Mv7RkwOlpMikepPpP3Nits-MTnsn1QnjsHJPhUCz8zSHLCai_PGQDVOPXEWVkmfY0MoCRQRxPyQWOsn0l4urq2JNQ8JSpSX4BLljSj1BklcOn515pxb44aLjTbcgcQEHxY-WkO0jg4zB7Y71hRHXuxHaA5YHcG-HtFoZZVdJiSiSDwMRERb1GNTb4AktQ2GUbp--mzfFyXDzMTwHoMETlCevpHL_YdEOI_w9V_WzVQhCqbJkZcKN1zepucRVSFsJAO9yQxA3tetXGhBYTRDBZt-u_QjWNdjiYLHdVRBwUqYFHwfT31DjfZCPTmaHYWX6ARsx9yfQPidkybq19VpruQPewRHTl7S4tTnw-pxTkLcdfb8Z1qc6kcFAb9UA0eFHdk7kIx9Asf-hr863pfMn6pCbA9V0AG1HlLg7dwc5O6tT7_Ohw-Y0uibrYyvfUSJEX4zuuhW0m6Kw0T2mg5JSNDZfhzCfMgPNQ32tBaZzx2rSORI0d9FdxWSKu2QU2Wg6A18iA4HXlJvla6I5nWOCNu7fffoXR1mikuPe5KIhkdV1LnUyDaChfTCsfxf1ocdrEspxZgUTbWdmi5iE5en7KIOdMzKxBIab5GljGC0CceWsrl849Za68EFQ7EYRsVA15l-Fgi8iIf0gvA9kd9N1mqOrkeamMW1EVFo45tfaS4tD_qJDojZE2DcpUDnPcxIHPu6cG3aGeSPA0-1no_MCxcd8NRHdUREMkR2OBGVRlhgCulAnJaPfhfbouXcU2gtb4k1QM8N3tarnWdGqLkNBxX-NDPpkZNtAgaHdhINwIib3DmYwnUAgfGGdvrXmcMcr4XsBdGdin5dmC6uXNxv5OgDMg_JS9NXKJxmxu_xycZTezs6JlWVbUoDRTfSAw2CEl-72gd-ys2xCvm8XtMOViyP4IZc04zw11Kp4Z3UqaAgDjBJjwLWXw)
Главным поп-режиссером середины 1980-х был Стивен Спилберг, уже снявший «Индиану Джонса» и «Инопланетянина». Как и Джордж Лукас, он догадался эксплуатировать «мягкую» научную фантастику, так любимую подростками (в первой половине десятилетия была настоящая волна подросткового сай-фая — «Военные игры», «Последний звездный боец», «Исследователи», «Настоящие гении»).
При этом Спилберг был родом из 1970-х, в прагматичной и эскапистской реальности нового десятилетия ему пришлось адаптироваться после кризиса Нового Голливуда. Например, в 1979-м критика довольно холодно приняла его масштабный сатирический фильм «1941» . Над сценарием этой военной комедии работали и два молодых автора — Роберт Земекис и Боб Гейл. А через год не без помощи Спилберга (и тоже без особого успеха) вышли сделанные дуэтом «Подержанные автомобили». Спилберг помог и в продвижении давно задуманного Земекисом и Гейлом проекта о путешествии подростка во времени. От сценария прежде отказалась Disney, которая сочла некоторые моменты сюжета скандальными. Universal была согласна, но просила убрать слово «будущее» из названия фильма. «Надеюсь, это шутка?» — осведомился Спилберг.
![«Назад в будущее» — почему продолжение трилогии Земекиса невозможно «Назад в будущее» — почему продолжение трилогии Земекиса невозможно](/images/main/nazad-v-buduschee-pochemu-prodoljenie-trilogii-zemekisa-nevozmojno-bcbd6f.jpg?from=https://kinopoisk-ru.clstorage.net/1bY6I1137/648b97HZ_G/DyIGkIzEg3FRuQwTePpmPV0iRVrydRySFDb0dNfkXTkUXIk0pTxrZzu8RGC5igpyv5bpR5R9Zms7DekS4UHT0EpjWorCwcMmEekcVWL1N3pFbBBV8HVW2hxhtXSJtxlLIHSmGYocUF0X2Hp4vYkJcLufqQbIICAwJEuzf4xVotAmPmnG186FSEysFAw7-WUAAQJFTv9DEtsqCc0z_ORNezZZghq6MEthFv9taJmzcWm4n7UY9yU8HG5uslmXDJLBJhZJ8Nb1n3tqnSkoH81APwUDaFndRR7RGRzrFOLIe0wyeb4ckSVNVgbpXWirs0VMkJ2HFOIgER1ISLJmvyaB_DABfc_X5J15TL88DDLRUyIdOWx7-kkx1AI39SHE401xBn2KC50idmIb4G1VsL9lVKiHvg_rBR4-emOecpgNgcALGHro-c6PY0-6MSkZ9G8oPAhcfu5-CMo9PdEU28xPRzVeqhO6OnVBA9BRY4aWSH6IoKcfwC0cPXtMgUqrFKrHBQRo7drGlFtfsDcEM9t2KhIVfFP4VS_6MwTmMujla3wGcIU9nxRTYyryRWuil0Z3uIiHNeQnEjRTSKhVoz6q6DMoRPnT97x6ZLIQJAL-ezsJCWZ_0koeygwZ8y_q9EJyE3yFMpw8e0wFwVxLs5ptS6CziwH2DTApSEyLUr0Xp_E3PH3429G9c1GpOzEg9nEGPh9RfNRgCe8UIuc02cxQVjRRsxyaAXJSGMh-Wp2NS0OUvo8c8j4VAkVPj2y5HIzCMx9_18fjmmJzihMSJ_RsIyI1T37TeTHMNBbrFeXSUUMwQbAosQpTbAjFUWyQh0Vror6tGcEIFAptW4lDsjqx1Sk_Zf30x4R8co80NiXvQywyEGFgzn8hzRcryR3a9UhFDGGKCo8JUmIY1HJ2pLZFbqangBrPORotT3WpVrkwv_cqC17qxO-6U1y1DRUz2VcLHihSW_B5EPoyJs4o2OJ7WQx0gj-kMm95CNBwYa2scVG3h7w4xgMJDG54rEuHDa7dPhlm--fNk15jnhoWL-doHAUubFnnegv-DBnKFPPLelwTXagehDlOdSnnTnWrpkN_saCMGtI9BTVte6RGixCHxAw3ZNrm9Ld7UagyOj_uWzsyOVJzxmMU5Rsm4gz902ZDLluNLIIyTWQk93dqsLpgS7mjshLDPQsRb2iJZIAPv_o2O1re0eyTQ2ibCSYc20YoOT5iX_F2Jt4ZB-490fhFcD5QvR2jPmNXIt1hYoOLSkGEhYEV9w4FHVtXoVmiMpHxBxtI2cDJjWZptxk2EMJYDwcpYkPsWD7uKyXmP_XAbHMSYKQ-rztRWSrzeFWTjklUi6GSBf8IPRZjVb9nqjKKwBoEdsXv_ZFncL48DDPDYSE7LFZe11YT3TQR0BDhx3lTOl2MIa8AY20B00FJs4RMVaiLkBPVOjk-aFWwQZwgqvkUHlDtxuyvf3OpEykZ4Eg5JwFCe9J-PtU0JfQ3_sh9XhRwhjeyFkdOGf9zfomTVXSji40B7Aw3Ckh_jG-eMo3CJRdG08jkjERulikyI9ZkJDoCfGzUcSrTEwPkOt_NZH4nT4IMvRJgZiT7X2uDq0l9i4CWA_ALNQxYc7FXpDSc9w4rUufU4IxSYoguLS7idSQ6PE9f8Vw37C8F-SP_8HNCFlqCD54YWEQJ_EdYupxXXIGjqQ7yGxAhQmGkZ58Rm9cdMknVysugU1KAMAI02HYtNiFrU9hAA_U2AMED_89wdgxynw60PnZ_FMFlWYOHcFqjoYIfwQ01D1tok26VIZ71LSZV0eDEmFNhmhUwA_xWGAo_b2b9SRTLPj_wI-bqWm4aWq8_sRBOWSXZYnWmlH1JtLyJNfEFCQl5U4Jathed9RACa-fo7LJadr48FgTheyERDkBRwFQGyTA_4zn_x2d7BkaFAaM7S1EK1F5WuJdmU6O0lB_VMDUIeWCUSakluucwH1nR19CAeXCrByw4-motGC9De8RfL-wKAOQ34uddTClDihmZPVJfHOJsXpqRTHe8u6Mv7RkwOlpMikepPpP3Nits-MTnsn1QnjsHJPhUCz8zSHLCai_PGQDVOPXEWVkmfY0MoCRQRxPyQWOsn0l4urq2JNQ8JSpSX4BLljSj1BklcOn515pxb44aLjTbcgcQEHxY-WkO0jg4zB7Y71hRHXuxHaA5YHcG-HtFoZZVdJiSiSDwMRERb1GNTb4AktQ2GUbp--mzfFyXDzMTwHoMETlCevpHL_YdEOI_w9V_WzVQhCqbJkZcKN1zepucRVSFsJAO9yQxA3tetXGhBYTRDBZt-u_QjWNdjiYLHdVRBwUqYFHwfT31DjfZCPTmaHYWX6ARsx9yfQPidkybq19VpruQPewRHTl7S4tTnw-pxTkLcdfb8Z1qc6kcFAb9UA0eFHdk7kIx9Asf-hr863pfMn6pCbA9V0AG1HlLg7dwc5O6tT7_Ohw-Y0uibrYyvfUSJEX4zuuhW0m6Kw0T2mg5JSNDZfhzCfMgPNQ32tBaZzx2rSORI0d9FdxWSKu2QU2Wg6A18iA4HXlJvla6I5nWOCNu7fffoXR1mikuPe5KIhkdV1LnUyDaChfTCsfxf1ocdrEspxZgUTbWdmi5iE5en7KIOdMzKxBIab5GljGC0CceWsrl849Za68EFQ7EYRsVA15l-Fgi8iIf0gvA9kd9N1mqOrkeamMW1EVFo45tfaS4tD_qJDojZE2DcpUDnPcxIHPu6cG3aGeSPA0-1no_MCxcd8NRHdUREMkR2OBGVRlhgCulAnJaPfhfbouXcU2gtb4k1QM8N3tarnWdGqLkNBxX-NDPpkZNtAgaHdhINwIib3DmYwnUAgfGGdvrXmcMcr4XsBdGdin5dmC6uXNxv5OgDMg_JS9NXKJxmxu_xycZTezs6JlWVbUoDRTfSAw2CEl-72gd-ys2xCvm8XtMOViyP4IZc04zw11Kp4Z3UqaAgDjBJjwLWXw#DSD)
«Назад в будущее» стал самым кассовым фильмом 1985 года. И очень быстро возник вопрос о продолжении. Последующие два сиквела, отснятые подряд, вышли в 1989-м и 1990-м. Создатели жаловались, что студия плохо рекламировала второй фильм, зрители не понимали, что это часть трилогии. Но со временем все стало на свои места — вокруг фильма появился культ. «Назад в будущее» оказался наряду со «Звездными войнами» и «Индианой Джонсом» в числе первых настоящих кинофраншиз. Формат, столь привычный сейчас, был открыт именно в 1980-е (немые европейские киносериалы начала XX века вроде «Жюдекса» или «Вампиров» к этому времени были уже совершенно забыты).
Аудитория кинофраншизы — это прежде всего подростки. Еще одной свежей идеей Земекиса и Universal была продажа многочисленной атрибутики по мотивам фильма, от моделей автомобиля DeLorean до одежды. Особенно, конечно, одежды из будущего (созданной художницей Джоанной Джонстон). Самозастегивающиеся кроссовки и меняющая размеры куртка — отличная метафора мира, который подстраивается под потребителя. Как раз это воображаемое будущее и задало идеализированную футуристическую моду восьмидесятых. Свой вклад в образ bright future внесли и специалисты по эффектам (еще без всякой компьютерной графики!) и композитор Алан Сильвестри с его запоминающимся радостным саундтреком. Пусть мы не дождались летающих машин и ховербордов, подростковый мир «Назад в будущее» стал одной из последних киноутопий.
Принц на DeLorean
![«Назад в будущее» — почему продолжение трилогии Земекиса невозможно «Назад в будущее» — почему продолжение трилогии Земекиса невозможно](/images/main/nazad-v-buduschee-pochemu-prodoljenie-trilogii-zemekisa-nevozmojno-ceb73a.jpg?from=https://kinopoisk-ru.clstorage.net/1bY6I1137/648b97HZ_G/DyIGkIzEg3FRuQwTePpmPV0iRVrydRySFDb0dNfkXTkUXIk0pTxrZzu8RGC5igpyv5bpRJRxYm4_DOkQ40bf0UhgXYjFkJAjE-gYWTL1MHwVOhADoCAHjB82tHSJtxlLIHSmGYocUF0X2Hp4vYkJcLufqQbIICAwJEuzf4xVotAmPmnG186FSEysFAw7-WUAAQJFTv9DEtsqCc0z_ORNezZZghq6MEthFv9taJmzcWm4n7UY9yU8HG5uslmXDJLBJhZJ8Nb1n3tqnSkoH81APwUDaFndRR7RGRzrFOLIe0wyeb4ckSVNVgbpXWirs0VMkJ2HFOIgER1ISLJmvyaB_DABfc_X5J15TL88DDLRUyIdOWx7-kkx1AI39SHE401xBn2KC50idmIb4G1VsL9lVKiHvg_rBR4-emOecpgNgcALGHro-c6PY0-6MSkZ9G8oPAhcfu5-CMo9PdEU28xPRzVeqhO6OnVBA9BRY4aWSH6IoKcfwC0cPXtMgUqrFKrHBQRo7drGlFtfsDcEM9t2KhIVfFP4VS_6MwTmMujla3wGcIU9nxRTYyryRWuil0Z3uIiHNeQnEjRTSKhVoz6q6DMoRPnT97x6ZLIQJAL-ezsJCWZ_0koeygwZ8y_q9EJyE3yFMpw8e0wFwVxLs5ptS6CziwH2DTApSEyLUr0Xp_E3PH3429G9c1GpOzEg9nEGPh9RfNRgCe8UIuc02cxQVjRRsxyaAXJSGMh-Wp2NS0OUvo8c8j4VAkVPj2y5HIzCMx9_18fjmmJzihMSJ_RsIyI1T37TeTHMNBbrFeXSUUMwQbAosQpTbAjFUWyQh0Vror6tGcEIFAptW4lDsjqx1Sk_Zf30x4R8co80NiXvQywyEGFgzn8hzRcryR3a9UhFDGGKCo8JUmIY1HJ2pLZFbqangBrPORotT3WpVrkwv_cqC17qxO-6U1y1DRUz2VcLHihSW_B5EPoyJs4o2OJ7WQx0gj-kMm95CNBwYa2scVG3h7w4xgMJDG54rEuHDa7dPhlm--fNk15jnhoWL-doHAUubFnnegv-DBnKFPPLelwTXagehDlOdSnnTnWrpkN_saCMGtI9BTVte6RGixCHxAw3ZNrm9Ld7UagyOj_uWzsyOVJzxmMU5Rsm4gz902ZDLluNLIIyTWQk93dqsLpgS7mjshLDPQsRb2iJZIAPv_o2O1re0eyTQ2ibCSYc20YoOT5iX_F2Jt4ZB-490fhFcD5QvR2jPmNXIt1hYoOLSkGEhYEV9w4FHVtXoVmiMpHxBxtI2cDJjWZptxk2EMJYDwcpYkPsWD7uKyXmP_XAbHMSYKQ-rztRWSrzeFWTjklUi6GSBf8IPRZjVb9nqjKKwBoEdsXv_ZFncL48DDPDYSE7LFZe11YT3TQR0BDhx3lTOl2MIa8AY20B00FJs4RMVaiLkBPVOjk-aFWwQZwgqvkUHlDtxuyvf3OpEykZ4Eg5JwFCe9J-PtU0JfQ3_sh9XhRwhjeyFkdOGf9zfomTVXSji40B7Aw3Ckh_jG-eMo3CJRdG08jkjERulikyI9ZkJDoCfGzUcSrTEwPkOt_NZH4nT4IMvRJgZiT7X2uDq0l9i4CWA_ALNQxYc7FXpDSc9w4rUufU4IxSYoguLS7idSQ6PE9f8Vw37C8F-SP_8HNCFlqCD54YWEQJ_EdYupxXXIGjqQ7yGxAhQmGkZ58Rm9cdMknVysugU1KAMAI02HYtNiFrU9hAA_U2AMED_89wdgxynw60PnZ_FMFlWYOHcFqjoYIfwQ01D1tok26VIZ71LSZV0eDEmFNhmhUwA_xWGAo_b2b9SRTLPj_wI-bqWm4aWq8_sRBOWSXZYnWmlH1JtLyJNfEFCQl5U4Jathed9RACa-fo7LJadr48FgTheyERDkBRwFQGyTA_4zn_x2d7BkaFAaM7S1EK1F5WuJdmU6O0lB_VMDUIeWCUSakluucwH1nR19CAeXCrByw4-motGC9De8RfL-wKAOQ34uddTClDihmZPVJfHOJsXpqRTHe8u6Mv7RkwOlpMikepPpP3Nits-MTnsn1QnjsHJPhUCz8zSHLCai_PGQDVOPXEWVkmfY0MoCRQRxPyQWOsn0l4urq2JNQ8JSpSX4BLljSj1BklcOn515pxb44aLjTbcgcQEHxY-WkO0jg4zB7Y71hRHXuxHaA5YHcG-HtFoZZVdJiSiSDwMRERb1GNTb4AktQ2GUbp--mzfFyXDzMTwHoMETlCevpHL_YdEOI_w9V_WzVQhCqbJkZcKN1zepucRVSFsJAO9yQxA3tetXGhBYTRDBZt-u_QjWNdjiYLHdVRBwUqYFHwfT31DjfZCPTmaHYWX6ARsx9yfQPidkybq19VpruQPewRHTl7S4tTnw-pxTkLcdfb8Z1qc6kcFAb9UA0eFHdk7kIx9Asf-hr863pfMn6pCbA9V0AG1HlLg7dwc5O6tT7_Ohw-Y0uibrYyvfUSJEX4zuuhW0m6Kw0T2mg5JSNDZfhzCfMgPNQ32tBaZzx2rSORI0d9FdxWSKu2QU2Wg6A18iA4HXlJvla6I5nWOCNu7fffoXR1mikuPe5KIhkdV1LnUyDaChfTCsfxf1ocdrEspxZgUTbWdmi5iE5en7KIOdMzKxBIab5GljGC0CceWsrl849Za68EFQ7EYRsVA15l-Fgi8iIf0gvA9kd9N1mqOrkeamMW1EVFo45tfaS4tD_qJDojZE2DcpUDnPcxIHPu6cG3aGeSPA0-1no_MCxcd8NRHdUREMkR2OBGVRlhgCulAnJaPfhfbouXcU2gtb4k1QM8N3tarnWdGqLkNBxX-NDPpkZNtAgaHdhINwIib3DmYwnUAgfGGdvrXmcMcr4XsBdGdin5dmC6uXNxv5OgDMg_JS9NXKJxmxu_xycZTezs6JlWVbUoDRTfSAw2CEl-72gd-ys2xCvm8XtMOViyP4IZc04zw11Kp4Z3UqaAgDjBJjwLWXw#DSD)
Проводником зрителей в будущем (и прошлом) стал семнадцатилетний Марти Макфлай. По выражению Земекиса, вечно удивленный чужак в чужой стране, классический герой приключенческого романа. Одновременно Макфлай был порождением своего времени, плотью от плоти восьмидесятых. В первых версиях сценария герой был более припанкованным, но потом стал хорошим парнем и всеобщим другом, хотя и с горячим нравом. Четыре месяца после начала съемок Макфлая играл Эрик Столц. Если бы фильм вышел с ним в главной роли, возможно, Столц по сей день был бы большой звездой. Либо наоборот — у Земекиса были дурные предчувствия. Столц казался ему слишком «трагическим». Поэтому режиссер принял трудное решение уволить ведущего актера прямо посреди съемок и добиться приглашения Майкла Джея Фокса, который и рассматривался как первый кандидат на роль, но оказался связан контрактом.
24-летний Фокс выглядел сильно моложе своих лет. Он был звездой «Семейных уз» — сериала, воспевшего новую эру Рейгана. Его персонаж — юный республиканец, который просвещает родителей, экс-хиппи. Дерзкий, но положительный, смышленый, но не занудный, проблемный, но не лузер — это был, в самом деле, герой для подростков а также их родителей. Макфлай, конечно, не революционер, меняющий ход истории, а скорее конформист; ему надо лишь кое-что поправить, чтоб было как есть, но лучше. Он больше Том Сойер, чем Гекльберри Финн, и печальный вариант его будущего как офисной крысы (вторая часть трилогии) говорит об этом красноречиво.
![«Назад в будущее» — почему продолжение трилогии Земекиса невозможно «Назад в будущее» — почему продолжение трилогии Земекиса невозможно](/images/main/nazad-v-buduschee-pochemu-prodoljenie-trilogii-zemekisa-nevozmojno-e64821.jpg?from=https://kinopoisk-ru.clstorage.net/1bY6I1137/648b97HZ_G/DyIGkIzEg3FRuQwTePpmPV0iRVrydRySFDb0dNfkXTkUXIk0pTxrZzu8RGC5igpyv5bpR5J6amI7CukZsRfT0041XdmVxsZyEuxLUW6hNihCPkcEoCBThBhn43SJtxlLIHSmGYocUF0X2Hp4vYkJcLufqQbIICAwJEuzf4xVotAmPmnG186FSEysFAw7-WUAAQJFTv9DEtsqCc0z_ORNezZZghq6MEthFv9taJmzcWm4n7UY9yU8HG5uslmXDJLBJhZJ8Nb1n3tqnSkoH81APwUDaFndRR7RGRzrFOLIe0wyeb4ckSVNVgbpXWirs0VMkJ2HFOIgER1ISLJmvyaB_DABfc_X5J15TL88DDLRUyIdOWx7-kkx1AI39SHE401xBn2KC50idmIb4G1VsL9lVKiHvg_rBR4-emOecpgNgcALGHro-c6PY0-6MSkZ9G8oPAhcfu5-CMo9PdEU28xPRzVeqhO6OnVBA9BRY4aWSH6IoKcfwC0cPXtMgUqrFKrHBQRo7drGlFtfsDcEM9t2KhIVfFP4VS_6MwTmMujla3wGcIU9nxRTYyryRWuil0Z3uIiHNeQnEjRTSKhVoz6q6DMoRPnT97x6ZLIQJAL-ezsJCWZ_0koeygwZ8y_q9EJyE3yFMpw8e0wFwVxLs5ptS6CziwH2DTApSEyLUr0Xp_E3PH3429G9c1GpOzEg9nEGPh9RfNRgCe8UIuc02cxQVjRRsxyaAXJSGMh-Wp2NS0OUvo8c8j4VAkVPj2y5HIzCMx9_18fjmmJzihMSJ_RsIyI1T37TeTHMNBbrFeXSUUMwQbAosQpTbAjFUWyQh0Vror6tGcEIFAptW4lDsjqx1Sk_Zf30x4R8co80NiXvQywyEGFgzn8hzRcryR3a9UhFDGGKCo8JUmIY1HJ2pLZFbqangBrPORotT3WpVrkwv_cqC17qxO-6U1y1DRUz2VcLHihSW_B5EPoyJs4o2OJ7WQx0gj-kMm95CNBwYa2scVG3h7w4xgMJDG54rEuHDa7dPhlm--fNk15jnhoWL-doHAUubFnnegv-DBnKFPPLelwTXagehDlOdSnnTnWrpkN_saCMGtI9BTVte6RGixCHxAw3ZNrm9Ld7UagyOj_uWzsyOVJzxmMU5Rsm4gz902ZDLluNLIIyTWQk93dqsLpgS7mjshLDPQsRb2iJZIAPv_o2O1re0eyTQ2ibCSYc20YoOT5iX_F2Jt4ZB-490fhFcD5QvR2jPmNXIt1hYoOLSkGEhYEV9w4FHVtXoVmiMpHxBxtI2cDJjWZptxk2EMJYDwcpYkPsWD7uKyXmP_XAbHMSYKQ-rztRWSrzeFWTjklUi6GSBf8IPRZjVb9nqjKKwBoEdsXv_ZFncL48DDPDYSE7LFZe11YT3TQR0BDhx3lTOl2MIa8AY20B00FJs4RMVaiLkBPVOjk-aFWwQZwgqvkUHlDtxuyvf3OpEykZ4Eg5JwFCe9J-PtU0JfQ3_sh9XhRwhjeyFkdOGf9zfomTVXSji40B7Aw3Ckh_jG-eMo3CJRdG08jkjERulikyI9ZkJDoCfGzUcSrTEwPkOt_NZH4nT4IMvRJgZiT7X2uDq0l9i4CWA_ALNQxYc7FXpDSc9w4rUufU4IxSYoguLS7idSQ6PE9f8Vw37C8F-SP_8HNCFlqCD54YWEQJ_EdYupxXXIGjqQ7yGxAhQmGkZ58Rm9cdMknVysugU1KAMAI02HYtNiFrU9hAA_U2AMED_89wdgxynw60PnZ_FMFlWYOHcFqjoYIfwQ01D1tok26VIZ71LSZV0eDEmFNhmhUwA_xWGAo_b2b9SRTLPj_wI-bqWm4aWq8_sRBOWSXZYnWmlH1JtLyJNfEFCQl5U4Jathed9RACa-fo7LJadr48FgTheyERDkBRwFQGyTA_4zn_x2d7BkaFAaM7S1EK1F5WuJdmU6O0lB_VMDUIeWCUSakluucwH1nR19CAeXCrByw4-motGC9De8RfL-wKAOQ34uddTClDihmZPVJfHOJsXpqRTHe8u6Mv7RkwOlpMikepPpP3Nits-MTnsn1QnjsHJPhUCz8zSHLCai_PGQDVOPXEWVkmfY0MoCRQRxPyQWOsn0l4urq2JNQ8JSpSX4BLljSj1BklcOn515pxb44aLjTbcgcQEHxY-WkO0jg4zB7Y71hRHXuxHaA5YHcG-HtFoZZVdJiSiSDwMRERb1GNTb4AktQ2GUbp--mzfFyXDzMTwHoMETlCevpHL_YdEOI_w9V_WzVQhCqbJkZcKN1zepucRVSFsJAO9yQxA3tetXGhBYTRDBZt-u_QjWNdjiYLHdVRBwUqYFHwfT31DjfZCPTmaHYWX6ARsx9yfQPidkybq19VpruQPewRHTl7S4tTnw-pxTkLcdfb8Z1qc6kcFAb9UA0eFHdk7kIx9Asf-hr863pfMn6pCbA9V0AG1HlLg7dwc5O6tT7_Ohw-Y0uibrYyvfUSJEX4zuuhW0m6Kw0T2mg5JSNDZfhzCfMgPNQ32tBaZzx2rSORI0d9FdxWSKu2QU2Wg6A18iA4HXlJvla6I5nWOCNu7fffoXR1mikuPe5KIhkdV1LnUyDaChfTCsfxf1ocdrEspxZgUTbWdmi5iE5en7KIOdMzKxBIab5GljGC0CceWsrl849Za68EFQ7EYRsVA15l-Fgi8iIf0gvA9kd9N1mqOrkeamMW1EVFo45tfaS4tD_qJDojZE2DcpUDnPcxIHPu6cG3aGeSPA0-1no_MCxcd8NRHdUREMkR2OBGVRlhgCulAnJaPfhfbouXcU2gtb4k1QM8N3tarnWdGqLkNBxX-NDPpkZNtAgaHdhINwIib3DmYwnUAgfGGdvrXmcMcr4XsBdGdin5dmC6uXNxv5OgDMg_JS9NXKJxmxu_xycZTezs6JlWVbUoDRTfSAw2CEl-72gd-ys2xCvm8XtMOViyP4IZc04zw11Kp4Z3UqaAgDjBJjwLWXw)
Несколько необычно выглядит дружба подростка Макфлая с «чокнутым профессором» Эмметом Брауном по прозвищу Док. Созданный Кристофером Ллойдом образ эксцентричного гения довольно традиционен и мало привязан к конкретному времени. Поэтому профессор в любой эпохе на своем месте. Ллойд играл своего Дока с оглядкой на Альберта Эйнштейна и дирижера Леопольда Стоковского. Кроме того, фигура ученого, приручающего молнию, связана для Америки с рассказами о естествоиспытателе и отце-основателе государства Бенджамине Франклине. Док с помощью громоотвода заряжает машину времени, а Франклин, приманив молнию с помощью воздушного змея, доказал ее электрическую природу. Кстати, Док даже похож на портрет Франклина с 200-долларовой купюры. Важность образа Дока для политического курса США не просто домысел. Именно Эммета Брауна цитировал Рейган, рекламируя свои реформы: «Там, куда мы направимся, нам не нужны дороги».
Макфлай, вероятно, подружился с Доком из-за общей любви к машинам. Начиная с 1950-х автомобиль стал практически обязательным сюжетообразующим атрибутом молодежного кино (примеров множество, от «Бунтаря без причины» до «Выходного дня Ферриса Бьюллера»). И что за машина появляется у Марти в фильме? Она почти полноценный третий герой! DeLorean рассекает пространство-время со скоростью молнии; он есть на каждом постере фильмов трилогии и преображается в каждой ее части. А ведь этого протагониста могло бы и не быть. В английском языке нет очевидной игры слов в выражении «машина времени», и вместо DeLorean в первых вариантах сценария фигурировала комната, а затем… холодильник. Но автомобиль оказался идеальным выбором: в первобытном, по выражению Земекиса, образе огненной колесницы воплотилась вся надежда XX века на науку как на новую религию и волшебство.
Последняя великая эпоха
![«Назад в будущее» — почему продолжение трилогии Земекиса невозможно «Назад в будущее» — почему продолжение трилогии Земекиса невозможно](/images/main/nazad-v-buduschee-pochemu-prodoljenie-trilogii-zemekisa-nevozmojno-ece250.jpg?from=https://kinopoisk-ru.clstorage.net/1bY6I1137/648b97HZ_G/DyIGkIzEg3FRuQwTePpmPV0iRVrydRySFDb0dNfkXTkUXIk0pTxrZzu8RGC5igpyv5bpRJN7YGk7CekV5RTdhEgzDYqWw5RyFbxMVzSgOypLOUJVpXZVi0M34nSJtxlLIHSmGYocUF0X2Hp4vYkJcLufqQbIICAwJEuzf4xVotAmPmnG186FSEysFAw7-WUAAQJFTv9DEtsqCc0z_ORNezZZghq6MEthFv9taJmzcWm4n7UY9yU8HG5uslmXDJLBJhZJ8Nb1n3tqnSkoH81APwUDaFndRR7RGRzrFOLIe0wyeb4ckSVNVgbpXWirs0VMkJ2HFOIgER1ISLJmvyaB_DABfc_X5J15TL88DDLRUyIdOWx7-kkx1AI39SHE401xBn2KC50idmIb4G1VsL9lVKiHvg_rBR4-emOecpgNgcALGHro-c6PY0-6MSkZ9G8oPAhcfu5-CMo9PdEU28xPRzVeqhO6OnVBA9BRY4aWSH6IoKcfwC0cPXtMgUqrFKrHBQRo7drGlFtfsDcEM9t2KhIVfFP4VS_6MwTmMujla3wGcIU9nxRTYyryRWuil0Z3uIiHNeQnEjRTSKhVoz6q6DMoRPnT97x6ZLIQJAL-ezsJCWZ_0koeygwZ8y_q9EJyE3yFMpw8e0wFwVxLs5ptS6CziwH2DTApSEyLUr0Xp_E3PH3429G9c1GpOzEg9nEGPh9RfNRgCe8UIuc02cxQVjRRsxyaAXJSGMh-Wp2NS0OUvo8c8j4VAkVPj2y5HIzCMx9_18fjmmJzihMSJ_RsIyI1T37TeTHMNBbrFeXSUUMwQbAosQpTbAjFUWyQh0Vror6tGcEIFAptW4lDsjqx1Sk_Zf30x4R8co80NiXvQywyEGFgzn8hzRcryR3a9UhFDGGKCo8JUmIY1HJ2pLZFbqangBrPORotT3WpVrkwv_cqC17qxO-6U1y1DRUz2VcLHihSW_B5EPoyJs4o2OJ7WQx0gj-kMm95CNBwYa2scVG3h7w4xgMJDG54rEuHDa7dPhlm--fNk15jnhoWL-doHAUubFnnegv-DBnKFPPLelwTXagehDlOdSnnTnWrpkN_saCMGtI9BTVte6RGixCHxAw3ZNrm9Ld7UagyOj_uWzsyOVJzxmMU5Rsm4gz902ZDLluNLIIyTWQk93dqsLpgS7mjshLDPQsRb2iJZIAPv_o2O1re0eyTQ2ibCSYc20YoOT5iX_F2Jt4ZB-490fhFcD5QvR2jPmNXIt1hYoOLSkGEhYEV9w4FHVtXoVmiMpHxBxtI2cDJjWZptxk2EMJYDwcpYkPsWD7uKyXmP_XAbHMSYKQ-rztRWSrzeFWTjklUi6GSBf8IPRZjVb9nqjKKwBoEdsXv_ZFncL48DDPDYSE7LFZe11YT3TQR0BDhx3lTOl2MIa8AY20B00FJs4RMVaiLkBPVOjk-aFWwQZwgqvkUHlDtxuyvf3OpEykZ4Eg5JwFCe9J-PtU0JfQ3_sh9XhRwhjeyFkdOGf9zfomTVXSji40B7Aw3Ckh_jG-eMo3CJRdG08jkjERulikyI9ZkJDoCfGzUcSrTEwPkOt_NZH4nT4IMvRJgZiT7X2uDq0l9i4CWA_ALNQxYc7FXpDSc9w4rUufU4IxSYoguLS7idSQ6PE9f8Vw37C8F-SP_8HNCFlqCD54YWEQJ_EdYupxXXIGjqQ7yGxAhQmGkZ58Rm9cdMknVysugU1KAMAI02HYtNiFrU9hAA_U2AMED_89wdgxynw60PnZ_FMFlWYOHcFqjoYIfwQ01D1tok26VIZ71LSZV0eDEmFNhmhUwA_xWGAo_b2b9SRTLPj_wI-bqWm4aWq8_sRBOWSXZYnWmlH1JtLyJNfEFCQl5U4Jathed9RACa-fo7LJadr48FgTheyERDkBRwFQGyTA_4zn_x2d7BkaFAaM7S1EK1F5WuJdmU6O0lB_VMDUIeWCUSakluucwH1nR19CAeXCrByw4-motGC9De8RfL-wKAOQ34uddTClDihmZPVJfHOJsXpqRTHe8u6Mv7RkwOlpMikepPpP3Nits-MTnsn1QnjsHJPhUCz8zSHLCai_PGQDVOPXEWVkmfY0MoCRQRxPyQWOsn0l4urq2JNQ8JSpSX4BLljSj1BklcOn515pxb44aLjTbcgcQEHxY-WkO0jg4zB7Y71hRHXuxHaA5YHcG-HtFoZZVdJiSiSDwMRERb1GNTb4AktQ2GUbp--mzfFyXDzMTwHoMETlCevpHL_YdEOI_w9V_WzVQhCqbJkZcKN1zepucRVSFsJAO9yQxA3tetXGhBYTRDBZt-u_QjWNdjiYLHdVRBwUqYFHwfT31DjfZCPTmaHYWX6ARsx9yfQPidkybq19VpruQPewRHTl7S4tTnw-pxTkLcdfb8Z1qc6kcFAb9UA0eFHdk7kIx9Asf-hr863pfMn6pCbA9V0AG1HlLg7dwc5O6tT7_Ohw-Y0uibrYyvfUSJEX4zuuhW0m6Kw0T2mg5JSNDZfhzCfMgPNQ32tBaZzx2rSORI0d9FdxWSKu2QU2Wg6A18iA4HXlJvla6I5nWOCNu7fffoXR1mikuPe5KIhkdV1LnUyDaChfTCsfxf1ocdrEspxZgUTbWdmi5iE5en7KIOdMzKxBIab5GljGC0CceWsrl849Za68EFQ7EYRsVA15l-Fgi8iIf0gvA9kd9N1mqOrkeamMW1EVFo45tfaS4tD_qJDojZE2DcpUDnPcxIHPu6cG3aGeSPA0-1no_MCxcd8NRHdUREMkR2OBGVRlhgCulAnJaPfhfbouXcU2gtb4k1QM8N3tarnWdGqLkNBxX-NDPpkZNtAgaHdhINwIib3DmYwnUAgfGGdvrXmcMcr4XsBdGdin5dmC6uXNxv5OgDMg_JS9NXKJxmxu_xycZTezs6JlWVbUoDRTfSAw2CEl-72gd-ys2xCvm8XtMOViyP4IZc04zw11Kp4Z3UqaAgDjBJjwLWXw#DSD)
Напомним в самых общих чертах ход событий трилогии. В начале первого фильма Дока убивают враги Америки, ливийские террористы. На переделанном в машину времени DeLorean Марти перемещается в 1955 год, где вместе с Доком пытается исправить будущее, чтобы в него вернуться. Там же он встречает своих родителей. К разочарованию Марти, его будущий отец — хлюпик, в которого просто невозможно влюбиться. Герой исправляет ситуацию, чтобы отправиться уже в 2015-й, позаботиться о взрослом себе и своих детях. Вечный враг Марти, Бифф Таннен, умудряется переместиться в 1955-й и превратить 1985-й в ад на земле, где он трампоподобный могущественный олигарх. Марти опять оказывается в пятидесятых и действует параллельно событиям первого фильма, стараясь не допустить пространственно-временных парадоксов. Наконец, в третьей части герой отправляется за Доком на Дикий Запад.
Выбор 1950-х как главного пространства действия не был случайным. Восьмидесятые обращались к пятидесятым как к последнему времени невинности и благоденствия. Президентом страны был бывший актер, чей пик карьеры пришелся как раз на послевоенное десятилетие. Рейган, очевидно, считал то время золотым веком и делал Америку снова великой по старым лекалам, заодно ностальгически запустив новый виток холодной войны.
![«Назад в будущее» — почему продолжение трилогии Земекиса невозможно «Назад в будущее» — почему продолжение трилогии Земекиса невозможно](/images/main/nazad-v-buduschee-pochemu-prodoljenie-trilogii-zemekisa-nevozmojno-3c5ca7.jpg?from=https://kinopoisk-ru.clstorage.net/1bY6I1137/648b97HZ_G/DyIGkIzEg3FRuQwTePpmPV0iRVrydRySFDb0dNfkXTkUXIk0pTxrZzu8RGC5igpyv5bpR5R9Zms7DekUsBbb1kdmXoqax80nFu1KVWWkMSxLOh0ApHIFhU1juXSJtxlLIHSmGYocUF0X2Hp4vYkJcLufqQbIICAwJEuzf4xVotAmPmnG186FSEysFAw7-WUAAQJFTv9DEtsqCc0z_ORNezZZghq6MEthFv9taJmzcWm4n7UY9yU8HG5uslmXDJLBJhZJ8Nb1n3tqnSkoH81APwUDaFndRR7RGRzrFOLIe0wyeb4ckSVNVgbpXWirs0VMkJ2HFOIgER1ISLJmvyaB_DABfc_X5J15TL88DDLRUyIdOWx7-kkx1AI39SHE401xBn2KC50idmIb4G1VsL9lVKiHvg_rBR4-emOecpgNgcALGHro-c6PY0-6MSkZ9G8oPAhcfu5-CMo9PdEU28xPRzVeqhO6OnVBA9BRY4aWSH6IoKcfwC0cPXtMgUqrFKrHBQRo7drGlFtfsDcEM9t2KhIVfFP4VS_6MwTmMujla3wGcIU9nxRTYyryRWuil0Z3uIiHNeQnEjRTSKhVoz6q6DMoRPnT97x6ZLIQJAL-ezsJCWZ_0koeygwZ8y_q9EJyE3yFMpw8e0wFwVxLs5ptS6CziwH2DTApSEyLUr0Xp_E3PH3429G9c1GpOzEg9nEGPh9RfNRgCe8UIuc02cxQVjRRsxyaAXJSGMh-Wp2NS0OUvo8c8j4VAkVPj2y5HIzCMx9_18fjmmJzihMSJ_RsIyI1T37TeTHMNBbrFeXSUUMwQbAosQpTbAjFUWyQh0Vror6tGcEIFAptW4lDsjqx1Sk_Zf30x4R8co80NiXvQywyEGFgzn8hzRcryR3a9UhFDGGKCo8JUmIY1HJ2pLZFbqangBrPORotT3WpVrkwv_cqC17qxO-6U1y1DRUz2VcLHihSW_B5EPoyJs4o2OJ7WQx0gj-kMm95CNBwYa2scVG3h7w4xgMJDG54rEuHDa7dPhlm--fNk15jnhoWL-doHAUubFnnegv-DBnKFPPLelwTXagehDlOdSnnTnWrpkN_saCMGtI9BTVte6RGixCHxAw3ZNrm9Ld7UagyOj_uWzsyOVJzxmMU5Rsm4gz902ZDLluNLIIyTWQk93dqsLpgS7mjshLDPQsRb2iJZIAPv_o2O1re0eyTQ2ibCSYc20YoOT5iX_F2Jt4ZB-490fhFcD5QvR2jPmNXIt1hYoOLSkGEhYEV9w4FHVtXoVmiMpHxBxtI2cDJjWZptxk2EMJYDwcpYkPsWD7uKyXmP_XAbHMSYKQ-rztRWSrzeFWTjklUi6GSBf8IPRZjVb9nqjKKwBoEdsXv_ZFncL48DDPDYSE7LFZe11YT3TQR0BDhx3lTOl2MIa8AY20B00FJs4RMVaiLkBPVOjk-aFWwQZwgqvkUHlDtxuyvf3OpEykZ4Eg5JwFCe9J-PtU0JfQ3_sh9XhRwhjeyFkdOGf9zfomTVXSji40B7Aw3Ckh_jG-eMo3CJRdG08jkjERulikyI9ZkJDoCfGzUcSrTEwPkOt_NZH4nT4IMvRJgZiT7X2uDq0l9i4CWA_ALNQxYc7FXpDSc9w4rUufU4IxSYoguLS7idSQ6PE9f8Vw37C8F-SP_8HNCFlqCD54YWEQJ_EdYupxXXIGjqQ7yGxAhQmGkZ58Rm9cdMknVysugU1KAMAI02HYtNiFrU9hAA_U2AMED_89wdgxynw60PnZ_FMFlWYOHcFqjoYIfwQ01D1tok26VIZ71LSZV0eDEmFNhmhUwA_xWGAo_b2b9SRTLPj_wI-bqWm4aWq8_sRBOWSXZYnWmlH1JtLyJNfEFCQl5U4Jathed9RACa-fo7LJadr48FgTheyERDkBRwFQGyTA_4zn_x2d7BkaFAaM7S1EK1F5WuJdmU6O0lB_VMDUIeWCUSakluucwH1nR19CAeXCrByw4-motGC9De8RfL-wKAOQ34uddTClDihmZPVJfHOJsXpqRTHe8u6Mv7RkwOlpMikepPpP3Nits-MTnsn1QnjsHJPhUCz8zSHLCai_PGQDVOPXEWVkmfY0MoCRQRxPyQWOsn0l4urq2JNQ8JSpSX4BLljSj1BklcOn515pxb44aLjTbcgcQEHxY-WkO0jg4zB7Y71hRHXuxHaA5YHcG-HtFoZZVdJiSiSDwMRERb1GNTb4AktQ2GUbp--mzfFyXDzMTwHoMETlCevpHL_YdEOI_w9V_WzVQhCqbJkZcKN1zepucRVSFsJAO9yQxA3tetXGhBYTRDBZt-u_QjWNdjiYLHdVRBwUqYFHwfT31DjfZCPTmaHYWX6ARsx9yfQPidkybq19VpruQPewRHTl7S4tTnw-pxTkLcdfb8Z1qc6kcFAb9UA0eFHdk7kIx9Asf-hr863pfMn6pCbA9V0AG1HlLg7dwc5O6tT7_Ohw-Y0uibrYyvfUSJEX4zuuhW0m6Kw0T2mg5JSNDZfhzCfMgPNQ32tBaZzx2rSORI0d9FdxWSKu2QU2Wg6A18iA4HXlJvla6I5nWOCNu7fffoXR1mikuPe5KIhkdV1LnUyDaChfTCsfxf1ocdrEspxZgUTbWdmi5iE5en7KIOdMzKxBIab5GljGC0CceWsrl849Za68EFQ7EYRsVA15l-Fgi8iIf0gvA9kd9N1mqOrkeamMW1EVFo45tfaS4tD_qJDojZE2DcpUDnPcxIHPu6cG3aGeSPA0-1no_MCxcd8NRHdUREMkR2OBGVRlhgCulAnJaPfhfbouXcU2gtb4k1QM8N3tarnWdGqLkNBxX-NDPpkZNtAgaHdhINwIib3DmYwnUAgfGGdvrXmcMcr4XsBdGdin5dmC6uXNxv5OgDMg_JS9NXKJxmxu_xycZTezs6JlWVbUoDRTfSAw2CEl-72gd-ys2xCvm8XtMOViyP4IZc04zw11Kp4Z3UqaAgDjBJjwLWXw#DSD)
Мода 1980-х копировала пиджаки, рубашки и джеймс-диновские кожаные куртки 1950-х годов. Любимый Марти Хьюи Льюис, Рик Эстли, Duran Duran, даже Мадонна в своих видеоклипах признавались в любви эпохе Элвиса и рокабилли. Режиссеры восьмидесятых вспоминали свою молодость, как Скорсезе («Бешеный бык») или Коппола («Пегги Сью вышла замуж»). Даже молодой Джармуш в «Более странно, чем в раю» и «Таинственном поезде» отдает должное эстетике эпохи, которую застал ребенком. А пионером тут был Лукас с его «Американскими граффити», вышедшими еще в начале 1970-х. Да, 1970-е были не только эпохой панка и глэм-рока — с 1974-го на АBC шел популярный ретросериал «Счастливые дни», а завершилось десятилетие «Бриолином» с Траволтой. Эхо этой ностальгии будет звучать вплоть до 1990-х. Помните сцену из «Криминального чтива», где тот же Траволта и Ума Турман отплясывают под Чака Берри в тематическом кафе?
Несомненно, Марти Макфлай должен был отправиться на школьный бал именно в пятидесятые годы. Здесь он берет гитару, становится к микрофону и, к всеобщему восторгу, «изобретает» рок-н-ролл. Теперь пятидесятые идеальны!
Прошлого нет
![«Назад в будущее» — почему продолжение трилогии Земекиса невозможно «Назад в будущее» — почему продолжение трилогии Земекиса невозможно](/images/main/nazad-v-buduschee-pochemu-prodoljenie-trilogii-zemekisa-nevozmojno-7f90d9.jpg?from=https://kinopoisk-ru.clstorage.net/1bY6I1137/648b97HZ_G/DyIGkIzEg3FRuQwTePpmPV0iRVrydRySFDb0dNfkXTkUXIk0pTxrZzu8RGC5igpyv5bpR5Z5Ym0zCulB4ESKhEc1CdmanJN2FL4fUTCnZncQahcN8CJQjRxnt3SJtxlLIHSmGYocUF0X2Hp4vYkJcLufqQbIICAwJEuzf4xVotAmPmnG186FSEysFAw7-WUAAQJFTv9DEtsqCc0z_ORNezZZghq6MEthFv9taJmzcWm4n7UY9yU8HG5uslmXDJLBJhZJ8Nb1n3tqnSkoH81APwUDaFndRR7RGRzrFOLIe0wyeb4ckSVNVgbpXWirs0VMkJ2HFOIgER1ISLJmvyaB_DABfc_X5J15TL88DDLRUyIdOWx7-kkx1AI39SHE401xBn2KC50idmIb4G1VsL9lVKiHvg_rBR4-emOecpgNgcALGHro-c6PY0-6MSkZ9G8oPAhcfu5-CMo9PdEU28xPRzVeqhO6OnVBA9BRY4aWSH6IoKcfwC0cPXtMgUqrFKrHBQRo7drGlFtfsDcEM9t2KhIVfFP4VS_6MwTmMujla3wGcIU9nxRTYyryRWuil0Z3uIiHNeQnEjRTSKhVoz6q6DMoRPnT97x6ZLIQJAL-ezsJCWZ_0koeygwZ8y_q9EJyE3yFMpw8e0wFwVxLs5ptS6CziwH2DTApSEyLUr0Xp_E3PH3429G9c1GpOzEg9nEGPh9RfNRgCe8UIuc02cxQVjRRsxyaAXJSGMh-Wp2NS0OUvo8c8j4VAkVPj2y5HIzCMx9_18fjmmJzihMSJ_RsIyI1T37TeTHMNBbrFeXSUUMwQbAosQpTbAjFUWyQh0Vror6tGcEIFAptW4lDsjqx1Sk_Zf30x4R8co80NiXvQywyEGFgzn8hzRcryR3a9UhFDGGKCo8JUmIY1HJ2pLZFbqangBrPORotT3WpVrkwv_cqC17qxO-6U1y1DRUz2VcLHihSW_B5EPoyJs4o2OJ7WQx0gj-kMm95CNBwYa2scVG3h7w4xgMJDG54rEuHDa7dPhlm--fNk15jnhoWL-doHAUubFnnegv-DBnKFPPLelwTXagehDlOdSnnTnWrpkN_saCMGtI9BTVte6RGixCHxAw3ZNrm9Ld7UagyOj_uWzsyOVJzxmMU5Rsm4gz902ZDLluNLIIyTWQk93dqsLpgS7mjshLDPQsRb2iJZIAPv_o2O1re0eyTQ2ibCSYc20YoOT5iX_F2Jt4ZB-490fhFcD5QvR2jPmNXIt1hYoOLSkGEhYEV9w4FHVtXoVmiMpHxBxtI2cDJjWZptxk2EMJYDwcpYkPsWD7uKyXmP_XAbHMSYKQ-rztRWSrzeFWTjklUi6GSBf8IPRZjVb9nqjKKwBoEdsXv_ZFncL48DDPDYSE7LFZe11YT3TQR0BDhx3lTOl2MIa8AY20B00FJs4RMVaiLkBPVOjk-aFWwQZwgqvkUHlDtxuyvf3OpEykZ4Eg5JwFCe9J-PtU0JfQ3_sh9XhRwhjeyFkdOGf9zfomTVXSji40B7Aw3Ckh_jG-eMo3CJRdG08jkjERulikyI9ZkJDoCfGzUcSrTEwPkOt_NZH4nT4IMvRJgZiT7X2uDq0l9i4CWA_ALNQxYc7FXpDSc9w4rUufU4IxSYoguLS7idSQ6PE9f8Vw37C8F-SP_8HNCFlqCD54YWEQJ_EdYupxXXIGjqQ7yGxAhQmGkZ58Rm9cdMknVysugU1KAMAI02HYtNiFrU9hAA_U2AMED_89wdgxynw60PnZ_FMFlWYOHcFqjoYIfwQ01D1tok26VIZ71LSZV0eDEmFNhmhUwA_xWGAo_b2b9SRTLPj_wI-bqWm4aWq8_sRBOWSXZYnWmlH1JtLyJNfEFCQl5U4Jathed9RACa-fo7LJadr48FgTheyERDkBRwFQGyTA_4zn_x2d7BkaFAaM7S1EK1F5WuJdmU6O0lB_VMDUIeWCUSakluucwH1nR19CAeXCrByw4-motGC9De8RfL-wKAOQ34uddTClDihmZPVJfHOJsXpqRTHe8u6Mv7RkwOlpMikepPpP3Nits-MTnsn1QnjsHJPhUCz8zSHLCai_PGQDVOPXEWVkmfY0MoCRQRxPyQWOsn0l4urq2JNQ8JSpSX4BLljSj1BklcOn515pxb44aLjTbcgcQEHxY-WkO0jg4zB7Y71hRHXuxHaA5YHcG-HtFoZZVdJiSiSDwMRERb1GNTb4AktQ2GUbp--mzfFyXDzMTwHoMETlCevpHL_YdEOI_w9V_WzVQhCqbJkZcKN1zepucRVSFsJAO9yQxA3tetXGhBYTRDBZt-u_QjWNdjiYLHdVRBwUqYFHwfT31DjfZCPTmaHYWX6ARsx9yfQPidkybq19VpruQPewRHTl7S4tTnw-pxTkLcdfb8Z1qc6kcFAb9UA0eFHdk7kIx9Asf-hr863pfMn6pCbA9V0AG1HlLg7dwc5O6tT7_Ohw-Y0uibrYyvfUSJEX4zuuhW0m6Kw0T2mg5JSNDZfhzCfMgPNQ32tBaZzx2rSORI0d9FdxWSKu2QU2Wg6A18iA4HXlJvla6I5nWOCNu7fffoXR1mikuPe5KIhkdV1LnUyDaChfTCsfxf1ocdrEspxZgUTbWdmi5iE5en7KIOdMzKxBIab5GljGC0CceWsrl849Za68EFQ7EYRsVA15l-Fgi8iIf0gvA9kd9N1mqOrkeamMW1EVFo45tfaS4tD_qJDojZE2DcpUDnPcxIHPu6cG3aGeSPA0-1no_MCxcd8NRHdUREMkR2OBGVRlhgCulAnJaPfhfbouXcU2gtb4k1QM8N3tarnWdGqLkNBxX-NDPpkZNtAgaHdhINwIib3DmYwnUAgfGGdvrXmcMcr4XsBdGdin5dmC6uXNxv5OgDMg_JS9NXKJxmxu_xycZTezs6JlWVbUoDRTfSAw2CEl-72gd-ys2xCvm8XtMOViyP4IZc04zw11Kp4Z3UqaAgDjBJjwLWXw)
21 октября 2015 года был объявлен Днем Back to the Future. Майкл Джей Фокс и Кристофер Ллойд в костюмах героев выступили на телевидении. Nike подарила Фоксу кроссовки без шнурков, Universal выпустила трейлер к «Челюстям 19». Мир вспомнил, что фильм предсказал удивительно верно: видеосвязь, прототипы планшетов, бесконтактные видеоигры, курорт во Вьетнаме (Спилберг в это особенно не верил), наконец, хипстерскую моду на одежду. В остальном мы, скорее, вспоминаем, чего лишились после завершения трилогии. Прежде всего, оптимизма.
Принцесса Диана не стала королевой Великобритании — она погибла. А Майклу Фоксу через год после съемок диагностировали болезнь Паркинсона, и спустя несколько лет блестящий актер фактически оставил кино (но продолжил активно сниматься в сериалах). У трилогии появились продолжения в виде романов, настольных и видеоигр. Но пока Земекис и Гейл живы, они обещают не допустить выхода четвертого фильма. Не только из-за Фокса. По мнению авторов, три части имеют структурный смысл, продолжение же станет чисто конъюнктурным решением, которое все испортит. Таким образом, «Назад в будущее» стал памятником прошлого и объектом чисто ностальгического культа.
Ностальгия пока защищает трилогию и от беспощадной ревизии, которой не избежал «Форрест Гамп», некогда восторженно принятый и сделавший Земекиса живым классиком. Сейчас фильм скорее считают конформистским и проблемным. К «Назад в будущее» у активистов тоже может возникнуть ряд вопросов. Сегодня бросается в глаза, что ни в настоящем, ни в прошлом, ни даже в будущем американского Хилл-Вэлли нет никаких меньшинств. Что касается женщин, только в XIX веке в трилогии появляется настоящая героиня — эмансипированная учительница, возлюбленная Дока. Мать Марти и его девушка больше объекты ухаживания и жертвы обстоятельств. Во второй части даже неловко смотреть, как Док вырубает девушку Марти, и они перетаскивают тело как колоду, чтобы девчонка не мешала ни делу, ни сюжету.
![«Назад в будущее» — почему продолжение трилогии Земекиса невозможно «Назад в будущее» — почему продолжение трилогии Земекиса невозможно](/images/main/nazad-v-buduschee-pochemu-prodoljenie-trilogii-zemekisa-nevozmojno-87aed5.jpg?from=https://kinopoisk-ru.clstorage.net/1bY6I1137/648b97HZ_G/DyIGkIzEg3FRuQwTePpmPV0iRVrydRySFDb0dNfkXTkUXIk0pTxrZzu8RGC5igpyv5bpRJV_a2s7AekRskbShxo0XozHk8F0RLpNA2GnNHhGahVQryIHjR425HSJtxlLIHSmGYocUF0X2Hp4vYkJcLufqQbIICAwJEuzf4xVotAmPmnG186FSEysFAw7-WUAAQJFTv9DEtsqCc0z_ORNezZZghq6MEthFv9taJmzcWm4n7UY9yU8HG5uslmXDJLBJhZJ8Nb1n3tqnSkoH81APwUDaFndRR7RGRzrFOLIe0wyeb4ckSVNVgbpXWirs0VMkJ2HFOIgER1ISLJmvyaB_DABfc_X5J15TL88DDLRUyIdOWx7-kkx1AI39SHE401xBn2KC50idmIb4G1VsL9lVKiHvg_rBR4-emOecpgNgcALGHro-c6PY0-6MSkZ9G8oPAhcfu5-CMo9PdEU28xPRzVeqhO6OnVBA9BRY4aWSH6IoKcfwC0cPXtMgUqrFKrHBQRo7drGlFtfsDcEM9t2KhIVfFP4VS_6MwTmMujla3wGcIU9nxRTYyryRWuil0Z3uIiHNeQnEjRTSKhVoz6q6DMoRPnT97x6ZLIQJAL-ezsJCWZ_0koeygwZ8y_q9EJyE3yFMpw8e0wFwVxLs5ptS6CziwH2DTApSEyLUr0Xp_E3PH3429G9c1GpOzEg9nEGPh9RfNRgCe8UIuc02cxQVjRRsxyaAXJSGMh-Wp2NS0OUvo8c8j4VAkVPj2y5HIzCMx9_18fjmmJzihMSJ_RsIyI1T37TeTHMNBbrFeXSUUMwQbAosQpTbAjFUWyQh0Vror6tGcEIFAptW4lDsjqx1Sk_Zf30x4R8co80NiXvQywyEGFgzn8hzRcryR3a9UhFDGGKCo8JUmIY1HJ2pLZFbqangBrPORotT3WpVrkwv_cqC17qxO-6U1y1DRUz2VcLHihSW_B5EPoyJs4o2OJ7WQx0gj-kMm95CNBwYa2scVG3h7w4xgMJDG54rEuHDa7dPhlm--fNk15jnhoWL-doHAUubFnnegv-DBnKFPPLelwTXagehDlOdSnnTnWrpkN_saCMGtI9BTVte6RGixCHxAw3ZNrm9Ld7UagyOj_uWzsyOVJzxmMU5Rsm4gz902ZDLluNLIIyTWQk93dqsLpgS7mjshLDPQsRb2iJZIAPv_o2O1re0eyTQ2ibCSYc20YoOT5iX_F2Jt4ZB-490fhFcD5QvR2jPmNXIt1hYoOLSkGEhYEV9w4FHVtXoVmiMpHxBxtI2cDJjWZptxk2EMJYDwcpYkPsWD7uKyXmP_XAbHMSYKQ-rztRWSrzeFWTjklUi6GSBf8IPRZjVb9nqjKKwBoEdsXv_ZFncL48DDPDYSE7LFZe11YT3TQR0BDhx3lTOl2MIa8AY20B00FJs4RMVaiLkBPVOjk-aFWwQZwgqvkUHlDtxuyvf3OpEykZ4Eg5JwFCe9J-PtU0JfQ3_sh9XhRwhjeyFkdOGf9zfomTVXSji40B7Aw3Ckh_jG-eMo3CJRdG08jkjERulikyI9ZkJDoCfGzUcSrTEwPkOt_NZH4nT4IMvRJgZiT7X2uDq0l9i4CWA_ALNQxYc7FXpDSc9w4rUufU4IxSYoguLS7idSQ6PE9f8Vw37C8F-SP_8HNCFlqCD54YWEQJ_EdYupxXXIGjqQ7yGxAhQmGkZ58Rm9cdMknVysugU1KAMAI02HYtNiFrU9hAA_U2AMED_89wdgxynw60PnZ_FMFlWYOHcFqjoYIfwQ01D1tok26VIZ71LSZV0eDEmFNhmhUwA_xWGAo_b2b9SRTLPj_wI-bqWm4aWq8_sRBOWSXZYnWmlH1JtLyJNfEFCQl5U4Jathed9RACa-fo7LJadr48FgTheyERDkBRwFQGyTA_4zn_x2d7BkaFAaM7S1EK1F5WuJdmU6O0lB_VMDUIeWCUSakluucwH1nR19CAeXCrByw4-motGC9De8RfL-wKAOQ34uddTClDihmZPVJfHOJsXpqRTHe8u6Mv7RkwOlpMikepPpP3Nits-MTnsn1QnjsHJPhUCz8zSHLCai_PGQDVOPXEWVkmfY0MoCRQRxPyQWOsn0l4urq2JNQ8JSpSX4BLljSj1BklcOn515pxb44aLjTbcgcQEHxY-WkO0jg4zB7Y71hRHXuxHaA5YHcG-HtFoZZVdJiSiSDwMRERb1GNTb4AktQ2GUbp--mzfFyXDzMTwHoMETlCevpHL_YdEOI_w9V_WzVQhCqbJkZcKN1zepucRVSFsJAO9yQxA3tetXGhBYTRDBZt-u_QjWNdjiYLHdVRBwUqYFHwfT31DjfZCPTmaHYWX6ARsx9yfQPidkybq19VpruQPewRHTl7S4tTnw-pxTkLcdfb8Z1qc6kcFAb9UA0eFHdk7kIx9Asf-hr863pfMn6pCbA9V0AG1HlLg7dwc5O6tT7_Ohw-Y0uibrYyvfUSJEX4zuuhW0m6Kw0T2mg5JSNDZfhzCfMgPNQ32tBaZzx2rSORI0d9FdxWSKu2QU2Wg6A18iA4HXlJvla6I5nWOCNu7fffoXR1mikuPe5KIhkdV1LnUyDaChfTCsfxf1ocdrEspxZgUTbWdmi5iE5en7KIOdMzKxBIab5GljGC0CceWsrl849Za68EFQ7EYRsVA15l-Fgi8iIf0gvA9kd9N1mqOrkeamMW1EVFo45tfaS4tD_qJDojZE2DcpUDnPcxIHPu6cG3aGeSPA0-1no_MCxcd8NRHdUREMkR2OBGVRlhgCulAnJaPfhfbouXcU2gtb4k1QM8N3tarnWdGqLkNBxX-NDPpkZNtAgaHdhINwIib3DmYwnUAgfGGdvrXmcMcr4XsBdGdin5dmC6uXNxv5OgDMg_JS9NXKJxmxu_xycZTezs6JlWVbUoDRTfSAw2CEl-72gd-ys2xCvm8XtMOViyP4IZc04zw11Kp4Z3UqaAgDjBJjwLWXw)
Впрочем, на все эти упреки есть ответ. Дело в том, что Док и Марти путешествуют не в настоящих прошлом и будущем, а лишь в отражениях-образах разных эпох, созданных массовой культурой. В своих путешествиях они видят только то, что уже знает зритель. Неслучайно Земекису меньше всего понравилось работать над будущим. Но и тут он чаще обращался не к своей собственной фантазии, а к штампам сай-фая. Например, в будущем были летающие машины. «Мы знали, что их не изобретут, но никак не могли не снять такое», — пояснял сам режиссер. Художественные решения Земекису подсказывала сама всеобщая вера в прогресс, характерная для восьмидесятых. Четвертый фильм про Дока и Марти сегодня невозможен просто потому, что изменились наши представления о прошлом — теперь оно представляется токсичным, неправильным, недостойным ностальгии. Обратите внимание, как сегодняшнее кино смотрит на те же рейгановские 1980-е: теперь они поле для страшилок вроде сериала «Очень странные дела».
Исчезла и вера в будущее — там маячат разве что зомби-апокалипсис или однообразные тоталитарные антиутопии в духе «Голодных игр». Неслучайно сегодняшние реинкарнации Дока и Марти, Рик и Морти, уже не пытаются поправить ход земной истории, а уходят в параллельные измерения и другие вселенные.
Источник: КиноПоиск
|
</> |